Быстрый вход / регистрация (кликните на вашу соцсеть)
Мне интересна:
В ГЛУБИНЕ — ПОЗНАНИЕ

В ГЛУБИНЕ — ПОЗНАНИЕ

Международная морская экспедиция Five Deeps («Пять глубин»), стартовавшая в декабре 2018 года, еще продолжается, но уже совершила настоящую революцию в научном мире. Цель, заявленная авторами проекта, — покорить с помощью пилотируемого аппарата глубочайшие места всех пяти океанов — поначалу казалась неосуществимой. Но прошло всего восемь месяцев, и грандиозный замысел уже близок к триумфальному завершению. 
 
На сегодняшний день экспедиция покорила морские пучины Южного, Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Остался последний рубеж — Северный Ледовитый океан: погружение во впадину Моллой, самую глубокую его точку, запланировано на август-сентябрь этого года.
 
Экспедиция «Пять глубин» на борту научно-исследовательского судна Pressure Drop в составе чуть более 40 человек начала плавание с Атлантического океана. 21 декабря 2018 года Виктор Весково первым в мире опустился в желоб Пуэрто-Рико на глубоководном аппарате Limiting Factor. На спуск ушло около 2,5 часов, и, благополучно достигнув отметки в 8376 метров во впадине Браунсон, Весково стал единственным жителем планеты, воочию увидевшим глубочайшее место Атлантики, и вторым человеком в истории после режиссера Джеймса Кэмерона, совершившим одиночный спуск глубже 5 тысяч метров. 
 
Батискаф Limiting Factor — проект Triton 36000/2 американской компании Triton Submarines. По утверждению проектировщиков, надежность конструкции двухместного аппарата, изготовленного с применением синтактической пены, позволяет безопасно совершать тысячи экстремальных погружений в любой точке. Проектная максимальная глубина — 11 тысяч метров, но испытания показали, что судно выдерживает давление водяного столба высотой до 14 тысяч метров. 
 
Пилот и пассажир могут наблюдать за происходящим впереди и внизу за бортом через три акриловых окна конусообразной формы толщиной в несколько дюймов. Четыре широкоугольные камеры и четыре камеры с 4К-разрешением рассчитаны на работу в условиях слабого освещения и позволяют отслеживать и фиксировать все события вокруг. 10 внешних светодиодных установок яркостью по 20 тысяч люмен каждая обеспечивают освещение в кромешной тьме океанских глубин. Судно укомплектовано оборудованием для отбора проб и многоосным гидроманипулятором. Время автономного плавания — 16 часов, система спасения позволяет бороться за жизнь экипажа на протяжении еще четырех суток. Работоспособность всех систем обеспечивает аккумуляторная батарея мощностью 65 киловатт-часов. 
 
Батискаф работает в сопровождении специализированного научно-исследовательского судна Pressure Drop. На судне размещен многолучевой гидролокатор Kongsberg EM124. Его задача — производить 3D-визуализацию подводного рельефа, чтобы определять места погружений и составлять с высоким разрешением карты океанского дна.

«МОРСКОЕ ДНО 2030»

На втором этапе в феврале 2019 года экспедиция отправилась в Южный океан, воды которого, снискавшие дурную славу у моряков из-за переменчивой погоды и свирепых штормов, остаются практически неисследованными. Цель — достичь дна самого глубокого участка Южно-Сандвичева желоба, расположенного к северу от Антарктиды в районе одноименных островов. Историческое событие свершилось 4 февраля. Весково снова стал первым в мире — в одиночку опустился на глубину 7434 метра. 
 
Следующие три дня океанологи изучали весь желоб, часть которого пролегает на юго-западе Атлантического океана. Впервые была составлена подробная карта его дна, и картографирование привело к новой сенсации: в Атлантике ученые нашли новую глубочайшую точку Южно-Сандвичева желоба — отдельную безымянную впадину в 40 милях к западу от впадины Метеор, прежде считавшейся «пиком» глубины (8202 метра). Согласно замерам, новая низшая точка впадины находится на уровне минус 8266 метров. К сожалению, погодные условия не позволили совершить погружение: при спуске Limiting Factor на воду разбушевавшиеся волны едва не повредили аппарат о борт судна сопровождения. 
 
