![Выйти из сансары](/photos/big/India1.jpg)
Выйти из сансары
В Индии много священных мест, но гора Аруначала рядом с городом Тируваннамалай — особенная. Уже нахождение рядом с ней приводит, по верованиям индийцев, к прекращению череды перерождений и выходу из колеса сансары, то есть освобождению от всех страданий и ограничений материального существования.
![Аруначала даже не гора, а просто большой холм. но это одно из самых священных мест в Индии.](/photos/big/India3.jpg)
Каждое утро на обочине дороги десятилетняя Мадхави расстилает газеты и выкладывает на продажу папайю. Она родилась и живет в Тируваннамалае, или попросту Тиру, небольшом городе на юге Индии. Уже неделю мы с ней видимся каждый день и успели стать приятелями. Она предпочитает торговать рядом с храмом богини Дурги. Здесь, говорит она, больше людей, сложнее попасть под колеса, — автомобильное движение в Тиру подчиняется не правилам, а какой-то особенной интуиции, во всей своей глубине понятной только индийцам.
На улице жарко, покупателей мало. Мы с Мадхави устраиваемся поудобнее в тени дерева. Рядом продавец кокосового молока ловко разделывает орехи огромным мачете. С земли груда скорлупы выглядит размером с гору Аруначалу, виднеющуюся за храмом. Согласно легенде, Аруначала — это сам Шива, обратившийся в гору. Раз в год на праздник Картикай Дипам на ее вершине зажигается огромный огонь, напоминающий о величии Шивы и о том, что благие дела человека должны быть размером с гору. В ее пещерах и сейчас сидят просветленные садху. Кто-то утверждает, что наблюдал их ночью в виде огоньков, летающих вокруг горы.
![](/photos/big/India4.jpg)
Время от времени недалеко от нас останавливаются грузовики, автобусы, мопеды. Их водители покупают лаймы, гирлянды цветов и скрываются за дверями храма, предварительно обойдя несколько раз вокруг постамента с девятью идолами. Мадхави перехватывает мой взгляд и поясняет, что богиня Дурга — одно из грозных проявлений Парвати, жены Шивы. В храме водители освящают машины. Богине подносят лаймы и цветы. Часть из них потом вешают на автомобили, чтобы уберечься от несчастий и бестолковых водителей. Лаймы очищают от скверны, а цветы — просто подарок красивой Дурге. Девять идолов перед храмом — это грахи, небесные тела, каждое из которых отвечает за какую-то сторону нашей жизни. В момент рождения человека они стоят в определенном положении на небе и наделяют новорожденного чертами характера. В здешних краях много храмов, посвященных грахам. Если хочешь стать умнее или освоить что-то новое, то нужно молиться в храме Меркурия, если проблемы в личной жизни — то прямая дорога в храм Венеры.
Мадхави видит мои сомнения и насмешливо спрашивает: «Может, ты и в гороскопы не веришь? Езжай в Вайтисваранкойл. Там астрологи предсказывают будущее по пальмовым листьям. Это недалеко, всего в четырех часах езды на автобусе».
![По праздникам улицы Тируваннамалая заполняются нескончаемым людским потоком.](/photos/big/India5.jpg)
ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ СУДЬБЫ
Примерно в 170 километрах южнее Тиру, в небольшом городе Вайтисваранкойл на протяжении многих поколений трудятся астрологи Нади. Здесь верят в астральные силы и в предначертанную судьбу. В городке 16 семей чтецов. В их кабинетах нет волшебных шаров, свечей или старинных книг. Офис чтеца судьбы похож на потрепанное временем государственное учреждение в небольшом российском городке.
Пропустив перед собой корову и отогнав с дороги десяток кур, подхожу к офису чтеца. Внутри обстановка аскетичная: вентилятор, стул и стол, за которым сидит секретарь. В его обязанности входит записать имя клиента, дату рождения и взять отпечаток большого пальца правой руки у мужчин, левой — у женщин. Позже данные передаются предсказателю, чтобы тот нашел нужную пачку пальмовых листов. Пока мы ждем чтеца, помощник рассказывает, что семья его босса Ажита занимается этим ремеслом на протяжении 14 поколений, а все семьи предсказателей — родственники. Текст на листьях написан несколько тысяч лет назад. Но судьбы составлены не для всех людей в мире, а только для тех, кому предначертано приехать за предсказаниями. Для некоторых судеб листьев не находят. Значит, они потерялись во время войн или переездов. Сейчас же все предсказания тщательно оберегаются, и как только начинают портиться, их переписывают. Оригиналы хранятся в квартале отсюда в храме Марса.
