Перспективная инвестиция

Перспективная инвестиция

Современный мир стремится беречь энергию: на новых домах появились таблички с указанием класса энергоэффективности, производители предлагают множество энергосберегающих устройств, от смартфона до системы «умный дом». В этот тренд отлично вписываются электромобили — экологичные и инновационные.

- Начнем с самого острого вопроса: экологичность электрокаров — миф или реальность? Скептики утверждают, что электрические автомобили все равно потребляют энергию — просто топливо сгорает не в двигателе, а на электростанции, — а значит, разницы между ними и автомобилями на бензине или дизеле нет.

На это есть ответ у Международного совета по чистому транспорту (International Council on Clean Transport, ICCT): углеродный след электрокара меньше, чем автомобиля с ДВС. Дело в том, что «чистота» автомобиля напрямую зависит от источника энергии, которую он потребляет. К примеру, производство бензина или дизеля включает сложную и энергоемкую добычу сырья, его переработку и перевозку — все это сопровождается выбросами в атмосферу. Дальше идут электрокары, заряжающиеся от традиционных угольных электростанций — но даже они выделяют примерно на 25% меньше CO2, чем автомобили на ДВС. Самый короткий углеродный след у автомобилей, «питающихся» от ветро- или гидроэнергетики или солнечных батарей.

- Но дело ведь не только в топливе?

При расчете углеродного следа экологи обычно исследуют «жизнь» автомобиля целиком, включая производство. И пока при создании электрокаров объем выбросов вредных веществ не меньше, чем при создании традиционных автомобилей. Но примерно через год после начала использования электромобиль становится значительно экологичнее обычного автомобиля. Насколько — зависит от региона. В Европе, где развивается альтернативная энергетика, этот показатель может составлять до 69%, в Индии и Китае, где много угольных электростанций — от 19 до 45%.  

- Есть еще одна загвоздка — аккумуляторы.

Действительно, рано или поздно все автомобили отправляются на переработку, и одна из самых проблематичных составляющих, которую необходимо утилизировать — аккумулятор. В обычных автомобилях он служит в среднем пять лет, у электромобилей, как уверяют производители, — существенно дольше. При этом переработанные литий-ионные аккумуляторы электрокаров могут стать ценным вторичным источником материалов — никеля, кобальта, меди, алюминия, железа. Им можно найти и другое применение — к примеру, в Германии порой не тратят энергию и время на переработку, а используют отслужившие срок устройства для хранения излишков энергии от ветрогенераторов и солнечных батарей.

- Главный вызов для любого автовладельца в России — зима: низкие температуры, при которых сложно завестись, и скользкие дороги. Как с ними справляются электрокары?

При отрицательных температурах сокращается максимальная дальность поездки — из-за того, что на обогрев салона и поддержания рабочей температуры аккумуляторов тратится больше электричества, чем летом. Согласно исследованию портала Geotab, в котором приняли участие 4200 электроавтомобилей разных производителей, при температуре минус 20˚С запас их хода сокращается. Идеальная температура для работы электрического двигателя — около плюс 20˚С, а зимой и летом часть энергии уходит на обогрев и охлаждение соответственно. Однако емкость батареи — пожалуй, единственное, в чем теряет электрокар зимой.

В отличие от бензиновых и дизельных аналогов, он не выходит из строя и не требует серьезных вмешательств при низких температурах — если рядом есть розетка, он обязательно заведется. К примеру, модели Audi e-tron S и Audi e-tron S Sportback заряжаются очень быстро — в домашних условиях для этого предусмотрена компактная зарядная система e-tron, а на высоковольтной зарядной станции (High Power Charging) зарядка батареи от 5 до 80% займет примерно 30 минут. Кстати, морозы ведь бывают не только в России — к примеру, в Норвегии за восемь месяцев 2021 года доля продаж новых автомобилей с ДВС упала до рекордно низкого значения в 9,6%. А вот электромобили заняли 60,1% рынка — несмотря на минусовые температуры и снег зимой.

Что касается дорог, проблем тоже не предвидится — по крайней мере, у электрического семейства Audi. Электрический полный привод обеспечивает великолепную тягу и динамику на любом покрытии и в любую погоду. Датчики постоянно контролируют режим движения автомобиля и распределяют тяговое усилие между задними колесами с учетом индивидуального характера вождения. Система селективного распределения крутящего момента между колесами при необходимости практически незаметно подтормаживает колесо передней оси, движущееся по внутренней дуге поворота, что предотвращает пробуксовку и делает управление еще более точным и нейтральным. А Audi e-tron S оснащен тремя электродвигателями, два из которых расположены на задней оси. При необходимости моментально активируется расположенный спереди третий двигатель, который обеспечивает дополнительное тяговое усилие и включается в работу на скользкой дороге или при быстром прохождении поворота.

