Архстояние

Архстояние

арт-парк

Выставка, г. Калуга

Здесь все смешалось — дети и взрослые, деревья и железные конструкции, стихи и музыка, танцы у огня и прыжки на батуте. Но этот хаос носит вполне упорядоченный характер. Здесь ничто не происходит «просто так». Художники, артисты и архитекторы показывают, как можно освоить любое пространство и сделать его обитаемым, как стать ближе к природе. Возможно, их старания не очень и подходят для реальной, бытовой жизни, но они заставляют остановиться, задуматься и потом, вернувшись в большой город, начать творить.

«Ротонда», «Капсульный отель», «Ворота Империи», «Вселенский разум», «Штурм неба», «Позолоченный телец» — эти объекты прошлых лет похожи на съемочные площадки фильмов. Находясь рядом с ними, нетрудно почувствовать себя героем фантастического блокбастера или сказки.

Фестиваль «Архстояние-2013», состоявшийся 26–28 июля, отличался от предшествующих тем, что в окрестностях Никола-Ленивца почти не появилось новых архитектурных объектов. Исключение — проект «Бобур» Николая Полисского, монументальное произведение из ивовых прутьев, чей внешний вид навеян парижским Центром Помпиду.

Главная идея нынешнего фестиваля — показать… архитектуру без архитектуры. Пространство заполняли не ландшафтные шедевры, а люди. Здесь все одновременно понарошку и всерьез: виртуальный мир, завладевший нами сегодня, как бы перенесся и на площадку фестиваля, участники которого показывали, что возможно, а что не случится никогда.

Немного по-тарантиновски выглядели «люди в черном» — около 100 человек, участвующих в перформансе «Выход из леса» Филиппа Григорьяна и Валентина Цзина. Две группы людей медленно двигались по лесу и полю. Накрапывающий дождь их не останавливал — с отрешенными лицами они шли дальше, как будто видели впереди цель и направлялись к ней.

Шок у некоторых посетителей вызывал перформанс «Без названия» Ольги Кройтор. На перекрестке двух дорог в прямоугольной яме, напоминающей могилу, лежала обнаженная девушка — сама автор проекта. Ее прикрывали лишь длинные каштановые волосы да стеклянная крышка. Девушка лежала с открытыми глазами и внимательно наблюдала за реакцией проходящих мимо людей.

Каждые 30–40 минут сотрясал землю объект под названием «Две сферы» немца Юлиуса фон Бисмарка. Гул от падения огромной гири с высоты 15 метров разносился на много километров вокруг. По замыслу устроителей фестиваля, эта искусственная сейсмическая активность должна была организовать все пространство «Архстояния».

Следуя главной идее фестиваля — раздвигать границы восприятия, — инсталляция «Общение овощей» привлекала посетителей своей неожиданностью и чувством юмора создателей. Арбуз пел, баклажан читал стихи, а тыква о чем-то горестно вздыхала. А инсталляция «Голос леса» от объединения Electroboutique знакомила всех со звуками природы: жужжание насекомых, пение экзотических птиц и многие другие звуки раздавались при легком нажатии на клавиши рояля, спрятанного в лесу.

Своими руками можно было включить и более привычные шумы — моря, дождя, грозы, ветра, автомобилей. Для этого нужно было прийти на Аллею трясогузок и запустить «шумелки» кинетической инсталляции Петра Айду «Зов», после чего, закрыв глаза, можно было представить себя где угодно — от берега океана до партера в театре.

Многие перформансы разыгрывались в статичных объектах прошлых лет. Например, в «Ротонде» читали стихи. В «Арке» Бориса Бернаскони другой художник — Фёдор Павлов-Андреевич — устроил перформанс «Домик подвешенного». Фёдор висел в плетеной сетке, показывая, как можно зависнуть между прошлым и будущим.

Есть о чем подумать в такие мгновенья.

с 26 Июля по 28 Июля ежегодно

  • Никола-Ленивец, Калужская область, Дзержинский район
У Вас есть интересные фотографии о Архстоянии?

Чтобы мы сохранили авторство фотографий за Вами, вам нужно авторизоваться через одну из соцсетей.

Комментарии

Оставить комментарий