ОБЪЯТЬ НЕОБЬЯТНОЕ

ОБЪЯТЬ НЕОБЬЯТНОЕ

На карте России огромное количество городов, и за каждым из условных знаков, соединенных линиями дорог, скрывается целый мир со своей историей, культурой и традициями. Большое Золотое кольцо России объединяет пятую часть всех объектов культурного наследия страны — и это лишь толика достопримечательностей Центрального региона, открывать которые тем интереснее, чем меньше о них известно.

 

Когда речь заходит о Золотом кольце, большинство из нас вспомнит Сергиев Посад, Владимир, Ярославль, Кострому, Ростов и еще пару-тройку городов, объединенных серией очерков журналиста и искусствоведа Юрия Бычкова. По этому классическому маршруту традиционно возили автобусные экскурсии еще во времена СССР, и программа таких путешествий не отличалась разнообразием — исторические центры городов с главным храмом, музеи-усадьбы, церемонии с ряжеными артистами. Со временем кольцо расширялось — так «Туристический маршрут №401» охватывал уже 12 городов и был рассчитан на 20 дней.

Сегодня границы Золотого кольца и вовсе размыты, что, в общем, неудивительно: каждая из областей Центрального региона России обладает множеством интересных мест. В прошлом году под эгидой Ростуризма даже родился проект Большое Золотое кольцо, куда вошли девять российских регионов — Московская, Калужская, Ярославская, Тульская, Владимирская, Костромская, Тверская, Рязанская и Ивановская области.

В перспективе все регионы свяжет современная федеральная транспортная магистраль Р-132 (сейчас ведется капитальный ремонт нескольких ее участков), но уже сегодня Ростуризм и партнер Федерального агентства, ООО «ПроГород» (группа ВЭБ.РФ), ведут разработку туристического мастер-плана макрорегиона Большое Золотое кольцо.

В каждой области определено по два всесезонных курорта, включивших в себя как «раскрученные» места, так и объекты, обладающие высоким потенциалом, но пока еще не известные большинству путешественников. Главная задача мастер-плана перераспределить туристические потоки из областных центров вглубь регионов, объединив таким образом все виды туризма — гастрономический, культурно-познавательный, приключенческий, семейный, событийный, рекреационный. Остается решить главный вопрос: как обычному путешественнику объять необъятное?

 

*****

Очевидно, что за одну поездку все не охватить, но мы готовы подсказать вам несколько идей. Некоторые из них лежат на поверхности, другие — совсем не очевидные. Ну кто, скажите, отправится искать мамонтов в Зарайск, древний городок недалеко от границы Московской и Рязанской областей? Между тем, кости этих (и не только) исчезнувших млекопитающих находят во время раскопок на территории города постоянно — и в культурном слое Зарайской стоянки (люди поселились здесь около 21 тысячи лет назад), и в культурном слое Средневековья. Получается, русичи тоже находили кости древних животных, и даже использовали их в хозяйстве, но чаще выбрасывали, так как просто не могли понять, какое сокровище попало им в руки.

Культурный слой в Зарайске, на самом деле, уникальный. Всего полтора метра и археологи погружаются в каменный век. Уже в XXI веке здесь было сделано множество удивительных находок — статуэтки палеолитической Венеры, изящная статуэтка бизона, вырезанная из бивня мамонта, и самая громкая находка — череп мамонта на входе в жилище. В черепе древние люди устроили склад каменных орудий труда — ничего подобного археологи не встречали больше нигде в мире.

Все эти находки можно увидеть в экспозиции Музея Зарайского кремля. Сам кремль — единственный сохранившийся в Московской области. Построенный в первой половине XVI века, он более 150 лет охранял южные рубежи Московского государства от набегов татар, и ни разу не покорился захватчикам. В городских архивах XIX века упоминаются «руины кремля»: местные власти даже планировали его разобрать — считали, покроет ли продажа кирпичей из крепостной стены расходы на демонтаж. Видимо, дебет с кредитом в итоге не сошелся, раз кремль продолжает радовать нас своим видом.

Исторический центр Зарайска выглядит на удивление уютным. Сыграла роль грамотная политика властей, активно привлекающих частных инвесторов к реставрации старых домов, которые после реконструкции получают вторую жизнь. Так, бывшее пожарное депо превратилось в отель и ресторан. Несколько жилых зданий, признанных аварийными, теперь тоже вовлечены в индустрию гостеприимства — в них открыты сыроварня, музеи, гостиницы, коврижечная.

Поездку в Зарайск можно совместить с Коломной и Луховицами — это просто беспроигрышный вариант для любителей гастрономического туризма. В Зарайске обязательно обратите внимание на местные колбасы и сыры, в Коломне — на сладости, а в Луховицах на легендарные — другой эпитет будет неприемлем — огурцы.

