Место, где загадывают желания

Место, где загадывают желания

Шведагон занимает площадь 50 тысяч квадратных метров. Это настоящий город с администрацией, полицейским участком, офисами, складами и жилыми помещениями. Сюда съезжаются десятки тысяч паломников не только со всей Мьянмы, но и из Китая, Индии, Таиланда. И все они — богатые и бедные — жертвуют пагоде золото. 
 
Золотой город расположен на холме, к нему ведут четыре крытые лестницы, сориентированные по сторонам света. Подняться наверх можно на одном из двух лифтов, но я иду по лестнице, это само по себе аттракцион. 
 
Стены лестничных туннелей украшены картинами на буддийские темы, главные фигуры сделаны объемными, кажется, что они вот-вот «выйдут» из рамы. На ступеньках разложен товар: зебры из папье-маше, куклы-неваляшки, бамбуковые зонтики, цифровые рамки с изображением Будды, работающий на углях утюг, игрушечные велосипедисты, крутящие педали под музыку. Отдельно выставлены электрические нимбы для будд. Торговцы с надеждой улыбаются мне, я виновато улыбаюсь в ответ. Бумажная зебра мне ни к чему, электрический нимб — тем более.
 
Каменные ступеньки приятно холодят босые ноги — обувь по правилам нужно оставить в хранилище внизу, в Мьянме запрещено ходить в обуви или в носках по территории буддийских храмов. Не доходя до конца лестницы, выхожу на служебный ярус, где расположены вспомогательные помещения Шведагона. Шаг в сторону от основного туристического маршрута, и добросердечные мьянмарцы приглашают меня в служебную столовую и пытаются накормить обедом.
 
 

САМАЯ БОГАТАЯ ПАГОДА

 
По легенде, Шведагон был построен 26 веков назад, то есть этот буддийский храм считается старше Будды! Верующие объясняют это просто: Будды существовали и до рождения Сиддхартхи Гаутамы, главного Будды. Историки считают, что храму исполнилось десять веков. Но это не помешало в 2012 году пышно отпраздновать юбилей — 2600-летие пагоды.
Гигантская ступа, по сути — народный банк. В старину монахам, нуждающимся в деньгах, разрешали отламывать кусочки золотой облицовки, а в тайниках 100-метровой золотой ступы хранятся священные реликвии — посох, водяной фильтр и части одежды древних Будд, а также восемь волосков Будды Гаутамы.
 
В XIX веке англичане разграбили пагоду и вывезли часть сокровищ, но к началу XXI столетия Шведагон преумножил богатства. Когда в 1999 году меняли венчающий ступу золотой зонтик, тысячи людей добровольно отдавали ювелирные украшения: кольца, браслеты, серьги. Эти сокровища и сейчас находятся где-то под зонтиком, включая более чем 4 тысячи бриллиантов, в том числе камень в 76 карат.
 
Возле центральных павильонов со статуями продается золотая фольга. Тончайшие листики вынимают из конвертиков, отделяют от бумажной основы и наклеивают на священные статуи. Слои драгоценного металла покрывают некоторые изваяния так, что со временем они превратились в золотые булыжники. Каждый год Шведагон «потребляет» десятки тысяч таких конвертиков, более 300 килограммов чистого золота!
 
 
Название пагоды переводится как Золотой Дагон. Происхождение последнего слова — все еще предмет споров. Возможно, это слово пришло из ассирийско-вавилонской мифологии, где Дагон считался морским божеством — то ли человек, то ли дракон, то ли рыба. А образы драконов и рыб встречаются здесь на каждом шагу.
 
Пестротой и красочностью Шведагон напоминает... Луна-парк. Здесь доминирует золотой цвет, но присутствуют все цвета радуги. К крашеным бетонным колоннам прикреплены деревянные панели с разноцветными гирляндами. Подвешены бумажные китайские фонарики и пластмассовые пятиугольные звезды. Десятки павильонов, беседок и часовен хаотично перемешаны.
 
Отсутствие единого архитектурного стиля легко объяснить. Многие богатые паломники стремятся построить в священном храме «свою» беседку, чтобы очистить карму и обессмертить свое имя. Речь об очень больших деньгах, и попечительский совет Шведагона не всегда находит силы для отказа. Единственное условие — вокруг главной ступы должен оставаться проход для посетителей, хотя он с каждым годом сужается.
 
 
Публика заполняет пагоду с раннего утра. Движение вокруг ступы хаотично, но к вечеру количество паломников увеличивается, и людской поток начинает двигаться по часовой стрелке. Многие приходят сюда не только затем, чтобы обойти священную ступу или помолиться у алтарей, Шведагон — что-то вроде клуба или парка отдыха. Сюда приводят детей, берут с собой термосы с чаем, пластиковые контейнеры с рисом и карри, читают газеты. Те, кто работает в ночную смену, приходят поспать на деревянных полах павильонов или в тени баньянов. Утверждают, что эти баньяны — прямые потомки дерева, под которым достиг просветления Гаутама.
 
