Беспилотные летательные аппараты достались нам в наследство от военных. Однако об их боевых заслугах сегодня мало кто вспоминает, ведь за последние пять лет беспилотники освоили сотни самых разных гражданских «профессий», от почтальона до археолога. Дроны трудятся и там, где условия суровы, а ответственность особенно высока — например, на нефтяных месторождениях Крайнего Севера. Кстати, здесь пригодились и их «навыки» разведчиков и спасателей.
Российскую нефть все чаще добывают в тех местах, где человеку не то что работать — жить непросто. Основная отличительная черта таких территорий — практически полное отсутствие инфраструктуры. Как обследовать трубопровод или линию электропередач, проходящие через тайгу, болота и тундру? Сотни километров пешком — долго, трудно и нередко даже опасно. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) обладают работоспособностью, недоступной для обычной техники, и поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие компании мира для решения самых разных задач стали использовать беспилотники. В России дроны активно внедряет «Газпром нефть»: в ее «штате» трудятся десятки БПЛА, которые обеспечивают доступ к труднопроходимым местам, причем оперативно и без риска для людей.
Магнитометрическая съемка — первое исследование, с которого начинается история любого нефтяного месторождения. Геологоразведчики измеряют геомагнитное поле на поверхности Земли и по его изменениям предполагают, что недра на исследуемом участке скрывают в себе нефть или другие полезные ископаемые. Магниторазведка позволяет получить первичную информацию о строении пород, а также спланировать последующие этапы исследования территории. Для большей точности магниторазведку проводят как на земле, так и с воздуха — причем на разных высотах. Обычно для этого используются самолеты и вертолеты, поэтому съемка становится довольно затратным мероприятием. Беспилотники помогут снизить стоимость магниторазведки минимум вдвое — а с самой магнитометрической съемкой они справляются в десять раз быстрее, чем геологоразведчики, проводящие ее наземным методом.
В России испытания магнитометрических дронов состоялись в прошлом году на Новопортовском месторождении «Газпром нефти», которая первой в России успешно применила беспилотные летательные аппараты для проведения этого вида геологоразведочных работ. В ходе эксперимента дроны исследовали территорию в 100 квадратных километров. Каждый вылет на расстояние 35–55 километров продолжался до полутора часов. Планируется, что в дальнейшем технология будет применяться для изучения территорий севера Западной Сибири — на полуостровах Ямал, Таймыр, Гыдан, там, где погодные условия особенно суровы. Дрон-разведчик к капризам погоды равнодушен: он готов работать при температурах от –30 до +40 °C, так что, возможно, эта технология приживется не только на Крайнем Севере.
Этим летом «Газпром нефть» задействовала дроны в спасательной операции под Норильском, где произошел разлив нефтепродуктов в местные реки. Спасатели компании менее чем за сутки перебросили в регион технику для помощи в ликвидации разлива и взяли на себя очистку одного из самых сложных участков. Беспилотники помогли оперативно выявлять нефтяные пятна на поверхности воды, чтобы спасатели выставили речные боны. Кроме того, с дронов следили за уровнем воды в паводковый период и за ледоходом, который мог прорвать водные заграждения.
Нефтяная логистика — еще одна сфера, которую активно осваивают беспилотники. Нынешней осенью в Подмосковье при участии НИЦ «Институт им. Жуковского» и Ассоциации разработчиков беспилотных авиационных систем «Аэронет» прошел конкурс среди производителей беспилотных воздушных судов по доставке проб нефти. В ближайшее время «Газпром нефть» определит партнера из числа участников, вместе с которым проведет испытания технологии уже в реальных условиях на территории Южно-Приобского месторождения.
Еще одно испытание беспилотников «Газпром нефть» устроила ранней весной на Гыданском полуострове Ямала — на сей раз не в воздухе, а на земле. В это время года здесь стоят тридцатиградусные морозы, метут снежные бури, а белая пелена надежно скрывает перепады рельефа, которые могут доходить до 25 метров. Именно в этих условиях прошли первые в истории отечественного автопрома арктические испытания беспилотных «КАМАЗов» — и прошли успешно. Полигоном для испытаний стало самое северное в стране Восточно-Мессояхское месторождение на Гыданском полуострове. Здесь же испытывали робот-вертолет KAGU-150, преодолевший 130-километровую дистанцию и доставивший на месторождение 150 килограммов груза. Испытания тяжелого беспилотника продолжатся в декабре: разработчики и нефтяники намерены протестировать вертолет в условиях арктической зимы.
«Разведка боем» показала, что цифровые технологии могут вывести грузоперевозки на качественно новый уровень безопасности и эффективности. И чем экстремальнее условия, тем заметнее результат. Достаточно сказать, что навигационная спутниковая система позволяет беспилотным «КАМАЗам» передвигаться по заданным траекториям с точностью до 20 сантиметров. Кроме того, грузовики оснащены 3D-лидарами, которые строят цифровую карту дорог в реальном времени, распознают препятствия на расстоянии до 200 метров, фиксируют статичные и движущиеся объекты как в ближней, так и в дальней зоне — словом, делают то, с чем в условиях метели не справится даже самый опытный водитель.
По утверждению разработчиков, использование этих машин позволит на 15% уменьшить себестоимость грузоперевозок и на целых 30% увеличить скорость поставок. Вероятно, в ближайшие годы беспилотники на дорогах мы будем встречать чаще. В феврале нынешнего года правительство РФ приняло поправки в нормативные документы, упрощающие механизм допуска беспилотных машин на дороги общего пользования. — а значит, география их испытаний расширится. Среди инициаторов поправок были регионы ХМАО — Югра и Ямал: на Крайнем Севере автономные технологии особенно востребованы.
Ханты-Мансийский автономный округ может стать одним из передовых в этом отношении регионов. Не так давно руководство округа заключило с «Газпром нефтью» соглашение по развитию беспилотных технологий: они могут заступить на северную вахту на месторождениях «Газпром нефти» уже в ближайшие годы — такое решение было принято по итогам теста еще одного робомобиля, созданного совместно с НПО «Автомобильные интеллектуальные технологии», — «ГАЗель Next Electro», которую планируется использовать на внутрипромысловых дорогах. А к 2022 году в России уже могут быть созданы все условия для полноценной эксплуатации беспилотных машин — во всяком случае, на эту дату ориентируются в Минтрансе и Минпромторге. Технологически уже все готово — осталось дождаться внесения соответствующих поправок в нормативные акты и ПДД, чтобы отправиться прямиком в будущее.
Комментарии
Чтобы мы могли показать ваше имя и аватарку, пожалуйста зайдите на сайт через одну из соц.сетей