 

*****

Богородицк и Куликово поле — один из двух всесезонных курортов, прорабатываемых проектным офисом ООО «ПроГород» в Тульской области. Небольшое село Епифань считается воротами в Куликово поле. По легенде, игумен местного монастыря три дня обильно угощал литовского князя Ягайло, который шел на битву против русской дружины. Войско задержалось в Епифани и опоздало к битве на берегах Непрядвы, что позволило дружинам под руководством князя московского Дмитрия Ивановича одолеть войско золотоординского полководца Мамая.

В Епифани на одной площади можно увидеть символы сразу нескольких периодов истории России: Никольский собор начала XIX века, купеческие дома, памятник Ленину, памятную доску белогвардейскому адмиралу Михаилу Кедрову и яркий пример архитектурного дурновкусия нулевых в виде здания сетевого продуктового магазина. А сама площадь именуется... Красной.

В Музее купеческого быта, расположенном в доме купца второй гильдии Антона Байбакова, можно познакомиться с укладом провинциальной жизни на рубеже XIX–XX веков. По словам сотрудников музея, это единственный купеческий дом в Епифани, который сохранился до наших дней. После революции в нем сделали аптеку, в которой работала внучка купца — она прожила здесь до самой смерти в 2002-м, и именно по ее воспоминаниям была воссоздана обстановка дома, мебель и утварь для которого собирали всем поселком.

С 1777 по 1926 годы Епифань имела статус уездного города, и в XIX веке благодаря ежегодной Епифанской ярмарке была одним из самых важных городов Тульской губернии. В 1874 году в 15 километрах от города, в буквальном смысле слова в чистом поле, была основана железнодорожная станция Ряжско-Вяземской железной дороги. Почему станцию построили там (сейчас это центральная станция города Кимовск, хотя и называется «Епифань»), а не в городе тоже есть легенда. В 1870 году, когда дорогу только начинали прокладывать, местные купцы отправились в Петербург с просьбой проложить железнодорожную ветку через Епифань. Им был дан ответ: «Надо ждать». Купцы вернулись домой, и когда через несколько лет дорогу проложили в 15 километрах от города, они снова поехали в столицу, чтобы разобраться в произошедшем. Оказалось, что они с чиновниками неправильно поняли друг друга. Ответ звучал не как «надо ждать», а «надо-ж дать».

15 километров в XIX веке было солидное расстояние, около станции стал быстро расти новый город, а значение Епифани стало постепенно снижаться. Для современного человека 15 километров — ничто, поэтому до Епифани, при желании, можно доехать по железной дороге из Тулы, Калуги и даже Вязьмы, а дальше взять такси. А вот до Богородицка, что примерно в 30 километрах от села, можно добраться по железной дороге прямо из Москвы.

Город, как и Епифань, был основан как часть Большой засечной черты — колоссального фортификационного укрепления против крымско-нагайских набегов. В конце XVIII века на месте Богородицкой крепости на вершине холма над рекой Упёрта построили роскошный дворец для графа Алексея Бобринского, внебрачного сына императрицы Екатерины II. Много ли вы знаете дворцов в Центральной России южнее Москвы? Богородицкий дворец-музей как раз такое чудо, которое сохранилось благодаря энтузиазму богородицкого учителя по рисованию Петра Кобякова. Дворец сильно пострадал во время Второй мировой войны и в середине 60-х годов прошлого века было принято решение его окончательно снести. Петр Кобяков поехал в Москву в Министерство культуры и не только отстоял дворец, но и добился его реставрации.

И, конечно, какой же дворец без парка. Андрей Болотов (1738–1833), один из основоположников агрономии в России, спроектировал вокруг дворца уникальный для своего времени парковый ансамбль с каскадными прудами, водопадами и фонтанами. Здесь приятно прогуляться в жаркий день, после чего спуститься к берегу запруды на реке и попасть в арт-пространство «Город-театр», ставшее местом притяжения горожан.

 

*****

Еще одно место отдыха в новом формате в Тульской области — нутриевая ферма в деревне Иевлево. Здесь, в дополнение к привычным способам досуга на свежем воздухе — барбекю, конные прогулки, рыбалка, — можно пообщаться с ручными нутриями, живущими в прудах. А в самой Туле таким «нестандартным» местом отдыха является, пожалуй, арт-кластер «Искра». Впрочем, ничего нестандартного здесь нет: четыре года назад команда единомышленников решила создать в Туле новый для города тип среды, где можно было бы комфортно передвигаться, дышать, отдыхать и работать — так, буквально под боком у Тульского кремля, отметившего в прошлом году 500-летие, на территории бывшей военной части появилась «Искра».

