Японский меч: прекрасный и смертоносный

Японский меч: прекрасный и смертоносный

Удивительное сочетание противоречий и контрастов отличает Японию от других стран мира. Продвинутые технологии и взгляд в будущее соседствуют здесь с уважением к прошлому и бережным отношением к традициям. Например, в современной Японии до сих пор существует и почитается профессия кузнеца, которая в большинстве стран давно считается устаревшей. Секреты этого непростого ремесла, прошедшего через столетия и оставшегося почти неизменным, у японцев по сей день передаются от отца к сыну, от учителя к ученику.

Японская школа оружейно-кузнечного ремесла — одна из древнейших в мире. В Стране восходящего солнца мастера, изготавливающие традиционные мечи, всегда обладали высоким социальным статусом, и в современном мире они по-прежнему очень уважаемы. Стать кузнецом совсем не просто: прежде всего, необходимо найти учителя, который согласится передать свои секреты мастерства. Ученик должен помогать ему во всем и годами терпеливо постигать тайны древнего искусства, дошедшие до нас сквозь века.

Для японцев меч, изготовленный искусным кузнецом-оружейником, — символ божественной чистоты, а также доблести, чести и достоинства воина. Ему приписываются ритуальное и магическое значения, в современном обществе он считается лучшим оберегом для дома. Создание меча больше похоже на ритуальную церемонию, чем на производственный процесс, но именно благодаря тому, что мастера сохраняют древние обычаи и соблюдают процедуру, традиционный меч дошел до нас практически в первозданном виде.

Мало кто не слышал об оружии под названием катана или не видел его в кино. Однако, вопреки устоявшимся представлениям, это лишь один из видов японского меча. Есть и другие типы, среди которых вакидзаси (короткий меч), составляющий вместе с катаной (длинным мечом) пару — дайсё. Существуют также тати — длинный меч, который воины часто носили в паре с кинжалом танто, и цуруги — прямой обоюдоострый меч. В Японии дают имена оружию не только в зависимости от вида, но и согласно времени его рождения. Словом «кото» обозначают мечи, произведенные до 1596 года, «синто» — созданные с 1596 до 1868 года, а «гэндайто» — с 1868 года по сей день.

Японские мастера работ выделяют три основных составляющих красоты меча: дзиганэ (поверхностная сталь), линию хамон (рисунок, проявляющийся на лезвии после заточки) и катати (форма клинка). Один из главных факторов — отсутствие трещин и любых других дефектов. Создавая меч, кузнец уделяет внимание каждой мельчайшей детали, стремясь достичь совершенства.

Изготовление японского клинка — это настоящее таинство, в котором сливаются воедино традиционные металлургические технологии, элементы ювелирного искусства и ритуальное действие. Цель мастера — создать не только эффективное оружие, но также истинное произведение искусства, которое доставит эстетическое наслаждение наблюдателю. Настоящий японский меч изящен, удивительно красив и одновременно скромен, он отражает присущую этой стране утонченность и сдержанность.

В Японии существует множество легенд, связанных с этим видом оружия и мастерами, которые его изготавливают. Противоречивая суть меча, который способен нести и красоту, и смерть отражается в легенде о двух кузнецах — Масамунэ и Мурамасе. Согласно одному из сказаний, чтобы сравнить мастерство, они опустили свои лучшие клинки в ручей, по которому плыли лотосы. Острое оружие Мурамасы легко и жестоко рассекало пополам их цветки и листья, наткнувшиеся на лезвие, а тонкий искусный клинок Масамунэ лотосы плавно огибали, не получив и царапинки, так как по преданиям мечи этого мастера не могли причинить вред невинному.

Эта история об известнейших мастерах отражает двойственную сущность оружия, но, на самом деле, лишь легенда, так как Масамунэ и Мурамаса жили в разное время. Тем не менее, их клинки действительно обладают уникальными свойствами и совершенно разными характеристиками.

Масамунэ (1288 — 1328) был искусным кузнецом, которого называли лучшим и самым известным оружейником своего времени. Его клинки считались атрибутом спокойного, благородного и невозмутимого воина. Легенды гласят, что они способны наделять человека уравновешенностью и мудростью, даруя ему мир в душе. Масамунэ прославился тем, что создал уникальную для своего времени технологию изготовления сверхпрочных мечей сосю, по которой работало несколько поколений его учеников. Достоверных фактов о биографии этого кузнеца почти не сохранилось, но принято полагать, что расцвет его мастерства приходился на начало XIV века.

Считается, что Масамунэ намеренно не подписывал свои клинки: они оказались настолько искусны, что их невозможно было подделать.

