Ходско: неповторимые традиции
На юго-западе Чешской Республики есть удивительная область. В южной части Шумавы расположены исконные земли ходов — вольного народа, сохранившего свою культуру и традиции до сегодняшнего дня. А сама область носит имя Ходско — и ей есть чем впечатлить даже искушенных путешественников.
Шумава — это 200-километровый горный хребет вдоль границ Чехии, Австрии и Германии. Служащий водоразделом между бассейнами Северного и Черного морей район богат живописными озерами. Именно здесь, в западной части Шумавы, которая носит имя Богемский лес, находится самое большое и глубокое естественное озеро Чехии — Черное. Но не только идиллические пейзажи влекут сюда путешественников. Ходско, пожалуй, наиболее самобытный уголок страны. Здешние жители повсеместно носят народные костюмы, выпекают традиционные ватрушки — ходские колаче, играют на характерных волынках, пасут скот при помощи ходских собак, выведенных еще в XIV веке, и создают из глины невероятные керамические изделия, украшенные национальными орнаментами.
Центр региона Ходско, небольшой городок Домажлице, впервые упоминается в летописях конца Х столетия, а в середине XIII века чешский король Пржемысл II Отакар даровал поселению статус города и наделил его особыми полномочиями. Свободные крестьяне этих земель помимо сельского хозяйства стали заниматься охраной границ от набегов немецких баронов. Крестьяне подчинялись непосредственно королевскому наместнику и за века образовали особую этническую культуру. Если провести параллели с Россией, то у нас похожими правами обладало казачество. Еще один интересный факт — Пржемысл II известен в том числе и тем, что заложил в нижнем течении Преголи город Кёнигсберг, ныне Калининград.
В дальнейшей истории Домажлице были разные периоды, но ходский народ, несмотря на все невзгоды, сумел сохранить культуру и традиции, нашедшие отражение не только в многочисленных музеях, но и в реальной жизни. Даже в городах в будни здесь можно встретить людей в национальных костюмах. А по воскресеньям и праздникам число таких горожан возрастает многократно. Мужчины носят желтые штаны, украшенные вышивкой белые рубашки, поверх которых надевают темно-синие жилетки. Завершает образ широкополая черная шляпа. Женщины наряжаются в красные юбки, которые спереди скрывает фартук с цветочными орнаментами. Поверх белоснежной накрахмаленной рубашки надета жилетка-лайблик, а на голове — богато украшенный разноцветной вышивкой черный платок. В руке у настоящей ходской женщины обязательно будет особым образом сложенный белый хлопковый платок с вышивкой красного цвета. Мы отметили только основные элементы традиционных ходских костюмов, которые различаются не только по месту жительства хозяев, но и по роду их деятельности и достатку. К примеру, в Музее костюма в городке Постржеков можно увидеть более 40 вариантов традиционной ходской одежды.
Постржеков — одно из десяти ходских поселений граничащего с Германией Пльзеньского края Чехии. Другие населенные пункты — Драженов, Ходов, Кленчи-под-Черховем, Ходска-Льгота, Мраков, Поциновице, Страж, Тлумачов и Уезд. При этом Домажлице никогда не относился именно к ходским городам, хоть и являлся их естественным центром. Удивительная черта исторического центра Домажлице — его цельность, хотя его дома и архитектурные доминанты строились в разное время и в разных стилях. От древней крепости до нашего времени сохранились лишь несколько фрагментов стены, так называемые Нижние ворота и квадратная башня, возвышающаяся над ними. Если вы бывали в Праге, то наверняка увидите сходство башни в Домажлице с ее столичными «родственницами» — она такая же квадратная и массивная, украшенная небольшой голубой башенкой, поднимающейся над красной черепичной крышей. Дома, расположенные по обе стороны улицы, берущей начало от Нижних ворот, имеют аркады, они окрашены в теплые цвета и редко превышают два этажа. На этом фоне резко выделяется здание ратуши, построенной в неоготическом стиле, но и ее древний зодчий постарался вписать в сложившийся ансамбль, предусмотрев аркаду.
Напротив ратуши находится самое высокое здание в городе — «домажлицкая падающая башня», или башня-колокольня собора Рождества Девы Марии. Как и при возведении Пизанской башни, в расчетах была допущена ошибка, и еще не достроенное до конца здание стало отклоняться от своей оси. В итоге 60-метровая башня отклонилась по вертикали на 60 сантиметров — это заметно и невооруженным взглядом с земли, и когда поднимаешься наверх, на смотровую площадку, откуда открывается захватывающий вид на Домажлице и окрестности.