![К садху часто обращаются за разрешением споров или за советом.](/photos/big/India6.jpg)
Из кабинета выходит мужчина в белой рубашке и юбке. За Ажитом семенит европейка со светящимся от радости лицом. Вскоре он возвращается со стопкой узких вытянутых листов, помещенных между двумя дощечками. «Шведка, которая только что вышла, — рассказывает нам с секретарем чтец, — заплатила три тысячи рупий, и ей следовало рассказать только самые важные события на каждые 5–10 лет жизни. Но у нее нет работы, пришлось пожалеть и рассказать побольше. А за 6500 рупий она бы услышала все подробности этой жизни и кое-что о следующей и предыдущей. Решай, чего хочешь», — обращается уже ко мне чтец.
Ажит заводит меня в комнату, просит помощника нас сфотографировать и наглухо закрывает дверь. Посторонние не должны слышать деталей чужих судеб. Интересуюсь, является ли фотография частью ритуала. Он кивает и говорит: «Конечно, вечером жене покажу. Она любит рассматривать моих гостей и угадывать их судьбу».
![](/photos/big/India7.jpg)
Чтец склоняет голову, просит благословения у Шивы и Парвати. Потом берет первый лист и говорит, что родился я во Франции. Вопросительно смотрит. Отрицательно качаю головой. Берет следующий лист. Говорит, что у меня трое братьев. Опять мимо. Так доходим до конца пачки, лист с моим прошлым так и не находится. Просмотр второй пачки также не дает результата. Я уже решаю, что попал в список «счастливчиков», чей лист был потерян во время войны. Только на 17-м листе третьей пачки я утвердительно отвечаю об именах родителей, профессиях и еще нескольких фактах из жизни. Чтец показывает выцветший лист. Моя судьба оказывается описанной всего шестью строками, а край ее погрызли мыши. Остается надеяться, что на качестве жизни это не скажется. Обнадеживает одно — остальные судьбы выглядят не лучше.
Чтец диктует на телефон необходимые формальности: адрес конторы, наши с ним имена, номер листа — и протягивает блокнот с ручкой, чтобы я за ним записывал. Посмотрев на отпечаток пальца, он сообщает: круги и точки говорят, что в моем имени на тамильском языке восемь слов. Первая их часть переводится как «один круг», что значит «больше, чем жизнь», или попросту — длинная жизнь. Другая — «король», значит, хороший дом, жена, финансы, дети и работа. Но это позже, а ближайшие шесть месяцев будут сложные. В это время не стоит подписывать важных документов, надо заниматься кундалини-йогой и медитировать. «В прошлой жизни, — говорит Ажит, — ты был доктором. Лечил в основном бедняков, поэтому сам не был богатым. За это часть кармы отработалась, и в этой жизни будешь счастливым».
Спустя час я знаю, сколько лет проживу, профессии детей, свои счастливые числа, цвета и свою мантру. И электронную почту чтеца. Предполагается, что через год я сообщу ему, какие предсказания сбылись, и дам контакты друзьям, которые тоже захотят прочесть свою судьбу. Отпечаток пальца можно прислать по электронной почте, а о будущем Ажит расскажет по видеосвязи.
![Садху почитаются в Индии повсеместно. Одни практикуют суровую аскезу, другие — постоянные молитвы и медитации.](/photos/big/India8.jpg)
ЧАЙ ДЛЯ ПРОСВЕТЛЕННЫХ
Для западного менталитета, привыкшего к цифрам и фактам, такое предсказание может показаться шарлатанством. Однако надо учитывать, что судьба на листах начертана иносказательно. Астрологи Нади читают на древнетамильском, интерпретируют, переводят на современный язык, а потом на английский. Конечно, смысл при этом искажается. И разница культур имеет значение. Если европейцу интересно, через сколько месяцев он купит новую машину, то индийцу важнее знать, какую мантру стоит читать по утрам.
