Спросим у папуаса

Спросим у папуаса

В Папуа — Новой Гвинее обитает более 800 племен. До некоторых из них не добрались даже этнографические экспедиции: около 10 известных этнических групп избегают любого контакта. Но большинство аборигенов уже живет в новом мире, отложив экзотические наряды, головные уборы и перья казуаров до праздников. О традиционном укладе жизни папуасов ходит столько мифов, что мы решили отправиться в Меланезию, чтобы узнать ответы на важные вопросы.

Первые люди заселили остров Новая Гвинея примерно 45 тысяч лет назад. Они разбрелись по лесам и горам, переправились на более мелкие острова Океании и в Австралию. От первых поселенцев и возникли сотни разнообразных этнических групп. Новая Гвинея была непригодна для скотоводства, крупных млекопитающих, которых можно было бы одомашнить, здесь не водилось, разве что удалось приручить в древности опасных птиц — казуаров. Поэтому основным источником пропитания для аборигенов стало земледелие.

Современным ученым в долине Вахги в провинции Западное Нагорье удалось обнаружить древнее земледельческое поселение Кука, являющееся доказательством того, что папуасы были одними из первых «огородников» в мире. Объект охраняет ЮНЕСКО, а жители Папуа — Новой Гвинеи по-прежнему выращивают овощи, фрукты и зерновые культуры. Для многих жителей Западного Нагорья выращивание батата и по сей день есть основа всего.

Еще два столетия назад, до первых судьбоносных встреч с колонизаторами, новогвинейцы жили как в каменном веке. Они пользовались простейшими орудиями труда и занимались плетением из травы и пальмовых листьев. У них не было ни письменности, ни денежного обращения: за товары платили ракушками, свиньями или обменивали их на соль, каменные топоры, шкуры животных и декоративные перья. Впрочем, драма интеграции в цивилизованный мир прошла для папуасов быстро и относительно без особых переживаний.

 

ЕДЯТ ЛИ ПАПУАСЫ ЛЮДЕЙ?

Стереотипы разрушить сложно, но в Папуа — Новой Гвинее, похоже, и не торопятся это делать. Черепа на заборах, окружающих деревни, все еще заставляют туристов ужасаться. Каннибализм в стране запрещен законом. Уже много лет не зафиксировано ни одного случая. Так что шанс, что вас здесь съедят, статистически минимален. Впрочем, наверное, и не равен нулю.

 «Ни одна инициация мужчины раньше не проходила без «охоты за головами» — ритуального убийства врага», — рассказывает проводник, отвечая на самый популярный вопрос о кровожадности местных жителей. И добавляет, что в провинции Восточный Сепик или в джунглях на границе с Индонезией еще можно найти стариков, которые помнят вкус человечины. Но большинство историй — обычные страшилки для туристов, не более чем риторический прием, чтобы произвести впечатление. Даже Николай Миклухо-Маклай, побывавший в 70-х годах XIX века во многих деревнях каннибалов, в своих заметках из путешествий писал, что сам он никогда не был свидетелем таких церемоний.

В ответе за славу людоедов — некоторые племена на реке Сепик, люди форе из провинции Восточное Нагорье и короваи — изолированное племя, живущее в домах на деревьях на границе с Индонезией. Они действительно ели людей, но только тех, кто считался преступником или «хахуа», то есть одержимым злыми духами. Впрочем, к последним порой причисляли и тех, кто не имел никакого отношения к магии. Короваи считали это некоей формой «справедливости». Антропологи описывали случаи «магического каннибализма», когда племя съедало кого-то «из зависти», в надежде обрести после ритуала таланты, качества и навыки почившего.

 

ПАПУАСЫ ВЕРЯТ В КОЛДОВСТВО?

Пожилая женщина с трудом тащит на себе больного ребенка. Она причитает, умоляя колдуна помочь. «Кто-то проклял это дитя», — плачет она. Колдун, худой старец, уложив ребенка на траву, осматривает его, нюхает и ставит диагноз: «Проклятье». Далее он произносит заклинания, берет большой зеленый лист и через него начинает высасывать недуг из ноги малыша. Ловкие пальцы якобы из тела мальчишки достают клык свиньи, который знахарь предъявляет женщине. Ребенок исцелен. Женщина расплачивается за медицинскую помощь большой перламутровой раковиной и несет малыша домой.

