Берега Утопии

Берега Утопии

В 2016 году в списке мировых дизайнерских столиц прибыло: теперь одной из них стал и Лондон, который впервые провел у себя биеннале дизайна. Впрочем, неофициальной столицей он был всегда: здешние творцы остаются законодателями трендов, а публика знает толк в хорошем дизайне. Тем ценнее высокая награда — Utopia Medal 2016, которой удостоился на биеннале российский павильон: на берегах Темзы его создатели и кураторы, команда Московского музея дизайна, открывали берега Утопии, познакомив британских зрителей с советским воплощением дизайна.В сентябре нынешнего года обширный список дизайнерских событий, происходящих в британской столице, пополнился еще одним — пожалуй, самым масштабным. С 7 по 27 сентября под сводами старинного Сомерсет-хауса прошла Первая Лондонская биеннале дизайна. Основатель биеннале — дизайнер и меценат сэр Джон Соррелл, тот самый, который организовал в 2003 году Лондонский фестиваль дизайна. Перед участниками — в этом году ими стали 37 стран из самых разных регионов планеты — стояла задача не только представить свою культуру и показать национальное лицо дизайна, но и раскрыть тему биеннале — «Утопия дизайна».

Она была выбрана не случайно: в этом году Британия отмечает 500-летний юбилей «Утопии» Томаса Мора, так что все главные события, происходящие сегодня на берегах Темзы, так или иначе отсылают к opus magnum этого непреклонного католика. Но поиски Утопии в павильонах биеннале — не столько попытки обнаружить тот самый остров всеобщего благоденствия, описанный Мором, сколько утопия в самом широком смысле.

Медаль за лучшее раскрытие темы получил проект Московского музея дизайна «Открывая Утопию: забытые архивы советского дизайна». Российская экспозиция рассказывала об архивах ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики), утраченных и забытых. Для европейцев, привыкших все хранить и собирать, история этого забвения показалась невероятной.

ВНИИТЭ, созданный в 1962 году, стал главной организацией в СССР, ответственной за дизайн. Кроме главного офиса, расположенного в Москве на ВДНХ, у института было десять филиалов в республиках, а также Центр технической эстетики на Пушкинской площади в столице — сегодня мы бы назвали его музеем дизайна. Под крышей института работали не только дизайнеры, которые в то время назывались художниками-конструкторами, но и архитекторы, художники, историки искусства, социологи, психологи, специалисты по эргономике и даже философы. Задача стояла поистине «утопическая» — создать государственную систему дизайна.

После распада СССР институт практически прекратил существование, архивы филиалов были уничтожены. «Мы теряем наследие в области дизайна, нашу материальную культуру, историю каждый день, потому что поколение советских дизайнеров уходит, множество материалов уже безвозвратно потеряно», — с сожалением отмечает Ольга Дружинина,  директор по развитию Московского музея дизайна, взявшего на себя непростую задачу отыскать, спасти и систематизировать архивы НИИ советской дизайнерской утопии. Результатом этой работы и стал российский павильон на Лондонской биеннале.

Уникальные архивы художников-конструкторов 1960–1980-х годов, исследованиями которых сотрудники музея занимались более четырех лет, публика увидела впервые. Зайдя в российский павильон, зритель как будто попадал внутрь системы хранения информации советского научно-исследовательского института. Арт-директор Музея дизайна Степан Лукьянов отлично передал атмосферу архива, расставив в павильоне картонные стулья, точные копии созданных в 1975 году архитектором Александром Ермолаевым для Международного конгресса ICSID по промышленному дизайну в Москве. Теперь, спустя четыре десятилетия, на этих стульях посетители выставки смотрели снятый специально для биеннале документальный фильм, герои которого рассказывают о создании в СССР государственной системы дизайна, ВНИИТЭ, своих проектах — что называется, от первого лица. 

Московский музей дизайна — один из самых молодых российских музеев. Александра Санькова, выпускница факультета коммуникативного дизайна «Строгановки», привезла идею его создания из своих путешествий по залам главных мировых дизайнерских собраний — таких как MOMA, Лондонский музей дизайна, Музей дизайна Дании и Музей Купер-Хьюитт. Идею создать что-то подобное в Москве поддержали друзья-единомышленники. В результате вокруг проекта сложилась команда молодых кураторов и дизайнеров, которые поставили перед собой амбициозную и в немалой степени тоже утопическую задачу: создать российским дизайнерам собственный творческий космос. «В России всегда было много замечательных дизайнеров, но не было профессиональной среды, у дизайнеров не было «дома», площадки для проведения выставок и мероприятий», — поясняет Ольга Дружинина. 

В распоряжении музея появились первые коллекции, энтузиазма тоже хватало, осталось обзавестись крышей над головой. Команда приняла нестандартное решение: открыть музей… в овощном ларьке. В конце концов, Марселю Дюшану удавалось упаковывать целые музеи в стеклянные ящики и чемоданы — так что ларек можно даже считать относительно большим пространством. Однако вскоре ларек трансформировался в автобус, мобильный выставочный зал на колесах. Александра Санькова рассказывает, что вдохновило команду: «Мобильная» версия музея привлекала тем, что можно действовать как дизайн-агитбригады. Мы уже тогда четко представляли миссию нашего музея — показывать непрерывность истории дизайна в России и связь его с мировыми движениями. Наша история столько раз прерывалась, что мы ее просто не знаем. Мы хотели показать всю историю и, конечно, открыть через какое-то время постоянную экспозицию по истории российского дизайна».

Пока музейная команда монтировала свой агитавтобус, о проектах музея узнала Марина Лошак, директор ЦВЗ «Манеж». Она пригласила молодой коллектив открывать свои проекты на обновленной площадке. На первую выставку, «Советский дизайн, 1950–1980-е», пришло более 150 тысяч человек — после чего вчерашние зрители стали приносить в музей предметы и личные архивы. 

Во время подготовки этой выставки случилась и знаковая встреча команды музея дизайна с Юрием Соловьевым — руководителем того самого ВНИИТЭ и, можно сказать, создателем системы дизайна в СССР. Эта встреча спустя всего несколько лет трансформировалась в победу российской экспозиции на Лондонской биеннале.

Конечно, коллекции и проекты музея можно увидеть не только в Лондоне. Пока постоянной площадкой музей так и не обзавелся, его выставки проходят в «Манеже», ГМИИ им. А. С. Пушкина, за рубежом. Следующая выставка, сделанная командой музея, откроется в марте 2017 года в ГМИИ. В фокусе внимания кураторов — семь стульев знаменитых датских дизайнеров (и все, что с ними связано — чертежи, эскизы, рекламные материалы), на примере которых будет рассказана «краткая история» датского дизайна ХХ века. А еще музей готовит к выпуску книги о советском дизайне и ВНИИТЭ, снимает  фильмы вместе с телеканалом «Культура» и расширяет свою коллекцию — так что если у вас есть артефакты советского промдизайна, они вполне могут стать ее частью. 

 

Комментарии

Оставить комментарий
16 Декабря 2016