Противостояние и равновесие

Противостояние и равновесие

quaswex131

Флоренцию, которую ее могущественные правители и талантливые уроженцы столетиями превращали в великолепный музей под открытым небом, вряд ли можно глубоко исследовать за пару дней. Но можно успеть почувствовать — найдя баланс между классикой и современниками, между сосредоточенными наблюдениями и прекрасной ленью.

Лето во Флоренции — особое время. Не только потому, что погода располагает к долгим прогулкам (хотя, например, в августе здесь жарковато), а гостеприимные бары приглашают на аперитив. Летом оживают флорентийские общественные пространства, небольшие площади и сады — здесь проходят бесчисленные музыкальные представления, от стихийных выступлений уличных артистов до оперных концертов, организованных мэрией. В июле можно услышать лучшую оперную классику во внутреннем дворе палаццо Питти, посетить фестиваль современной музыки и даже бесплатно насладиться джазом на вечерних концертах в парке Пратолино. По вечерам в конце недели небольшие закрытые площади превращаются в танцплощадки на открытом воздухе — современные ритмы можно уловить даже под арками знаменитой Loggia di Pesce, построенной Вазари по заказу Козимо I Медичи. Открытая со всех сторон аркада предназначалась для рыбного рынка — 12 панно, изображающих рыболовные и другие «морские» дела, можно увидеть и теперь, хотя они восстановлены не так давно, в 1956 году, а прежние украшения лоджии оказались в музее еще во времена объединения Италии. А на пьяцца Савонарола, по свидетельству охочих до танцев иностранных студентов флорентийских университетов, есть даже секретный бар: если повезет, то можно увидеть, как он открывается в одном из вечно закрытых киосков на площади теплым июньским вечером.

Летняя Флоренция позволяет не быть серьезным. Она рада всем — и беззаботным туристам, и саркастично настроенным хипстерам. И тем, и другим придется по душе пьяцца Санто-Спирито — как говорят флорентийцы, самое богемное место в городе. Здесь любят проводить время местные жители, и именно поэтому вокруг площади расположились одни из самых недорогих ресторанов, а в светлое время суток здесь можно застать очаровательный блошиный рынок. Это настоящая Мекка неторопливого и почти бесплатного повседневного отдыха: незапланированные поэтические выступления на соборных ступенях, брейк-данс на вековой брусчатке, немноголюдный бесплатный концерт в Volume на северном конце площади. Это заведение (во Флоренции таких немало) — смесь кафе, библиотеки и музея, как характеризуют его сами создатели, выставляя творения местных художников и давая сцену неизвестным, но многообещающим музыкантам. Похожий дух царит в Le Murate на виа Гибеллина, старом здании монастыря, превращенном затем в тюрьму, а теперь служащем культурным нуждам — в июле здесь пройдет фестиваль африканской музыки.

Фасад палаццо Питти, построенного Брунеллески в качестве новой резиденции для герцогов Медичи, остался недоделанным. Это создает резкий контраст ренессансному великолепию внутреннего убранства. Так же контрастируют, составляя на самом деле единое целое, слегка затененные залы Академии и галереи Уффици и пляжный бар Easy Living на берегу Арно, куда и туристы, и местные ходят в летние дни с не меньшим удовольствием, чем в музей. А еще можно вдоволь наплаваться в одном из муниципальных бассейнов (цена абонемента на полдня сравнима с ценой музейного билета, а иногда оказывается и более привлекательной).

Лучшая флорентийская еда — panino con lamperdotto. Сегодня его, наверное, стоит записать в бургеры, хотя в действительности это нижняя часть желудка коровы. Но когда ее подают с хрустящим, посыпанным мукой хлебом и в ароматном соусе, этот факт перестает иметь значение. Лучший вид на Дуомо — из кафе на крыше публичной библиотеки Oblate, любимого флорентийскими студентами. Ярким примером того, как во Флоренции сочетаются доступность и эксклюзивность, экономия и шик, стоит признать местные питьевые фонтаны. Их действительно много, что летом оказывается очень кстати, но при этом большинство из них оформлено изящными мраморными чашами и скульптурами — если не прямо ренессансными, то как минимум в духе Возрождения.