«Будь аккуратнее за рулем ближайшие полгода, — напоминает Ажит, — у тебя сейчас Марс ослаблен, надо гармонизировать, иначе возможны аварии. Закажи ягью, специальный ритуал в храме. И радуйся, что не родился неделей позже. Пришлось бы тебя на дереве женить. По гороскопу ты был бы мангаликом. Это сильная личность, но склонная к разрушению первого брака. Чтобы избежать недоразумений, человека женят на дереве. Дерево потом срубают, и второй женитьбе уже ничто не угрожает».
![Ритуальное «омовение огнем» — одна из непременных церемоний религиозных праздников в Индии.](/photos/big/India9.jpg)
Прошу чтеца подарить пальмовый лист, поскольку теперь он никому не нужен. Чтец отказывает, сославшись на то, что на обороте чужая судьба. Ажит на прощанье машет рукой. Я рассматриваю ближайшие деревья — несостоявшихся жен — и направляюсь гармонизировать Марс в соответствующий храм. Через несколько минут подхожу ко входу, украшенному барельефами сцен из жизни богов. Покупаю корзинку для подношений с половиной кокоса, парой бананов и гирляндой цветов.
![](/photos/big/India10.jpg)
Внутри темно. Редкие лучи солнца пробиваются сквозь крышу, пятнами подсвечивают темно-бордовые стены. Густые звуки гонга отзываются в теле покалывающими вибрациями. Пахнет маслом и благовониями. На подстилках или прямо на полу сидят прихожане в молитвах и медитации. Подходит полуголый брамин, показывает на корзинку с подношениями и жестом отправляет меня к святилищу с идолом. Около ниши с полукруглой аркой группа индийцев с фруктами, рисом, цветами ждет начала ритуала. Два брамина приносят кувшины, отрезы ткани, собирают подношения и скрываются в глубине. Вскоре из темного проема доносятся звуки молитвы. Это брамин призывает бога войти в идола, мурти. Через несколько минут начинаются омовения. Значит, божество уже внутри. Брамин берет глиняный кувшин и поливает идола водой, потом из другого — молоком с медом и куркумой. Потом идола наряжают, украшают цветами, угощают сладостями и фруктами. В это время второй брамин спрашивает у участвующих имена и читает за них молитвы. В конце мурти освящают огнем и провожают божество домой. Теперь всем желающим можно «умыться» освященным огнем. Ритуал окончен.
![Величие храма Аннамалаияра видно с высоты.](/photos/big/India11.jpg)
Пора возвращаться в Тиру. Следующая ночь — Шиваратри, праздник Шивы. К Аруначале съезжаются тысячи паломников, чтобы совершить прадакшину, 14-километровый обход вокруг горы. Говорят, что это полезно измученным городским ритмом душам для исцеления и возвращения к себе. Проходить маршрут можно днем или ночью, но обязательно медленно, читая мантры, лучше всего босиком. Каждый решает, что ему ближе: пестрая суета дневных улиц или медитативная тишина ночи.
Можно наплевать на сон и подняться затемно. По холодному асфальту больше шансов пройти без обуви. В это время рикши еще не лихачат на дороге, клаксоны машин и толпы людей не отвлекают от размышлений. Если выйти до рассвета, можно поприветствовать благоуханное начало дня, когда солнце встает над Аруначалой. В это время женщины выходят на крыльцо, чтобы, зачерпнув горсть толченого риса, нарисовать на земле орнамент-оберег. Торговцы начинают раскладывать возле храмов незатейливые товары для подношений, вплетают яркие цветы в ожерелья. Через час улицы наполняются пестрыми сари, коровами, шумом клаксонов и пылью.
![](/photos/big/India12.jpg)
Днем же во время Шиваратри дорога превращается в пеструю реку людей, текущую мимо жаровен с уличной едой, храмов с курящимися благовониями и прилавков с горячей масалой. На берегах «реки» через каждые 10 метров разложены подстилки. На них спят, смотрят на телефоне фильмы или сидят с отстраненным взглядом мужчины в оранжевых одеждах. Прохожие каждому оставляют по монете. Спрашиваю идущего рядом индийца с седыми, заплетенными в косу волосами: «Где берут столько мелочи?» Он только что оставил монеты пятерым и направился к следующей группе. Попутчик берет у меня купюру в 100 рупий, уходит и через минуту возвращается с мешочком мелочи. Одобрительно хлопая по плечу, говорит: «Иностранцу эти люди могут показаться нищими. Но каждый пятый из них — садху, монах, отрекшийся от мира. Не жалей мелкой монеты просветленному на стакан чая».
