Рождественский базар Штрицельмаркт
Рождественская ярмарка
Конечно, сочельник в Германии, как и положено в католической и протестантской Европе, наступает 24 декабря, но вот уже несколько столетий за четыре недели до этого дня, с началом адвента, на площадях немецких городов возникают рождественские базары. Побывав на них, открываешь для себя другую — романтическую — сторону немецкой души и словно попадаешь в одну из зимних сказок братьев Гримм. Год за годом, век за веком эти сказочные, будто построенные по картинкам из старой детской книжки городки с маленькими деревянными домиками, как по мановению волшебной палочки, вырастают в конце ноября и так же мгновенно исчезают накануне сочельника.
ШТРИЦЕЛЬ, ШТОЛЛЕН, ПАПА РИМСКИЙ
Сегодня в Германии около пяти тысяч рождественских рынков. На них сходятся все поколения и все классы, стар и млад, местные жители и туристы. С утра до вечера людской поток заполняет тесные проходы между лотками с традиционным товаром: елочными игрушками, свечами и подсвечниками всех видов, поделками из дерева, стекла, кожи, теплыми свитерами, носками, варежками из овчины, бесконечным множеством сладостей, жареными колбасками, горячим глинтвейном и тысячей других соблазнов. И хотя список дел, которые надо успеть сделать до праздника, очень велик, мало кто из немцев откажется от традиционной прогулки по рынку. С утра мамы и бабушки приводят сюда малышей, чтобы покатать их на карусели и купить сластей и подарков; после обеда приходят школьники, а вечером — компании сослуживцев и приятелей, привлеченные глинтвейном и колбасками. И в любое время дня перед лотками в поисках сувениров или с целью просто поглазеть толкутся гости города.
Старейший из рождественских базаров Германии — дрезденский Штрицельмаркт: в этом году он откроется на Старой площади уже в 579-й раз. Своим возникновением Штрицельмаркт обязан саксонскому курфюрсту Фридриху II и его брату Сигизмунду, в 1434 году пожаловавшим Дрездену привилегию на проведение однодневного рынка накануне Рождества. Задачей его было обеспечить жителей мясом для рождественской трапезы, поэтому поначалу разрешение на торговлю получили только мясники.
С каждым годом торговые ряды разрастались, здесь стали продавать и штрицели, давшие название рынку, орехи и жареные каштаны, которыми покупатели могли на ходу утолить голод, игрушки. Так было положено начало традиции рождественских базаров.
Штрицель, или штоллен, — выпечка удлиненной формы с плетением, внешним видом намекающая на завернутого в пеленки младенца Христа. Штрицели выпекались в пост из муки, воды, дрожжей и рапсового масла — и были такими невкусными, что правители Саксонии решились на смелый по тем временам поступок, обратившись к папе римскому за дозволением добавлять в постное тесто сливочное масло — в порядке исключения, разумеется!
Поначалу ответ из Рима был отрицательным, но знать не отступала, и наконец папа Иннокентий III разрешил Фридриху III и шести приближенным, разделяющим с ним трапезу, вкушать штрицели, испеченные на сливочном масле. Ободренный известием об успехе, к папе обратился и саксонский герцог Альбрехт Храбрый, нашедший более достойное объяснение своей просьбе: заявляя о намерении восстановить поврежденный пожаром 1484 года Фрайбергский собор, он попросил разрешить строителям употреблять в пост молоко и масло, чтобы подкрепить их для святого дела и не затягивать сроки строительства. Святейшее дозволение, ограниченное 20 годами при условии регулярных выплат «штрафа», было дано в 1491 году в послании, вошедшем в историю под названием «Масляного письма».
Следующий шаг по улучшению вкуса штрицеля сделал придворный пекарь Фридриха III Генрих Драздо, добавив в кекс изюм, цукаты, орехи и пряности. По его рецепту и печется по сей день знаменитый дрезденский штоллен.
С середины XVI века дрезденские пекари ежегодно преподносили своим курфюрстам два рождественских штоллена, каждый длиной в полтора метра и весом более 16 килограммов. Но все рекорды побил испеченный в 1730 году по приказу курфюрста Августа Сильного гигантский кекс, над изготовлением которого целую неделю трудились 100 человек. Весивший 1,8 тонны, он был разрезан на 24 тысячи кусков — по легенде, это количество соответствовало числу приглашенных гостей. А для его разрезания изготовили специальный нож длиной 160 сантиметров.