Прилегающие к кремлю кварталы вообще очень приятные, — будь то прогулочная зона «Газон» вдоль берега реки Упа, или улица Металлистов, где восстанавливается исторический облик Тулы, а вместе с ним — торговая и гастрономическая атмосфера того времени. Именно в магазинчиках на улице Металлистов можно купить «хипстерские» тульские пряники с оригинальными начинками — лавандой и инжиром, грушей, мятой и лимонной цедрой и другими неожиданными сочетаниями.

Неожиданной на приятные открытия обещает быть и Таруса — небольшой городок на высоком берегу Оки, сохранивший очарование XIX века за счет того, что здесь запрещено строить дома выше 12 метров. Аутентичности придает и то, что в некоторых деревянных домах за деревянными наличниками аккуратно прячутся, не выпячиваясь, современные пластиковые стеклопакеты. На улице Ленина, напротив Петропавловского собора, к слову, выставлено несколько старинных наличников, украшавших некогда различные дома в Тарусе — это часть проекта «Окна в прошлое». Здесь же есть карта, на которой указаны другие объекты проекта, разбросанные по всему городу, — если обойти все, то можно получить максимально объемное представление об облике Тарусы, и понять, почему город издавна облюбовали писатели, поэты, художники и другие творческие люди.

В разные годы с Тарусой связались судьбы Марины Цветаевой и Константина Паустовского (их дома-музеи находятся примерно в 10 минутах ходьбы друг от друга), Беллы Ахмадулиной, Николая Заболоцкого, художника-авангардиста Эдуарда Штейнберга, пианиста Святослава Рихтера, скульптора Павла Бондаренко и многих других. Дух творчества витает в городе и сегодня — достаточно зайти в здание Туристическо-информационного центра на улице Розы Люксембург, где постоянно проходит выставка-продажа произведений местных мастеров.

В Тарусе жил и агроном Николай Ракицкий, который здесь адаптировал к климатическим условиям средней полосы России южные сельскохозяйственные культуры. Благодаря Ракицкому в Тарусе появилась картинная галерея, куда он передал свою коллекцию антиквариата и живописи, включавшую старинные иконы, подлинники Айвазовского, Ковалевского, Кустодиева и Поленова. Музей-заповедник последнего расположен на другом берегу Оки, туда из Тарусы можно добраться на теплоходе.

Музей-заповедник Василия Поленова — один из самых популярных у туристов в Центральной России и не нуждается в специальном представлении. Более того, в выходные здесь царит столпотворение, поэтому чтобы неспешно насладиться атмосферой, которая некогда пленила гениального живописца, сюда надо приезжать посреди недели.

Поленов в своем творчестве придерживался простой истины — искусство должно радовать, иначе оно не имеет никакой ценности. И его имение, которое Поленов называл «поместьице», в полной мере соответствует этому кредо. Оказываясь здесь, чувствуешь удивительную смесь радости и гордости — от простоты и одновременно величия русской природы, от гармонии, созданной человеческими руками.

Искусство в арт-парке «Никола-Ленивец», самом большом в Европе, тоже вызывает массу чувств — порой противоречивых, но ярких. Этот ландшафтный парк, как и Поленово, не нуждается в дополнительном представлении. Детище Николая Полисского, стоявшего у истоков проекта, живет и развивается, каждый год прирастая все новыми и новыми объектами. В этом году главное «приобретение» парка — «Мавзолей мечты» Тотана Кузембаева, 29-метровая башня из разных материалов, стоящая на костях и увенчанная несколькими искусственными пальмами, — за что объект сразу же получил неофициальное имя «Майами».

В сентябре до центрального входа на территорию парка проложат асфальтированную дорогу — и путешествие сюда станет максимально комфортным, а время на поездку значительно сократится. Строительство дорожной инфраструктуры вообще сильно облегчило путешествия по России в последние годы — линии дорог на картах перестали быть чем-то эфемерным, и планировать отдых, будь то полноценный отпуск или выезд на выходные, стало просто и удобно. А значит, пришло время проложить маршрут навстречу новым приключениям, — ведь для того чтобы открыть что-то новое, необязательно отправляться за тридевять земель.

 

Комментарии

Оставить комментарий
Алексей Кукаевский
Алексей Кукаевский
11 Августа 2022

Страна: Флаг России Россия

Россия фото
  • Валюта:
    рубль, RUB
  • Употребляемые языки:
    русский, татарский, армянский, осетинский, башкирский и т.д.
  • Получение визы:
    Безвизовый въезд
  • Столица:
    Москва
еще...