Движение вокруг ступы сопровождает колокольный звон. В Шведагоне нет профессиональных звонарей, в колокола бьют сами паломники. Бьют троекратно на удачу. В пагоде сотни колоколов, в том числе два «тяжеловеса». В северо-восточном углу висит 42-тонный колокол Маха Тиссада Гандха, толщина его стенок более 40 сантиметров. А в северо-западном углу находится 23-тонный колокол Маха Гандха. Его в 1825 году попытались украсть англичане, но утопили в реке и не смогли достать. Позже это сделали местные жители: они подкладывали под колокол бамбуковые палки до тех пор, пока он не всплыл. 
 

АЛТАРИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Центральная ступа опоясана кольцом из 64 часовен, в каждой своя статуя Будды. Вокруг — изображения мифических существ-защитников: сфинксы со сдвоенными телами, люди-львы, зеленые орки, тигры с намотанными на шею змеями. А еще химеры — чудища с телом дракона, хоботом слона, рогами оленя, крыльями орла и копытами лошади. Шведагон сам похож на замысловатую химеру, стоящую на страже буддизма.
 
— От кого защищают эти монстры? — спрашиваю я гида по имени Ии.
 
— Знаешь Дракулу? Вот от него защищают, — моментально отвечает гид.
 
Ии — мелкий пройдоха. Их много вращается, в буквальном смысле, вокруг. Лицензии на работу у Ии нет, поэтому он никогда не стоит на месте и все время движется вместе с публикой. Даже если он общается с вами, то делает это «наскоками»: отходит и возвращается. Ии, как и другие самозваные гиды Азии, обладает потрясающей способностью выдумывать разные нелепицы прямо на ходу.
 
Возле запертого колодца, где когда-то омывали святыню — восемь волосков Гаутамы Будды, — Ии шепчет, что здесь находится секретный вход в подземелье с реликвиями. Спрятанный в часовню колодец выглядит пересохшим, но когда-то был полон. Мужчины и женщины приходят сюда медитировать, молиться и загадывать сокровенные желания, в надежде, что они исполнятся.
 
Ии носит с собой толстенький и уже потрепанный астрологический календарь на 100 лет. Он нужен, чтобы указать иностранцу его день недели, определив по дате рождения. Местные жители и так знают, в какой день родились, и сразу идут к соответствующим алтарям. Несут подношения: фрукты, цветные флажки, цветы.
 
Вокруг ступы восемь алтарей, посвященных дням недели. Для среды сразу два: для рожденных утром и вечером. Каждому дню соответствуют определенная планета, животное и сторона света: понедельник — восток, Луна, тигр; вторник — юго-восток, Марс, лев; среда, утро — юг, Меркурий, слон с бивнями; среда, вечер — северо-запад, Раху (невидимая мистическая планета), слон без бивней; четверг — запад, Юпитер, мышь; пятница — север, Венера, морская свинка; суббота — юго-запад, Сатурн, дракон; воскресенье — северо-восток, Солнце, Гаруда (мифическая птица с человеческой головой).
 
 
Рожденный в понедельник, я иду к восточному алтарю. Возле него стоят чан с водой и стаканы. Здесь нужно наполнить стакан водой и вылить на статуэтку Будды три раза: за Будду, за дхарму (буддийский закон), за сангху (монашеский орден). Странно поливать Будду водой в честь самого Будды, но я делаю это. Потом пять раз поливаю стоящего за спиной Будды защитного духа-ната: за Будду, за дхарму, за сангху, за родителей и учителей. Дальше три раза поливаю столб с названием планеты и еще пять раз — фигуру животного, сидящего у подножия алтаря.
 
Верующие объединяются в ассоциации и приходят в определенное время, чтобы подмести мраморные полы. Проходят всего один круг, больше нельзя — не дадут служители пагоды. Желающих поправить карму очень много. В пагоде предусмотрено расписание, чтобы уборщики из разных групп не сталкивались друг с другом.
 
Сегодня суббота. Члены клуба «Рожденные в субботу» встречаются на юго-западной стороне пагоды по субботам в 16 часов. Первыми идут женщины, в каждой руке по метле — подметают двумя руками, по-македонски — так карма очищается в два раза быстрее. Следом идут мужчины с совками. Пройдя круг, волонтеры моют руки и рассаживаются в юго-западном павильоне для исполнения буддийских гимнов. Пока они поют, добровольцы-повара раскладывают по мискам еду. Старшая повариха тоже поет, окруженная наполненными мисками. После гимнов начинается пиршество и общение. Члены клуба — люди разного возраста и социального положения. Лишь в субботу у них появляется повод познакомиться друг с другом. 
 