Именно об этом историческом факте напоминает ежегодно проходящий на Штрицельмаркте во вторую субботу после открытия Праздник штоллена, во время которого пекари Дрездена проносят изделие своих рук по всему Старому городу. Размеры и вес их кекса намного превосходят рекорд времен Августа Сильного, а вот нож весом 12 килограммов — точная копия оригинала. Штоллен, разрезанный на десятки тысяч кусков, продается тут же на площади, а доход идет на благотворительность.
КОРОЛЬ ДЕРЕВЯННЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ
Штрицельмаркт гордится не только штрицелем. Ежегодно здесь оживают славные традиции старинных ремесел: начиная с XVII века на базаре Дрездена можно полюбоваться деревянными изделиями искусных резчиков Рудных гор — рождественскими пирамидами, фигурками курильщиков, ангелочков, горняков. А самым знаменитым из дрезденских деревянных человечков стал щелкунчик.
Первый щелкунчик, наряженный в красивый гусарский мундир, был сделан в 1870 году в самом сердце Рудных гор. Его родиной стал городок Зейфен, а отцом — местный мастер Фридрих Фюхтнер, вдохновленный сказкой Гофмана. Династия Фюхтнеров — гордость Зейфена, где живет и работает уже шестое поколение мастеров.
Еще одно изобретение художников Рудных гор — деревянная рождественская пирамида, в которой соединились традиции праздничных подсвечников и вертепов. Тепло от горящих свечей приводит в движение лопасти наверху, и пирамида (часто многоэтажная) медленно кружится. Первая рождественская пирамида была вырезана более 230 лет назад, а самая большая в мире — высотой почти 15 метров — возвышается в центре дрезденского базара.
На ее шести ярусах размещены 42 раскрашенные фигуры — библейские персонажи, ангелы, короли, снеговик, трубочист, щелкунчик, а верх пирамиды увенчан деревянными крыльями-лопастями. Полюбоваться на это резное, сияющее огнями чудо приезжают со всей Европы. Покидая Штрицельмаркт, не забудьте прихватить на память Сливового человечка. Эта смешная фигурка, сделанная из чернослива в виде маленького трубочиста с цилиндром на голове и лесенкой в руках, — один из символов ярмарки и талисман, приносящий удачу.
Сливовый человечек впервые появился в Саксонии в середине XVII века, когда трубочисты использовали мальчишек для чистки особо узких дымоходов. Позже подобные человечки, с некоторыми отличиями от саксонского оригинала, распространились по всей Германии. В Нюрнберге, например, голова фигурки делается из ореха, а тело — из сушеного инжира, и только ручки и ножки остались сливовыми. До 1910 года, когда власти запретили использовать детей в качестве торговцев, человечков мастерили и продавали на рождественских базарах дети.
САМЫЙ НЕМЕЦКИЙ БАЗАР
Если Штрицельмаркт — самый старый, то рождественский базар младенца Христа в Нюрнберге, пожалуй, самый известный. Поток иностранных туристов, рвущихся сюда в предрождественские недели, настолько велик, что для них даже организуют специальные авиарейсы.
«Городок из дерева и полотна», как называют нюрнбержцы свой базар, вырастает на главной площади города. По соседству открывается детский рождественский базар, где есть все: сани с оленями, маленькая железная дорога с пыхтящим паровозом, карусели и даже чертово колесо.
Нигде городские власти не следят так строго за соблюдением исторических рождественских традиций, как в Нюрнберге. Регламентировано все: и число домиков (180 построек, украшенных свежими еловыми ветками), и форма фонарей, освещающих площадь, и виды сладостей, и рецепт пряников, и даже размеры знаменитых колбасок — в Нюрнберге мясники, изделия которых были крупнее традиционных, неоднократно призывались к ответу. Оригинальная нюрнбергская колбаска — самая маленькая жареная колбаска в мире. Она весит всего 23 грамма, производится по неизменному рецепту с 1313 года и жарится исключительно на дубовых углях.
Колбаски делались такими крошечными, чтобы владельцы харчевен, обязанные закрывать их к определенному часу, могли просунуть запоздавшим гостям колбаски через замочную скважину. И по сей день нюрнбергские колбаски (конечно, в сочетании с хорошим пивом или глинтвейном) — одна из достопримечательностей местного рынка. А любителям сладкого рекомендуется попробовать не менее знаменитые нюрнбергские медовые пряники.
