Лики Урала
В зависимости от ситуации, уральские города могут предстать перед вами и промышленными мегаполисами, и культурными мекками для тонких ценителей искусства, и инновационными центрами, и хранителями древних тайн. Какое из лиц увидеть — дело личного выбора.
Вместе с проектом Медиаразведка портала Туту.ру мы постарались собрать коллекцию самых разных воплощений этого ключевого для всей страны региона
ЛИКИ ДРЕВНОСТИ
Именно на Урале в конце XIX века обнаружили деревянную скульптуру эпохи мезолита. Большой Шигирский идол, по оценкам ученых, был вырезан то ли более 11 тысяч лет назад. «Скрывался» он в болоте, оно его и спасло — антибактериальные свойства торфа надежно консервируют даже такие недолговечные материалы, как дерево или кожа. Так и дошел до нас загадочный древний бог, вырезанный из цельного бревна сибирской лиственницы, украшенный орнаментами и различными личинами.
Одни ученые обнаружили среди этих изображений олицетворения воздушной и водной стихий, растительного и животного мира, мужского и женского начал. Другие считают, что идол олицетворяет модель мироздания, а резьба символически описывает особенности Нижнего, Среднего и Верхнего миров.
Но что на самом деле имели в виду первобытные создатели скульптуры, наверняка сказать нельзя, так что ее до сих пор вдумчиво изучают. В Свердловском областном краеведческом музее Екатеринбурга под Шигирского идола отведен целый зал с отдельной экспозицией, так что можно увидеть и историю обнаружения древнего памятника, и крупные фотографии различных его фрагментов, да и сам идол обойти по кругу, задирая голову, чтобы разглядеть на пятиметровой высоте схематически вырезанное лицо с сурово насупленными бровями.
Подобные находки напоминают, что история Урала уходит корнями в такую глухую древность, что и представить себе сложно. В Перми при строительстве АЗС обнаружили поселение эпохи позднего палеолита, археологи нашли здесь несколько тысяч разнообразнейших каменных орудий, скопившихся за 15 тысяч лет, что оитали в этих краях люди.
Металлургией на Урале тоже занимались издревле — старейшие формы и тигли для литья меди, найденные археологами в Прикамье, датируются X–IX веками до нашей эры. Во времена Перми Великой в IX–XV веках работали уже с железом, но в целом ремесла, связанные с добычей и обработкой руд и камней, процветали тут задолго до того, как Петр I отрядил Татищева и де Геннина подыскать места для строительства заводов, положив начало Перми и Екатеринбургу.
К этому моменту здесь уже укоренилось христианство, правда, церкви пришлось пойти на некоторые уступки — коми-пермяки упорно резали изображения святых из дерева. Церковь не слишком одобряла подобные скульптуры, видя в них отсылки к язычеству, но, дабы не потерять паству, разрешила ставить их в приделах и других укромных местах храмов. Уникальная коллекция таких деревянных фигур XVII–XVIII веков хранится теперь в Пермской государственной художественной галерее. Лица их на редкость выразительные и живые, да и черты достаточно характерные для местного населения — у каждого свое лицо, идентичных нет.
Ваяли их обычно из мягкой сосны, мелкие детали резали из липы, березы или ели. Все выступающие фрагменты, вроде рук, крыльев и венков с шипами всегда создавали отдельно, а потом крепили на клей в специально подготовленные отверстия — гнезда. Чтобы скульптура не деформировалась с течением лет, дерево предварительно сушили и старательно выравнивали заднюю часть бревна. Сердцевину же, как правило, удаляли — благодаря этому фигуры не трескались со временем.
Само здание галереи тоже примечательно: с 1932 года она находится в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. Сейчас его передали церкви, для галереи же строят новое современное помещение, которое планируют открыть уже в октябре 2023 года. Летние месяцы — последняя возможность посмотреть экспозиции музея в антураже памятника архитектуры XIX века.
ЛИКИ СОВРЕМЕННОСТИ
Старина на Урале гармонично соседствует с инновациями. Екатеринбург украшает медно-кристаллическое по фактуре здание, спроектированное лауреатом Притцкеровской премий Норманом Фостером. Пермь веселит и развлекает гостей и горожан забавными арт-объектами, «заточенными» под селфи: бронзовые солдатские сапоги, «Пермяк — солены уши», гигантская буква П, которую сами жители между собой ласково прозвали памятником перевернутой табуретке.
На набережной Камы — обнадеживающая надпись «Счастье не за горами», у ротонды парка Горького — гигантские красные ладони, сложенные сердечком. В том же парке можно оценить и еще более впечатляющую «примету времени»: в нем работает кибер-кафе «Дуняша», где напитками и мороженым торгует человекоподобный робот. Радушная хозяйка заведения не только угощает гостей, но развлекает их, пока готовится заказ: может поставить свою любимую музыку или прочитать стихотворение.
Дуняша — урожденная пермячка. Ее и аналогичных роботов производит местная компания Promobot. При желании, сюда можно заглянуть на экскурсию и познакомиться с обаятельным Promobot V.4, напоминающим нечто среднее между Валли и Евой из мультфильма «Валли». Белый глянцевый робот с ярко-синими пиксельными глазами на черном экране лица радушно отвечает на вопросы, задает свои, а может и станцевать. Эта модель — не просто маркетинговая игрушка, ее функционал достаточно широк. V.4 умеет оформлять и выдавать документы, подключаясь к внешним сервисам, принимать оплату, знакомить клиента с продуктом. Мало того, он может работать в полиции: умеет распознавать оружие, с фотографической точностью запоминает лица и сканирует отпечатки пальцев, быстро предоставляя напарнику-человеку данные.