— А мне, рожденному в понедельник, можно вступить в ваш клуб? — спрашиваю собравшихся.
 
— Конечно! Многие из нас родились в другие дни. Просто суббота — выходной, самое удобное время, чтобы пожертвовать его храму.
 
Это не единственный субботний клуб. Их много, хватает на целый день непрерывной чистки. Чтобы стать участником, нужно заполнить анкету и заплатить вступительный взнос 1500 кьят (меньше двух долларов). Новому члену выдают удостоверение и значок с изображением пагоды и названием клуба.
 
Но стать субботним чистильщиком я не решаюсь. В астрологической книге гида Ии написано, что для рожденных в понедельник суббота считается несчастливым днем, поэтому мне следует избегать субботнего алтаря.
 

КРУГОВОРОТ ПОЖЕРТВОВАНИЙ

В марте Шведагон отмечает день рождения. В течение десяти дней перед полнолунием монахи читают священные тексты на древнем языке пали. Монахи сменяются каждые полчаса, и чтение не прерывается даже ночью. Чтец сидит в маленькой беседке посреди павильона У По Тхаунг. На столике перед ним стопка книг, а сама беседка окружена бутылками с водой, лимонадом и соком. Они заряжаются положительной энергией: вода становится святой, лимонад, видимо, тоже. 
 
Только члены попечительского совета имеют право поместить бутылки рядом с беседкой. Для простых паломников чуть в стороне стоят ряды керамических горшков со «святой водой», которую регулярно подливают из обычных ведер. Горшки выставлены в два ряда, по 24 штуки. Люди идут вдоль рядов, черпают немного воды из каждого горшка, сливают в одну кружку, а потом выпивают. Неподалеку стоит девятиметровая статуя Будды, над которой висит опахало с изображением лотоса. Паломники дергают за веревку, и опахало обмахивает Будду, не позволяя птицам садиться на статую. Считается, что защищать Будду полезно для кармы, но еще полезнее — делать пожертвования.
 
 
Возле пункта приема взносов висит объявление на английском. Размер добровольных пожертвований следующий: содержание монаха — 35 долларов на каждого, роба для монаха — 15 долларов, веер — 4 доллара, циновка — 2 доллара. Отдельно можно заплатить, чтобы монах или монашка за вас помолились — 2 доллара. 
 
Если внести сумму от 10 тысяч кьят (примерно 12 долларов), выдадут красочный ламинированный сертификат в деревянной раме. Офис с машинкой для ламинирования находится в одном из павильонов, где в украшенных золотыми вензелями нишах могли бы сидеть Будды, но вместо этого стоят канцелярские шкафы. Можно оставить деньги анонимно, сунув их в стеклянный ящик. Заполняющиеся в течение дня ящики регулярно опустошают, ссыпая деньги в черные мешки.
 
Рядом с канцелярией актовый зал. Здесь сложены стулья, бамбуковые зонтики и цветочные вазы. Сюда же несут жертвенные фрукты: мандарины, бананы, обернутые золотой фольгой кокосы. Сидящий в зале молодой парень в майке с надписью Angry Birds вручает мне гроздь зрелых бананов, показывая жестами, что они уже были «съедены» Буддой, но все равно еще съедобные.
 
Утилизация подношений — вечная проблема. Ту еду, что нельзя съесть «повторно», — например, рис или каши — относят в котел для кормежки птиц. Их в Шведагоне много. Клетки с птицами стоят у входа в пагоду, чтобы посетители могли выпускать пернатых на свободу для очистки кармы. Освобожденных птиц снова ловят и продают следующим паломникам.
 
Подсохшие цветы скидывают через проем в заборе на служебный ярус. В цветочной куче роются бедняки, выбирая цветы получше, чтобы продать их еще раз. Выгоревшие глиняные чашки масляных ламп собирают, чтобы на следующий день вновь заполнить маслом. Масло используют старое, оставшееся после жарки куриц. Чашки расставляют на парапете, окружающем ступу с алтарями, и зажигают на закате. Полный круг вмещает 10 тысяч чашек. За какие-то 100 долларов можно на полчаса осветить весь Шведагон. В нишах с Буддами стоят огнетушители, чтобы в случае чего остановить пожар.
 
Дневные процессии идут одна за другой: то делегация иностранных паломников, то ритуал посвящения детей в монахи, то волонтеры-подметальщики. Но дневная суета — ничто по сравнению с тем, что наступает ближе к закату. Людские ручейки сливаются в могучий поток, движущийся по кругу, как огромный водоворот. Загораются цветные электрические огни, звучит музыка, и Шведагон окончательно превращается в буддистский Лас-Вегас. Место, где швыряются деньгами и загадывают желания. 
 

Комментарии

Оставить комментарий
Григорий Кубатьян
Григорий Кубатьян
20 Февраля 2021