Существующий здесь с XVII века базар знал и времена расцвета, и времена упадка. В конце XIX века его даже вытеснили на окраину города, а возрождение ярмарки печальным образом связано с приходом к власти Гитлера, объявившего Нюрнберг «самым немецким из всех немецких городов». Стремясь придать городу былой блеск, не только вернули рождественский базар на центральную площадь, но и превратили его открытие в пышное театральное действо. Именно тогда был придуман сценарий с участием младенца Христа (по-немецки Кристкинда), приветствующего собравшихся на площади горожан.
Роскошный спектакль был прерван войной, а Нюрнберг, эта «шкатулка с драгоценностями» Германии, в результате бомбардировок был почти полностью разрушен. И мало кто из гостей, нынче любующихся рождественской сказкой на площади, знает, что все вокруг было отстроено заново уже после войны.
И все же самый сильный магнит для туристов — не только ностальгическое очарование этого старинного города и даже не волшебное кольцо «Красивого фонтана», исполняющее желания. Если вам повезет попасть на открытие базара — вечером в пятницу за четыре недели до Рождества, — то вы увидите белокурого «младенца Христа» в золотой короне и бело-золотых одеждах, в сопровождении двух ангелов. Почти паря в воздухе, с высокого балкона, на фоне освещенного готического фасада церкви Богородицы (Фрауэнкирхе), он обращается к собравшимся с торжественным приветствием. Вначале на роль Кристкинда приглашались актрисы, а с конца 1960-х каждые два года проводится конкурс среди девушек Нюрнберга — счастливая победительница и открывает рождественский базар.
Магия этого необыкновенного зрелища захватывает несколько тысяч человек, собравшихся на площади, и раз и навсегда отвечает на вопрос, почему Нюрнбергский рождественский базар знаменит на весь мир.
ЗИМОЙ И ЛЕТОМ СТРОЙНАЯ…
Первая наряженная к празднику елка также появилась в Германии. Обычай ставить в зимнее время вечнозеленые растения перед входом в дом — очень древний. В Германии он был связан с языческим праздником Великого Юла 22 декабря — днем зимнего солнцестояния. Вечнозеленые деревца, как считалось, защищали обитателей дома от темных сил, и на их ветки вешали маленькие подарки для духов растений. С приходом христианства старые обряды не забылись, но наполнились новым содержанием.
За право считаться «родиной рождественской елки» борются несколько европейских городов, в том числе и Бремен — прелестный город на севере Германии. В 1570 году в цеховом доме бременских ремесленников поставили небольшую ель, на которой висели яблоки (напоминание о первородном грехе), орехи, финики, брецели (немецкий брат русского кренделя) и бумажные цветы. С наступлением Рождества детям позволили потрясти деревце и угоститься его посыпавшимися на пол «плодами».
Постепенно елки стали появляться и в частных домах. Самыми подходящими для их украшения были небольшие красные яблочки, которые сохранялись до декабря и в народе так и назывались — «рождественские яблоки». В те времена сорта красного ренета высаживались почти на всех крестьянских дворах Германии, а сегодня на елку вешают их копии из папье-маше.
Цветные стеклянные шары появились в середине XIX века, и тоже в этой стране. По легенде, их впервые изготовил бедный мастер-стеклодув из Тюрингии, у которого не было денег на дорогие грецкие орехи и яблоки. Легенда ничем не подтверждена, зато сохранилась запись, сделанная в 1848 году, о заказе у стеклодува шести дюжин рождественских шаров разных размеров.
Что касается свечей, то долгое время их могли позволить себе лишь знатные и состоятельные семьи, поскольку воск стоил немалых денег. Лишь с изобретением парафина и стеарина в XIX веке свечи на елке — символ Христа, «светоча мира» — стали зажигаться везде, и сияющая огнями нарядная елка стала такой, какой мы ее знаем, украшая и каждый дом, и каждый рождественский рынок.
Секрет привлекательности таких рынков — в их неизменности. Праздничный базар оказывается островом, на котором все остается таким, каким было с незапамятных времен, — каждое новое поколение жует такие же пряники, играет такими же игрушками и поет те же песни, что и их бабушки и дедушки. Рождественские ярмарки, по сути, раскрывают секрет немецкого характера. Раз в год жители Германии показывают, что скрывается за их холодной непроницаемостью, — оказывается, немцы тоже умеют предаваться безудержному веселью и верить в чудеса.
с 26 Ноября по 24 Декабря ежегодно
- Altmarkt,01067 Dresden,Германия
Комментарии
Чтобы мы могли показать ваше имя и аватарку, пожалуйста зайдите на сайт через одну из соц.сетей