Будущее топлива
Хотя европейский план развития автотранспорта предполагает, что к 2040 году в продаже останутся только электромобили, практика пока не подтверждает такие радикальные перемены. Наиболее результативный для экологии путь – совершенствование двигателей внутреннего сгорания и топлива для них. И требования к выбросам автомобильных двигателей эволюционируют очень быстро.
Производство электричества, которым предполагается заряжать электромобили, помогает избежать вредного влияния на окружающую среду процессов сгорания топлива в двигателе — но отнюдь не гарантирует того, что производство этой первичной электроэнергии будет проходить в безопасных для планеты условиях. Кроме того, одной из самых острых остается проблема инфраструктуры — зарядные станции для электромобилей вряд ли скоро появятся на небольших местных дорогах. И для этих случаев в ближайшем будущем придется все же использовать жидкое топливо — главный вопрос в том, какого качества оно будет и как поведет себя по отношению к окружающей среде. И насколько продлит или сократит срок службы машины — ведь не секрет, что топливо с более высоким экологическим стандартом лучше сказывается на эксплуатации автомобиля, уменьшая, в частности, количество нагара в камере сгорания.
В связи с этим показателен пример «Роснефти», чья техническая команда разработала и, главное, начала выпуск автобензина с шестью улучшенными параметрами — АИ-95 «Евро-6». Как показали испытания, его использование снижает количество нагара на 12,7%, а отложения на впускных клапанах — на 12,5%, утверждает Александр Романов, вице-президент по нефтепереработке ПАО «НК «Роснефть». И это по сравнению с бензинами, соответствующими экологическому «классу 5» — самому «чистому» на сегодняшний день стандарту ограничения выбросов для моторных топлив в России.
Тем, кто хочет получить ясное представление о том, на чем именно сосредоточены экологические стандарты топлива для автомобилей, но при этом не силен в тонкостях нефтеперерабатывающей промышленности, стоит знать, что стандарты регламентируют предельное количество ряда веществ в топливе, которые при работе двигателя образуют вредные соединения в выхлопных газах. Согласно стандарту «Евро-5», ставшему в Евросоюзе обязательным в 2008 году, например, предельно допустимое число выбросов оксидов азота составляет 0,06 грамма на километр пути, оксида углерода — 0,8, а выбросы CH не должны превышать 0,05 грамма на километр. Речь идет о количестве оксидов азота и углекислого газа, а также углероводородных радикалов, которые автомобиль выбрасывает в атмосферу, проезжая километр пути.
Кроме пользы для окружающей среды новый отечественный бензин отличается сниженным количеством серы — а именно она отвечает за то, насколько высока будет его коррозийная активность. В технологическом процессе гидроочистки (сера убирается из топлива при помощи водорода) показатель ее содержания в топливе падает, по словам технологов, почти в 100 раз. В бензине АИ-95 «Евро-6» содержание серы снижено еще на 20% по сравнению с «классом 5». То, что российские нефтяники сами ужесточили требования к характеристикам топлива, говорит и о технических возможностях нефтеперерабатывающих заводов — именно поэтому его производство решили начать в Уфе, на нефтеперерабатывающем комплексе «Башнефти», а продажу – на АЗС в Башкирии. Дело не только в хорошей репутации и современных технологиях уфимских НПЗ, кстати, одних из старейших в России. По словам министра экологии и природопользования Башкортостана Ильдара Хадыева, проблема загрязнения воздуха в регионе, особенно в миллионной Уфе, стоит довольно остро. Но если, как утверждает министр, в 1970-х годах, когда в мире только начинали разрабатываться экологические автомобильные стандарты нового поколения, доля автотранспорта в загрязнении атмосферы составляла не более 13–15%, то сегодня этот показатель в республике вырос до 50%, а в самой Уфе — еще больше. Так что пилотный проект «Роснефти» по продаже более экологичного бензина «Евро-6» именно в Башкирии — не научный эксперимент, а осознанное решение, подтверждающее технологическое лидерство компании и отвечающее на запросы конкретной территории по снижению нагрузки на окружающую среду.
Когда новый экологический стандарт для автомобилей появится в России на законных основаниях, неизвестно — но, возможно, именно готовность ведущих игроков в нефтяной и автомобильной промышленности к переменам, а не государственная инициатива, ускорит введение новых норм. По крайней мере, несколько автопроизводителей уже заявили о планах адаптировать двигатели своих флагманов к новому стандарту «Евро-6». Время покажет, приведет ли внедрение новых экологических норм к уменьшению количества дизельных двигателей — ведь многим из них для адаптации к новому стандарту и требуемого снижения диоксида азота нужна дорогостоящая система рециркуляции или же изменения в конструкции, чтобы впрыскивать в двигатель мочевину, которая помогает эффективно «дожигать» и нейтрализовывать выхлопные газы. Зато бензиновые двигатели не нуждаются в серьезном изменении конструкции.
На токсичность выхлопных газов — а именно по ней обычные жители как городов, так и сельской местности смогут судить, насколько новое топливо «разгружает» окружающую среду, — влияет содержание бензольных соединений. В бензине, произведенном в Башкортостане, уровень их содержания снизился с 1% до 0,8% — на первый взгляд, не такие уж значительные цифры, но именно их называет в числе главных достоинств этого бензина заместитель главного инженера единого НПЗ «Башнефти» Владимир Осинцев. Другое достоинство нового топлива — повышенный почти вдвое по сравнению с «Евро-5» индукционный период: проще говоря, это значит, что бензин окажется более стойким при хранении, транспортировке и эксплуатации, будет дольше сохранять свои химические свойства, а это, в свою очередь, тоже влияет на экологию.
Для того чтобы гарантировать качественное отличие в таких разработках, как топливо, производителям необходимо тесное сотрудничество с исследователями и специалистами научных институтов. Свойства нового бензина, разработанного в «Роснефти», были подтверждены по результатам лабораторных и стендовых испытаний, проведенных Всероссийским НИИ по переработке нефти. Начальник отдела топлив ВНИИНП Михаил Ершов считает новую разработку очень амбициозной. Комментируя заявление создателей топлива, что их продукт не имеет аналогов в европейской нефтеперерабатывающей промышленности, он сравнивает новый бензин не с европейским, а с американским — в США, в частности в Калифорнии, проблема загрязнения воздуха транспортом стоит намного острее, чем в Европе. Сможет ли Уфа дать фору Лос-Анджелесу? По мнению Ершова, разработка «Роснефти» идет в ногу с самыми высокими мировыми требованиями к автомобильному топливу. Можно с уверенностью утверждать, что проблема экологичного автотранспорта в России находит свои решения.
Комментарии
Чтобы мы могли показать ваше имя и аватарку, пожалуйста зайдите на сайт через одну из соц.сетей