- Еще одна чисто российская проблема — расстояния: мало кто готов оказаться посреди бескрайних живописных просторов с севшим аккумулятором. Есть ли шанс, что запас хода у электромобилей будет расти?

Действительно, первые электромобили проезжали без подзарядки чуть больше 100 километров — этого хватало на передвижения по городу или на короткие вылазки за его пределы. При этом на март 2021 года в России насчитывалось около 450 зарядных станций — для самой большой страны в мире это более чем скромное количество. Однако сеть «электрозаправок» развивается очень быстро — в одной только Москве к 2023 году собираются увеличить их количество до 600. Развиваются и сами электрокары: благодаря современной системе рекуперации энергии электромобили семейства Audi отличаются хорошим запасом хода: до 372 километров у Audi e-tron S и до 378 километров у Audi e-tron S Sportback (в цикле WLTP). Кроме того, электрокары используют энергию эффективнее, чем обычные автомобили: коэффициент полезного действия современных электродвигателей превышает 90%, в то время как у ДВС он составляет около 30%.

- Deloitte прогнозирует, что к 2030 году объем продаж электромобилей вырастет в десять раз, на них будет приходиться более трети всего авторынка. Почему выбор в пользу электрокаров будут делать все чаще — помимо экологичности?

Электромобили позиционируются как транспорт будущего не зря — производители оснащают их самыми передовыми технологиями. Помимо практичности — а электромобиль практичен и в долгосрочной перспективе намного выгоднее обычного авто с ДВС за счет более экономной «заправки» и меньшей амортизации деталей, — это фактически воплощение самых смелых научно-фантастических фильмов. К примеру, цифровая система освещения Audi e-tron S и Audi e-tron S Sportback не просто обладает функциями ближнего света, отвечающими за подсветку поворотов, и разными режимами освещения в городе и на трассе.

Она умеет генерировать динамические анимации Leaving Home и Coming Home, представляющие собой световые проекции на стенах или на земле, что превращает область перед автомобилем в эффектно подсвеченную сцену. Еще одна яркая особенность этой серии — опциональные виртуальные зеркала заднего вида. В опоры «зеркал» встроены небольшие камеры, изображения с которых выводятся на высококонтрастные OLED-дисплеи в салоне автомобиля.

Все это не только выглядит футуристично, но и обеспечивает водителю и пассажирам очень высокий уровень безопасности. На трассе функция подсветки полосы помогает водителю лучше контролировать положение автомобиля, а система ночного видения с функцией распознавания пешеходов дает возможность увидеть даже тех, кто ходит в темной одежде без светоотражающих знаков.

- Кажется, электромобиль в последнее время — это нечто большее, чем личное экологическое сознание и стремление к ответственному потреблению.

Ставку на устойчивое развитие уже делают не отдельные люди, а целые государства. Во многих странах разработано и действует законодательство об ограничениях выбросов углекислого газа и выдаются правительственные субсидии на покупку электротранспорта — ими давно пользуются жители некоторых штатов США, регионов Канады, Китая, Японии, Южной Кореи и Евросоюза. В России тоже разработан комплексный план по повышению энергоэффективности, он включает шесть основных отраслевых блоков мероприятий: электро- и теплоэнергетика, промышленные технологии, энергоэффективные материалы, жилые и общественные здания, ЖКХ — и, конечно, транспорт. Корпорации не отстают — о планах по закупке в свои парки электротранспорта уже объявили Amazon, IKEA и российский ритейлер «Магнит».

- Итак, время пересаживаться на электромобили пришло? Или все же подождать до 2030 года?

Лучшее время для перехода на электрокар, впрочем, как и для любого дела, — сейчас. Ждать будущего глупо — оно наступает каждый день. Выигрывают стратеги, а в долгосрочной перспективе электрокар — инвестиция в будущее планеты.

Комментарии

Оставить комментарий
  • Аватар пользователя Роман Акимов
    Роман Акимов
    Эффективность зелёной энергетики весьма условна на данный момент. Как перспектива развития- да, как основа энергетики государства- нет. Может лет через 10-20...
    09.04.2022 в 12:47
Ирина Воронина
Ирина Воронина
1 Ноября 2021

Страна: Флаг России Россия

Россия фото
  • Валюта:
    рубль, RUB
  • Употребляемые языки:
    русский, татарский, армянский, осетинский, башкирский и т.д.
  • Получение визы:
    Безвизовый въезд
  • Столица:
    Москва
еще...