Это всего лишь демонстрация, пусть и весьма правдоподобная, быта местного врачевателя, белого колдуна и знахаря, предназначенная для туристов в одном из культурных центров. Побывать на небольшом представлении — редкий шанс узнать больше о тайной жизни любого племени. Отсутствие знаний о медицине (а попросту невежество) привело к тому, что любую болезнь папуасы списывали на происки ведьм и злых духов. Для поиска ведьм в племенах есть специальные люди (их называют «глассмен» — «стеклянный человек»), которые часто указывали на того, кого считали подозрительным. В колдовстве, как правило, обвиняли незамужних женщин, вдов или их детей, одиноких женщин, у которых не было мужа или брата, кто мог бы за них вступиться. Многие в деревнях внимательно относились к тому, чтобы ни один волос или ноготь не попал к чародею, способному сварить смертельное зелье. Преследования ведьм — черная веха даже в современной истории страны. И порой в той или иной деревне все еще ловят «колдунью», которая, по поверьям, летает по ночам и поедает чьи-то сердца. Участь такой женщины, как правило, незавидна.

 

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЕЩЕ МЕЖПЛЕМЕННАЯ ВРАЖДА?

Духи предков и их призраки всегда ужасали даже самых отважных воинов любого племени. Верования были столь сильны, что у каждого уважающего себя племени есть жуткие маски, боевой раскрас, длинные бамбуковые когти, глиняные или травяные шлемы, кости казуаров в носу или клыки свиней. Все это призвано в первую очередь напугать врага и обратить его в бегство. Враждовали племена на протяжении веков. Воевали в основном из-за земли, украденных женщин или свиней. Племена, жившие по соседству и говорящие на родственных языках, имели в лексиконе несколько особо гадких слов для злейших врагов. Многие межплеменные конфликты из-за кровной мести могли продолжаться десятилетиями, к таком положению вещей люди давно привыкли. Большинство войн случалось из-за личных споров между отдельными людьми, когда кланы в едином порыве объединялись вокруг проблемы.

Колониальным властям удалось прекратить большую часть конфликтов. Старейшины стали чаще договариваться о компенсациях, за проступки в качестве отступных теперь требуют свиней и денег, а не жаждут крови. Так в конечном итоге удается избежать бессмысленного насилия. Труднее всего на путь переговорщиков встают представители племени хули, а в провинции Хела топор войны еще не готовы зарыть во многих деревнях, и здесь то и дело вспыхивают конфликты.

 

КАК АБОРИГЕНЫ ПОНИМАЮТ ДРУГ ДРУГА?

«Тупла», «фрипла», «фопла» — в переводе с ток-писина, официального языка Папуа — Новой Гвинеи, это означает счет: два, три, четыре. Большинство слов этого языка для носителей английского немного режет слух: слышатся вроде бы знакомые слова, но понять о чем речь, очень сложно.

Ток-писин вобрал в себя много составляющих — в нем есть черты английского, креольского, голландского и островного австронезийского языка моту. Но официальный язык страны — лишь один из более чем восьми сотен, на которых говорят жители Папуа — Новой Гвинеи. Точное количество не возьмется назвать ни один лингвист или антрополог — многие племена, живущие изолированно в горах, почти не контактируют друг с другом, не говоря уже о внешнем мире. Новогвинеец владеет минимум тремя языками: своего племени, соседнего и ток-писином. В столице, Порт-Морсби, больших городах Лаэ и Маунт-Хагене вполне можно встретить того, кто изъясняется по-английски.