Домажлице — также один из центров ходской керамики. Гончарное мастерство стало развиваться бурными темпами здесь после окончания Тридцатилетней войны 1618–1648 годов. То, что сегодня считается «традиционным орнаментом» ходской керамики, на самом деле появилось ровно 100 лет назад. Его автор — художник Франтишек Мича из городка Кунштат, что в 350 километрах от Домажлице, в Южно-Моравском крае. Художник оттолкнулся от старинных орнаментов ходских костюмов, и красные маки, золотые колосья, синие незабудки и белые ромашки перекочевали сначала на кувшины, а потом и на другие керамические предметы кухонной утвари. Действительно традиционную ходскую керамику сегодня делают в местечке Коловеч. Семья Вольф владеет производством здесь с 1785 года, и хотя нынешние мастера также используют в работе некоторые современные элементы, основная масса производимой мануфактурой Вольфов керамики имеет простые узоры в виде белых и зеленых линий на терракотовом фоне.
Еще один объект исторического наследия региона — ходские калаче, или пироги. На самом деле это хлебобулочное изделие ближе к ватрушке, чем к пирогам или калачам. Историки затрудняются ответить на вопрос, откуда пошла традиция украшать орнаментом из творога, мака и повидла тонкие лепешки из сдобного теста. Такие пироги в Ходско выпекают много столетий, и сдоба, как и ходские костюмы, тоже может немало сказать о хозяйке, которая ее приготовила.
Специалисты различают два вида ходских калаче — горноходские и дольноходские. К первым относятся пироги из поселений у подножья Черховского горного массива (Кленчи-под-Черховем, Постржеков, Ходов), ко вторым — из поселений около Вшерубского перевала (Уезд, Драженов, Мраков). Жители последних издревле были зажиточнее, поэтому и пироги у них украшались богаче, а узоры были разнообразнее. Определенных правил, какие именно орнаменты наносить на калаче, нет, и, по всей видимости, никогда не было. Хозяек, которые лучше всех выпекают ходские калаче, здесь называют мерховачками, от ходского слова «мерховать», то есть «украшать». Знатоки, только взглянув на пирог, могут сказать, кто именно его приготовил: у каждой мастерицы есть собственный стиль.
Процесс приготовления сдобы в целом несложен, ее может испечь любая хозяйка. Мак и повидло могут выступать как дополнение к творожной начинке, так и заменить ее полностью. Остановимся на традиционном, творожном ходске калаче. Для этого вам понадобится 1 кг муки среднего помола, 200 г сахарной пудры, 60 г дрожжей, 250 г сливочного масла, 10 г соли, 6 яичных желтков, 20 г ванильного сахара, 2 ст. ложки рома, 400 мл теплого молока. Для творожной начинки потребуются 1,5 кг жирного творога, 3 яйца, 250 г сахарной пудры, 5 ст. ложек рома. Для украшения — очищенный и нарезанный миндаль, изюм, предварительно замоченный в роме, смесь ванильного сахара и сахарной пудры, взбитые сливки.
Для начала замешиваем тесто. В 100 мл теплого молока добавляем дрожжи и немного муки, оставляем на 10–15 минут. В основную часть муки добавляем желтки, растопленное масло, соль, сахарную пудру и ванильный сахар, ром, оставшееся молоко и потом — молоко с дрожжами. Тесто хорошо вымешиваем и оставляем укрытым в теплом месте на 2–3 часа. Для творожной начинки творог, яйца, сахарную пудру и ром тщательно перемешиваем до получения однородной массы.
Тесто раскатываем в тонкий круг, выкладываем поверх начинку и заворачиваем края, чтобы начинка не растеклась, украшаем миндалем и изюмом и запекаем при 180° примерно 30 минут. Вынув пирог из духовки, посыпаем сахарной пудрой, добавляем взбитые сливки по вкусу.
Без калаче немыслим ни один местный праздник, ни одно торжество. На ежегодном фестивале «Ходские славности», который проходит в августе, участники и гости съедают более 10 тысяч пирогов.
Фестиваль объединяет религиозные и светские традиции Ходско, а потому его программа всегда разнообразна и интересна. Особое место занимают выступления фольклорных коллективов, исполняющих музыку на волынках, или, как здесь называют этот инструмент, дудах. Считается, что волынки появились в Чехии примерно в XIII веке, со временем чешская дуда эволюционировала, и сегодня она представляет собой большой мешок с мехом-«лягушкой», бурдоном, издающим непрерывный басовитый звук, характерным рогом и латунным раструбом. Воздух нагнетается «лягушкой», поэтому музыканту не нужно дуть в мешок дуды что есть силы.
В Ходско, несмотря на его компактные размеры, скрывается огромный потенциал. Здесь вас ждут яркие элементы культуры и традиции, тихие прогулки по улочкам со старинными зданиями или среди вековых елей в лесу, аутентичные сувениры и традиционная гастрономия.
Рекламно-информационый материал подготовлен при поддержке Национального туристического управления Чешской Республики «ЧехТуризм» в Москве (visitczechrepublic.com).
Фото башни-колокольни собора Рождества Девы Марии предоставлено AFORTI IT. Автор остальных фотографий — Jiří Koptík.
Страна: Чехия
-
- Валюта:
- чешская крона
-
- Употребляемые языки:
- чешский
-
- Получение визы:
- Виза через посольство
-
- Столица:
- Прага
Комментарии
Чтобы мы могли показать ваше имя и аватарку, пожалуйста зайдите на сайт через одну из соц.сетей