Поклонникам настоящей флорентийской роскоши город решил преподнести в этом году как можно больше сюрпризов. Главной темой эксклюзивного маршрута должно стать не светское (каким мы привыкли считать Ренессанс), а религиозное искусство. В палаццо Строцци открыта выставка «Божественная Красота» (Bellezza Divina), где выставлены лучшие образцы слияния искусства и религиозного поиска в XIX–XX веках — среди них Ван Гог и Шагал. В конце 2015 года начала свою работу новая часть музея Opera del Duomo — он был основан еще в конце XIX века для того, чтобы выставлять произведения искусства, связанные с Флорентийским собором, для которого работала плеяда блестящих художников разных эпох. Строительство и обустройство нового музея (автором концепции стал музеолог Тимоти Вердон, а создателями архитектурного проекта — Адольфо Наталини и бюро Guicciardini & Magni) его администрация целиком взяла на себя — учитывая итоговую стоимость работ в 45 миллионов евро, это можно считать серьезным шагом. Новая экспозиция (ей отведено 25 залов на трех этажах) насчитывает 750 предметов, среди которых бронзовые и мраморные скульптуры Микеланджело, Донателло, Арнольфо ди Камбио, Лоренцо Гиберти, Вероккьо и других. Треть из предметов зрители увидят впервые, они отреставрированы или просто раньше находились в запасниках — среди них знаменитая «Мария Магдалина» Донателло, Северные двери флорентийского Баптистерия работы Лоренцо Гиберти и скульптурные панели, созданные Антонио дель Поллайоло — 27 золотых и семь полихромных.

Кроме того, что музей дает возможность по-новому взглянуть на уже известные шедевры и познакомиться с другими, он показывает и достижения научной архитектурной реконструкции. Впервые посетители смогут увидеть масштабную модель (из резины и мраморной крошки) фасада флорентийского собора, начатого Арнольфо ди Камбио в 1296 году, так никогда и не законченного и затем уничтоженного в 1587-м: для его украшения были собраны четыре десятка статуй треченто и раннего кватроченто, в том числе работы Донателло, Нанни ди Бьянко и самого ди Камбио.

Нынешних флорентийских мастеров, которые кропотливо восстанавливают созданное их далекими предшественниками, готовит основанная в 2012 году художником ирландского происхождения Дони Макманусом Scuola di Arte Sacra, где художественные и реставрационные техники изучают вместе с историей искусства и теологией. Ученики и выпускники сразу начинают трудиться над реставрацией — для выполнения такой работы по заказам существует отдельная открытая мастерская (все это звучит так, будто на дворе все еще Ренессанс).

Уважение к традиционным техникам и приемам флорентийских мастеров присуще не только реставраторам — современные флорентийцы, занятые ручным трудом и ремеслами, тоже стараются следовать традициям. Например, Паоло Пенко, дизайнер и скульптор, по старым техникам местных ювелиров создает уникальные украшения — их можно приобрести в самом центре города, в двух шагах от пьяцца Дуомо. Другой магазин с настоящими традиционными товарами работает на одном и том же месте с 1955 года и принадлежит семье Мазелли — здесь изготавливают удивительные резные рамы ручной работы. По старой технологии их делают из цельного куска дерева, золотят и серебрят традиционными методами — их соблюдение подтверждено специальной ассоциацией, которая охраняет ремесленное наследие во Флоренции. Здесь множество других уникальных мастеров, возможно, не таких строгих в отношении ремесленных традиций, но создающих неповторимые предметы, — их можно буквально отследить по карте, в приложении Arttour. Оно работает во всей Тоскане и показывает местонахождение не только мастерских, но и связанных с ремесленным трудом шоурумов и галерей.

Сохранение традиций вовсе не затормаживает движение вперед — именно об этом говорит огромная золотая черепаха, установленная на площади Синьории: до октября здесь проходит выставка бельгийского художника Жана Фабра. Скульптура называется «Утопия», а сидящий на черепахе всадник не только оказался напротив знаменитого конного памятника Козимо Медичи, но и напоминает своими скульптурными формами, как считают критики, фонтан работы Валерио Чиголи 1560-х годов, созданный по заказу того же Козимо. Этот блестящий на солнце гигант оказывается крепко связанным со всей предшествующей флорентийской историей — и движет ее вперед. Черепаха идет медленно, но финиша достигает первой — так понимали это могущественные флорентийцы, для которых она была фамильным гербом.

Комментарии

Оставить комментарий
Изабелла Радаелли
Изабелла Радаелли
10 Августа 2016

Страна: Флаг Италии Италия

Италия фото
  • Валюта:
    евро, EUR
  • Употребляемые языки:
    итальянский
  • Получение визы:
    Виза через посольство
  • Столица:
    Рим
еще...
Подписка на журнал