На пути в Кейптаун экипаж, используя гидролокатор, продолжал исследовать донный рельеф этой неизвестной ученым части Мирового океана. Все полученные данные будут переданы проекту «Морское дно 2030». Это совместная программа японской некоммерческой организации Nippon Foundation и одной из старейших международных инициатив GEBCO (Генеральная батиметрическая карта океанов). GEBCO была запущена в 1903 году принцем Монако Альбертом I, который также известен как ученый-океанограф. Цель проекта — составить к 2030 году полную карту дна Мирового океана, сделав ее доступной для каждого.
После небольшой передышки в апреле экспедиция переместилась в Индийский океан, где исследователям предстояло первыми в мире побывать на дне Зондского (Яванского) желоба. С помощью гидролокатора ученые вычислили самую глубокую точку: она находится в центральной части желоба, к югу от индонезийского острова Бали. 5 апреля Виктор Весково вновь совершил рекордное одиночное погружение, достигнув отметки в 7192 метра. На следующий день на глубину 7180 метров опустился экипаж из двух человек в составе пилота Патрика Лахи и пассажира — британца Алана Джеймисона, главного ученого экспедиции. Они исследовали геологические образования, уточнили рельеф дна и открыли по меньшей мере четыре новых вида глубоководных животных. 
 
Позже специалисты провели детальное картографирование еще одной глубоководной части Индийского океана, в зоне разломов Диамантина у западного побережья Австралии. Беспилотный модуль Ньюкаслского университета, проработав шесть часов на глубине, впервые собрал в этом районе биологические образцы, в том числе неизвестных науке амфиподов, измерил температуру воды и перепроверил глубину. Ее максимальный показатель — 7019 метров, на 60 метров меньше, чем считалось раньше. Таким образом, в дебатах о самом глубоком месте Индийского океана, пожалуй, пока можно поставить точку. 
 

ТРИ ПЛЮС ПЯТЬ

Всего через две недели команда была уже в западной части Тихого океана у острова Гуам, где ее ждал самый знаковый этап — спуск на дно Марианской впадины. Прежде лишь трем смельчакам удавалось совершить подобное. 23 января 1960 года первопроходцами стали швейцарец Жак Пикар и американец Дон Уолш. На батискафе Trieste они опустились в так называемую Бездну Челленджера, где на глубине 10 918 метров провели примерно 20 минут. Следующий отважный подводник появился лишь спустя 52 года: 26 марта 2012-го режиссер Джеймс Кэмерон впервые в мире в одиночку погрузился на батискафе Deepsea Challenger в желоб, достигнув отметки в 10 908 метров. На дне он находился около трех часов. Символично, что к экспедиции «Пять глубин», несмотря на преклонный возраст, присоединился Дон Уолш, пилот батискафа Trieste.
Чтобы определить самую глубокую точку Мирового океана, исследователи провели гидролокационную разведку и отправили беспилотник Skaff для сбора данных о глубине, температуре, течениях и солености воды. И 28 апреля в мировой океанологии произошло историческое событие: Весково один опустился в Бездну Челленджера, достигнув новой максимальной глубины в 10 928 метров, что было засвидетельствовано представителем компании DNV GL, которая занимается консалтинговыми услугами и менеджментом риска. Операция продолжалась около 12 часов, на дне пилот провел 248 минут, установив еще один рекорд. С собой Виктор Весково взял памятный для него ледоруб, с которым он в 2010 году совершил восхождение на Эверест. 
 
1 мая, всего через 72 часа после очередной победы, Виктор снова оказался один на дне Бездны Челленджера: 217 минут он посвятил видеосъемке и изучению местности, где, к своему удивлению, обнаружил пластиковый мусор. Спуск омрачила потеря беспилотника Skaff, который увяз в морских отложениях. Выручать его 3 мая в батискафе отправились Патрик Лахи и Джонатан Струве, представитель DNV GL. Они нашли аппарат и, используя руку-гидроманипулятор, помогли ему вырваться из донного ила. Самая глубоководная в мире спасательная операция завершилась успешно, Skaff с разряженными аккумуляторами всплыл на поверхность целый и невредимый.
 