Эта страна — самое лингвистически разнообразное место на планете. Главные причины возникновения такого числа языков и диалектов — сложная топография острова и межплеменные конфликты. Многие общины были изолированы друг от друга горами и лесами, люди веками жили на одной территории, агрессивно охраняя свои угодья и ведя нещадные войны с теми, кто оказывался на их земле. Кроме того, из-за постоянного климата у островитян не было нужды искать более плодородные земли. Папуасы не путешествовали по острову, храня традиции и язык, и не имели контактов с внешним миром. До недавнего времени они жили в полной культурной изоляции. Все это означает только одно: с течением времени, с дальнейшей интеграцией аборигенов в новый мир, полный инноваций, языки будут быстро исчезать.

 

ГДЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПЛЕМЕНАМИ?

Несмотря на все стереотипы, люди в Папуа — Новой Гвинее по большей части доброжелательны, улыбчивы и любопытны, вне зависимости от принадлежности к той или иной этнической группе. Чтобы успеть своими глазами увидеть настоящие племена, узнать их культурный код и восхититься ритуалами, надо лететь в центр Новой Гвинеи, на острова Новая Британия или Бугенвиль. Труднее всего туристам добираться в регион реки Сепик и ее притока Каравари, где живут «речные люди». Их быт почти ничем не отличается от быта вековой давности. Маленькие деревни из пары улиц тростниковых домов стоят вдоль берега, в них с рассвета царит будничная суета. Мужчины валят саговую пальму, из сердцевины которой потом их жены сделают муку и пожарят лепешки, женщины ходят на плоскодонках на рыбалку, возятся с детьми. На сотни километров здесь не найти ни дорог, ни магазинов, ни заправочных станций. Телефон не ловит сигнал.

Если нанять проводника, можно посетить несколько деревень, пообщаться с местными жителями и купить уникальные маски. Вигмены из племени хули — одни из самых знаменитых и ярких представителей племен в Папуа — Новой Гвинее, они живут в окрестностях города Тари. Туда ежедневно летают самолеты из крупных городов. Многие племена осели неподалеку от Маунт-Хагена и в соседних провинциях. Они организовали в своих деревнях нечто вроде культурных центров. На зеленых лужайках или полянах в лесу папуасы, нарядившись во все лучшее, рассказывают о том, как проходят обычные дни в деревне, и устраивают демонстрации разных ритуалов. За несколько дней можно увидеть церемониальный танец синг-синг, вместе с яркими людьми дживака спеть песни, привлекающие женихов и невест, примерить глиняный шлем мадмена племени асаро, ужаснуться танцу скелетов племени чимбу и запечь традиционным способом мясо в земляной печи. Еще одна возможность увидеть десятки племен одновременно — попасть на культурные шоу, которые ежегодно проходят в Маунт-Хагене и Гороке в конце августа и начале сентября.

 

 


НА ЗАМЕТКУ

Гражданам России для посещения Папуа — Новой Гвинеи нужна виза. Ее можно оформить онлайн, заполнив анкету на сайте http://ica.gov.pg и оплатив сбор в размере $50 с помощью иностранной банковской карты.

Добраться до столицы Порт-Морсби можно рейсами национальной авиакомпании Air Niuguini из Сингапура или Манилы. Путешествовать внутри страны тоже нужно на самолетах.

Денежная единица — кина (PGK), 1 кина эквивалентна примерно 24 рублям. В крупных городах можно практически везде расплачиваться пластиковыми карточками.

В аэропорту есть возможность приобрести сим-карту местного мобильного оператора, но во многих отдаленных районах связи нет.

Перед поездкой стоит пройти терапевтический курс от малярии, Папуа — Новая Гвинея находится в зоне высокого риска.

Лучшее время для посещения — с марта по октябрь. Хотя смены сезонов почти не наблюдается, в другое время года дожди идут чаще.


 

Фотогрфии предоставила Ольга Растегаева

Комментарии

Оставить комментарий
Ольга Растегаева
Ольга Растегаева
22 Декабря 2023

Страна: Флаг Папуа — Новой Гвинеи Папуа — Новая Гвинея

Папуа — Новая Гвинея фото
  • Валюта:
    кина
  • Употребляемые языки:
    английский, ток-писин, хири-моту
  • Получение визы:
    Виза через посольство
  • Столица:
    Порт-Морсби
еще...