Жизнь в искусстве
Гигантская ложка с ярко-красной вишенкой в парке Миннеаполиса, постоянно меняющая очертания голова Франца Кафки в центре Праги, неоднозначная «Большая глина № 4» у нового московского общественного пространства «ГЭС-2»… Арт-объекты меняют облик городов, порождают дискуссии, побуждают людей интересоваться искусством и даже делают жизнь…
безопаснее. Паблик-арт влияет на нас, даже если мы его игнорируем.
Паблик-арт (англ. public art) — это искусство в городской среде (на улицах, площадях, в аэропортах, жилых комплексах). В понятие «паблик-арт» входят скульптуры, медиа- и VR-инсталляции, стрит-арт, а также представления и танцы. В некоторых городах, считающихся центрами современного искусства, — Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Берлине — таких объектов больше, их создание финансируют местные фонды, а иногда и муниципальные власти. К примеру, за счет фонда Public Art Agency Sweden стокгольмское метро фактически превратилось в своеобразный музей современного искусства. А ряд стран уже успел принять законы, согласно которым архитектор новой общественной постройки должен выделить около 1% бюджета на паблик-арт-объекты.
Зачем нужны произведения современного искусства в парках, на площадях или в новых жилых комплексах? Если посмотреть на фото и видео, кажется, что местные жители вообще не обращают на них внимания — только туристы подходят сделать пару снимков. Но паблик-арт влияет даже на тех, кто, казалось бы, привык к нему, и помогает формировать местные сообщества. Социологи отмечают, что людям гораздо проще идентифицировать себя с конкретным местом, если там есть произведение искусства — оно делает территорию уникальной. Если жителям нравится арт-объект, они его «присваивают» — так возникает «мой район», «мой дом», а о том, что «мое», заботятся гораздо лучше, чем о «ничьем» или «общественном», отмечает канадский исследователь Рассел Белк. К местным арт-объектам приводят гостей, у них проводят встречи и общественные мероприятия. В некоторых городах (к примеру, в Лондоне) можно наткнуться на разрисованное пианино на улице: кто-то приходит поиграть на нем, кто-то — послушать музыку, люди общаются, знакомятся, создают соседские сообщества, находят друзей, а иногда и завязывают деловые контакты.
Смысл паблик-арта не в том, чтобы просто установить в городах максимальное количество произведений искусства, — речь о создании комфортной городской среды в самом широком смысле этого слова. К примеру, Центр исследований культурной политики Cupore (Финляндия) в 2020 году выяснил, что в домах, где на лестничных площадках и в общих холлах установлены арт-объекты, реже происходят случаи вандализма (надписи на стенах, разбитые стекла и лампы), чем в домах, где произведений искусства нет. Наличие на территории района объектов паблик-арта повышает стоимость жилья, как и наличие в пешей доступности парков и лесов.
В России паблик-арт очень популярен: арт-объекты можно наблюдать как в центре Москвы (Красная площадь, «ГЭС-2») или Петербурга, так и в районах новой застройки. Недавно ГК ФСК объявила конкурс на лучшую идею концепции проекта обустройства моста на северо-западе Москвы, пригласив к участию архитектурные бюро со всей России. Компания хочет превратить старый железнодорожный мост через реку Сходню в районе Покровское-Стрешнево, рядом с ЖК бизнес-класса Sky Garden, в арт-объект, причем многофункциональный: ожидается, что он не только станет местной точкой притяжения, но и обеспечит более комфортный доступ жителям ЖК Sky Garden к станции метро «Тушинская».
Кроме этого, ГК ФСК вместе с художником и скульптором Григорием Масленниковым представила арт-объект для ЖК «Архитектор» — скульптуру-метафору здания, сочетающую в себе простоту, эргономику, изящество, минимализм и создающую оптические иллюзии. Григорий — последователь голландского графика Маурица Корнелиса Эшера, который исследовал восприятие человеком трехмерных объектов и создавал уникальные гравюры. Кстати, и сам ЖК «Архитектор» проектировали последователи Эшера, вдохновлявшиеся его литографиями и гравюрами — это заметно по футуристическим фасадам.
В долгосрочной перспективе произведения искусства в общедоступных пространствах улучшают качество жизни целых сообществ — причем в любой стране. Пабло Пикассо писал, что искусство смывает пыль повседневности с души — паблик-арт дает нам возможность не ходить ради этого в музеи, а смывать эту пыль каждый день, просто выходя из дома.
Фотографии предоставлены группой компаний ФСК
Комментарии
Чтобы мы могли показать ваше имя и аватарку, пожалуйста зайдите на сайт через одну из соц.сетей