Его работы, отличающиеся не только прочностью, но также завораживающей красотой, по сей день ценятся чрезвычайно высоко. В наше время даже существует премия имени Масамунэ, присуждаемая лучшим мастерам оружейного дела.

Противоположность клинкам Масамунэ — «злые» мечи Мурамасы, знаменитого кузнеца, жившего в XVI веке, основателя своей оружейной школы. Японцы верят, что его творения отличаются особой остротой, жаждут жестокости и кровопролития и подталкивают владельца к убийству или самоубийству. По легенде Муромаса был превосходным кузнецом, но при этом вспыльчивым и неуравновешенным человеком, и клинки, созданные им, перенимали тяжелый характер создателя. С XVII века мечи Муромасы даже были запрещены и подверглись гонениям, так как сёгуну Токугаве Иэясу предсказали смерть от клинка этого мастера.

И Масамунэ, и Муромаса — основоположники школ и династий кузнецов-оружейников, обладавших влиянием и огромной славой в свою эпоху. Однако не все великие династии остались в прошлом — некоторые из них существуют до сих пор. Сегодня в Японии, где право ковать мечи имеют около 300 человек, к ремеслу по-прежнему относятся с профессиональной и церемониальной серьезностью и пускают в узкий круг только тех людей, которые действительно готовы полностью посвятить себя профессии.

Одна из самых знаменитых династий — Фудзивара Канэфуса, история которой уходит к XIII веку. Основателем династии был легендарный оружейник, создавший «Клевер Фудзивары» — знаменитый хамон, секрет которого передавался столетиями от отца к сыну. Сегодня династию представляет Фудзивара Канэфуса XXV — известный кузнец, входящий в число лучших в современной Японии. Это имя также известно благодаря XXIII представителю династии. После Второй Мировой войны производство традиционных мечей в Японии было запрещено, Фудзивара Канэфуса XXIII вместе с группой единомышленников обратился к императору и убедил его отменить запрет, отстояв право на труд и сохранение знакового для страны ремесла.

Фудзивара Канефуса XXV — не единственный современный потомок древней династии. Гассан Садатоси, родившийся в 1946 году, также один из самых известных потомственных кузнецов. Он представляет династию Гассан, история которой длится более 800 лет. Мастера этой школы создали свой неповторимый волнообразный стиль ковки, получивший название «аясуги хада». Клинки Гассана Садатоси, перенявшего секреты предков, достигли такого уровня совершенства, что в 1982 году получили особый статус «не нуждающиеся в оценке», а его отец и учитель Гассан Садаити и дед Гассан Садакатцу были столь искусными кузнецами, что имели титул «Живое национальное достояние Японии». Кроме того, у Гассана Садаити мастерству обучался Фудзивара Канэфуса XXIV, что связывает легендарные династии между собой.

Еще один потомственный оружейник — Ёсиндо Ёсихара, авторитетный японский кузнец, также имеющий почетный титул «не нуждающийся в оценке». Мастер и его младший брат обучались ремеслу у своего деда, который в начале прошлого столетия изготавливал мечи для многих высокопоставленных японцев. На сегодняшний день Ёсихара единственные кузнецы, которым разрешается держать мастерскую в пределах Токио.

Трепетное отношение к традициям и стремление сохранить лучшее из того, что было в прошлом, сделало японский меч одним из самых совершенных и узнаваемых видов оружия в мире. Однако сегодня секреты мастерства уже не так тщательно скрываются, и достоверные мечи самураев начинают изготавливать не только в Стране восходящего солнца. Современные кузнецы даже становятся героями телешоу, — так в программе «Между молотом и наковальней» телеканала HISTORY мастера соревнуются в создании исторически точных копий оружия разных стран и эпох. Для них важно соблюдение традиций и достоверности, так как они стремятся создать произведение искусства, а не простую копию.

Мастера по-прежнему бережно хранят традиции, продолжают ответственно и уважительно подходить к своему ремеслу и придерживаться высокой планки, заданной предками. Благодаря красоте и изяществу, созданные в Японии мечи являются объектом повышенного интереса коллекционеров и любителей исторического оружия в современном мире. И хотя они уже не могут применяться в битвах и сражениях, их эстетическая функция сохраняется по сей день.

Комментарии

Оставить комментарий
Галина Сапрыкина
Галина Сапрыкина
17 Мая 2016

Страна: Флаг Японии Япония

Япония фото
  • Валюта:
    японская иена
  • Употребляемые языки:
    японский
  • Получение визы:
    Виза через посольство
  • Столица:
    Токио
еще...
Подписка на журнал