![](/photos/big/India13.jpg)
Вскоре подходим к странному объекту — камню около метра в высоту и двух в длину со сквозным лазом. Время от времени кто-то проползает через дыру. Мой новый знакомый поясняет: «Кажется, что даже тучный человек без труда преодолеет эту пару метров. Но видимость обманчива. Давай подождем». Через минуту кареглазая индианка, опустившись на четвереньки и едва просунув изящные плечи в арку, тотчас вылезает обратно. Так повторяется несколько раз, пока она вся в слезах не отказывается от задуманного. Оказывается, арка — это имитация родов. Если человек с трудом пришел в наш мир, ему придется справиться с натальными страхами, чтобы пролезть насквозь.
![Башни-Гопурамы храма Аннамалаияра были построены около 1200 лет назад.](/photos/big/India14.jpg)
ПОГРУЖЕНИЕ В СЕБЯ
Весь маршрут идет вдоль дороги. Если покинули силы, натерли ноги или напекло голову, всегда можно поймать рикшу, и он доставит вас домой или в гостиницу. Исключение — ночь Шиваратри. В это время транспорту непросто протискиваться сквозь полноводную реку людей. Но эта ночь стоит того, чтобы выдержать и преодолеть маршрут. Все загаданные желания и действия от пропетых мантр усиливаются в тысячу раз.
Дорога подходит к городу. Значит, до конца пути остается пара километров. Останавливаемся перед навесом. Под ним — два чана, из которых вьются струйки пара. Бужу спящего рядом на циновке хозяина кафе. Он, кажется, не просыпаясь, привычными движениями наливает масалу и возвращается в «кровать». С лавочки возле кафе открывается вид на громадные ворота, нависающие над Тируваннамалаем.
«Это храм Аннамалаияра, — поясняет индиец, — один из самых больших храмов Индии. Построен он около двух тысяч лет назад и посвящен огню, одному из пяти основных стихий, что неудивительно: рядом же Аруначала, а значит, сам Шива».
Попутчик, видя мое усталое, но счастливое состояние, говорит, что гору можно обходить каждый день. Главное — определить заранее, для чего ты совершаешь аскезу и сколько она продлится. Это как пост: ты принимаешь ограничения, чтобы приобрести что-то новое. Желательно не из материального мира. Некоторые ходят босиком просто так, без идеи. Это странно, хотя для здоровья полезно. И медитация около Аруначалы легче дается. Не надо сидеть, пыхтеть, вгонять себя в специальное состояние. Здесь всё получается само.
«Не верь тому, кто скажет, что может научить тебя медитировать, — говорит мой собрат по прадакшине, — это естественное состояние, как дышать. Ты каждый день заботишься о внешнем виде: умываешься, чистишь одежду, дом. Медитация — это забота о внутреннем мире. Мысли — это пыль, которую надо стирать, чтобы приблизиться к внутреннему божественному источнику. Медитация — это погружение в себя. Очищаясь от мыслей во время медитации, ты расчищаешь дорогу к себе».
Прадакшина близится к концу. Что-то незаметно меняется внутри. Уходит сарказм, на смену приходят покой, смирение, тихая радость жизни. Индуистские боги больше не кажутся чужими. Хочется сидеть в храме, прислонившись к колонне рядом со смуглокожими индийцами, петь мантры, чувствовать вибрации гонга и всполохи огня на лице. В такую ночь, выйдя на улицу, скорее всего, не найдешь свою пару шлепанец среди сотен других пар. Ну что ж, говорят, это к счастью.
Страна:
Индия
![Индия фото](/photos/medium/india_by_Ahron_de_Leeuw.jpg)
-
- Валюта:
- Индийская рупия, INR
-
- Употребляемые языки:
- хинди, английский, телугуский, маратхийский, тамильский и т.д.,
-
- Получение визы:
- Виза через посольство
-
- Столица:
- Нью-Дели
Комментарии
Чтобы мы могли показать ваше имя и аватарку, пожалуйста зайдите на сайт через одну из соц.сетей