Последнее, четвертое погружение в Бездну Челленджера состоялось 5 мая. Пилотировал Limiting Factor снова Патрик Лахи, ему ассистировал Джон Рэмси, дизайнер батискафа. Экипажу предстояло собрать камни для анализа, но, увы, гидроманипулятор вышел из строя (с аналогичной проблемой столкнулся семь лет назад и Джеймс Кэмерон). С остальными научными задачами — сбором биообразцов и видеосъемкой — акванавты успешно справились за три часа. Научная любознательность не позволила команде покинуть Марианскую впадину, оставив без внимания впадину Сирены, ведь в нее еще никто не погружался. 7 мая Весково и Алан Джеймисон провели на дне Сирены 176 минут, барражируя вдоль валунных полей на глубинах от 10 300 до 10 700 метров. Им удалось раздобыть несколько бесценных для науки образцов горных пород, но помог не манипулятор, а случай. Limiting Factor, сталкиваясь с большими камнями, откалывал от них фрагменты, которые застряли в нижней части конструкции. Выдающийся итог четвертой миссии — всего за несколько весенних дней 2019 года сразу пять человек стали покорителями Марианской впадины.

БЕЗ БЕЛЫХ ПЯТЕН

Попрощавшись с Марианской впадиной, экспедиция взяла курс на южную часть Тихого океана, ко второй по глубине океанической впадине планеты и первой в Южном полушарии — желобу Тонга. На этот раз сенсации не случилось. 5 июня Весково в сопровождении двух беспилотников достиг отметки в 10 823 метра ниже уровня океана, вновь став первым в мире, кому это удалось. По его словам, он оказался посреди плоской песчаной равнины, похожей на огромную пустыню. Во время этого погружения случился самый серьезный инцидент за всю экспедицию: в одну из распределительных коробок субмарины попала вода, что привело к короткому замыканию. Это вынудило Весково начать подъем раньше.
 
На устранение поломки требовалось двое суток. Такая задержка нарушила бы график экспедиции, поэтому намеченное погружение во впадину Горизонт, в котором должны были принять участие Весково и Хизер Стюарт, представительница британского Королевского географического общества, отменили. Временный выход из строя Limiting Factor компенсировала дружная работа подводных беспилотников. Они выполнили все задачи, а гидролокатор провел детальное картографирование 13 100 квадратных километров океанского дна. В качестве приятного итога изучения впадины Горизонт исследователи отметили, что, в отличие от Зондского и Марианского желобов, в ней не обнаружено никаких признаков антропогенного загрязнения.
Последний, пятый — Северный Ледовитый — океан ждет исследователей в конце августа — начале сентября. Весково планирует опуститься на дно самой глубоководной его части, во впадину Моллой, расположенную в 160 километрах от Шпицбергена. Согласно предварительным данным, ее глубина — 5573 метра. 
 
На протяжении всего проекта экспедиция «Пять глубин» неуклонно следует девизу «В глубине — познание» и использует любые возможности для погружения в районах, представляющих научный и исторический интерес. По данным Национальной ассоциации океанических и атмосферных исследований США, более 80% океанского дна до сих пор не картографировано. Но, похоже, в скором времени, благодаря судам проекта Triton 36000/2, человечество накроет волна выдающихся открытий. Они раскрасят последние белые пятна на карте мира и пополнят энциклопедии новыми знаниями. 
 

Комментарии

Оставить комментарий
Ирина Осипьянц
Ирина Осипьянц
17 Июля 2019

Страна: Флаг Гуама Гуам

Гуам фото
  • Валюта:
    американский доллар
  • Употребляемые языки:
    английский, чаморро
  • Получение визы:
    Безвизовый въезд
  • Столица:
    Хагатна
еще...