Вышеупомянутая Дуняша происходит из другой семьи роботов, Robo-C2. Они куда больше похожи на настоящих людей, но умеют пока не так много, как их коллеги V.4. Однако они весьма занятные собеседники — с удовольствием знакомятся с людьми, причем запоминают их и непременно узнают при повторной встрече. Пообщаются на любую тему, могут служить продавцами и промоутерами, рассказывая о компании и ее продуктах. И они постоянно развиваются, стремительно «обучаясь» новым навыкам.
Скорость жизни — еще одна из характерных черт современности. Как она росла по мере того, как ХХ век сменялся на XXI, можно пронаблюдать на примере одного из самых характерных воплощений скорости — автомобилей. В Верхней Пышме есть музей автомобильной техники, в коллекции которого свыше полутысячи экспонатов, начиная от «самодвижущегося экипажа» Карла Бенца — «прапрадедушки» современных машин, — и до стремительных болидов «Формулы-1».
МАСКИ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
Если ехать из Верхней Пышмы к Екатеринбургу на трамвае, можно заметить в одном месте несколько радиовышек не вполне ясного назначения. Местные старожилы уверяют, что во время Великой Отечественной войны здесь видели Левитана — он гулял молча и в темных очках, но очевидцы клянутся, что все равно был узнаваемым. Действительно ли знаменитый диктор сообщал новости, предварявшиеся известным на всю страну «Говорит Москва» с Урала, на самом деле никто не знает — если и есть тому документальные подтверждения, о них ничего неизвестно.
А вот тот факт, что фонды «Эрмитажа» эвакуировали именно в Екатеринбург, больше не секрет.1 июня 1941 года из Ленинграда отправился первый эшелон — 22 вагона с 1143 ящиками с произведениями искусства увезли на Урал. Тогда все считали, что он идет в Пермь, и только начальник эшелона Левинсон-Лессинг знал, в какой город памятники мировой культуры уезжают на самом деле. Еще об этом знали в самом Свердловске — это название носил Екатеринбург в советское время.
«Я тогда был студентом художественного училища, и нас пригласили помочь отправить коллекцию обратно. Нас это предложение не удивило, потому что мы каким-то образом знали тайну — что в нашем музее находится коллекция «Эрмитажа», — вспоминал позже художник Виталий Волович. — Мы подошли к большому тяжелому ящику, взялись за него, и к нам вдруг подбежала сотрудница «Эрмитажа». Молитвенно сложив руки, она сказала: «Мальчики, ради бога, осторожней! Здесь «Возвращение блудного сына» Рембрандта!» У нас ноги подкосились от волнения. С этого момента разгрузка превратилась в некое ритуальное действо, в религиозный обряд. Потом, когда я приехал в Ленинград, я долго стоял перед этой картиной, и было чувство, что я связан с нею. Я нес на руках «Блудного сына».
Шедевры давным-давно вернулись в родные стены в Санкт-Петербурге, но «Эрмитаж» в городе по-прежнему остался. В реконструированном историческом доме купца Бардыгина на улице Вайнера разместился центр-спутник знаменитого музея «Эрмитаж–Урал». И экспонаты здесь, действительно, из собрания его «родителя». Помимо постоянной экспозиции предметов западноевропейского искусства на втором этаже, можно погрузиться в атмосферу военных лет, поднявшись на третий этаж — там находится интерактивная мемориальная экспозиция «В глубоком тылу». А на первом этаже проходят временные выставки из «Эрмитажа».
Есть в Екатеринбурге и своя «Мона Лиза». Ее настоящее название — Белая Башня, это памятник конструктивизма, построенный в 1931 году по проекту архитектора Моисея Рейшера. Титул «Моны Лизы советского авангарда» водонапорной башне дал известный немецкий архитектор и эксперт в области сохранения мирового культурного наследия Вольфганг Шустер. На момент введения в эксплуатацию бак башни был самым крупным в мире — она «поила» огромный «Уралмаш» и стала неофициальным символом этого района. Теперь помещение бывшего резервуара расписано сюжетами, посвященными истории завода. В стилистике, сильно напоминающей настенную живопись майя, в формате круговой панорамы изображена, в частности, драматическая история лихих 90-х.
С 1960-х годов башня оказалась «на пенсии», но разрушиться ей, к счастью, не дали. С 2012 года «Группа архитектурных инициатив, событий и коммуникаций» (Арх-группа) занялась восстановлением памятника. С 2016 года в нем проходят экскурсии, фестивали, выставки, арт-пространство местной «Джоконды» участвует в ежегодной ночи музеев.
Сейчас Пермь и Екатеринбург прихорашиваются к юбилеям: обоим городам летом исполняется 300 лет. В преддверии праздника они ностальгически перебирают памятные сувениры прошедших веков и готовят новые. Фестивали, гуляния, развлечения на любой вкус — многоликие юбиляры готовы предложить каждому гостю что-нибудь интересное.
Фото Сергей Крылов.
Страна: Россия
-
- Валюта:
- рубль, RUB
-
- Употребляемые языки:
- русский, татарский, армянский, осетинский, башкирский и т.д.
-
- Получение визы:
- Безвизовый въезд
-
- Столица:
- Москва
Комментарии
Чтобы мы могли показать ваше имя и аватарку, пожалуйста зайдите на сайт через одну из соц.сетей