«Черные пятна» белого мрамора

«Черные пятна» белого мрамора

Стоя на горной террасе Пьяццале-дель-Уччельера вблизи итальянской деревушки Кампочечина и сравнивая пейзаж с фотографиями 30-летней давности, трудно не заметить, что часть горного хребта исчезла с лица земли. Мраморные стены, когда-то покрытые растительностью, теперь, сверкая отесанным камнем, предстают перед взором наблюдателя во всей своей наготе: белые, будто заснеженные, вершины тают на глазах.

О благородном мраморе писал Данте Алигьери в «Божественной комедии», Габриеле д’Аннунцио посвятил ему стихотворение в сборнике «Электра», а Микеланджело и множество других знаменитых скульпторов создавали из этого камня бессмертные статуи. Спустя столетия каррарский мрамор ничуть не потерял своей ценности. Однако промышленная добыча минерала приносит прибыль лишь небольшому кругу людей, а современные методы разработки месторождений, как уверяют экологи, наносят ощутимый вред окружающей среде и грозят кардинально и необратимо изменить природный ландшафт.

Добычу каррарского мрамора в Апуанских Альпах, горной цепи протяженностью 60 километров на севере Тосканы, начали еще римляне около двух тысяч лет назад — тогда мрамор использовался в самых престижных постройках. В эпоху Возрождения из него создавали статуи и скульптурный декор, а в настоящее время он применяется не только в отделке помещений, но и при производстве зубной пасты, моющих средств и косметики. По официальным данным, с внедрением новейших технологий за последние полвека добыча мрамора увеличилась в пять раз. По неофициальным — в 50. Это не может не вызывать тревоги у экологов.

Проклятие Каррары

Белые вершины возвышаются над горизонтом, ослепляя наблюдателя жемчужным блеском. Вглядываясь в бездну пропасти с панорамной террасы, у самого подножия горного массива можно заметить населенный пункт — это старинный город Каррара. Именно здесь берет начало «Мраморный тур», привлекающий путешественников со всего мира.

Каррарский мрамор использовался при строительстве римского Пантеона, кафедрального собора Сиены, Пизанской башни, Триумфальной арки в Париже. В самой Карраре из белоснежного камня полностью выложен кафедральный собор Сант-Андреа — настоящий архитектурный шедевр, возведенный в XI–XIV веках. Мрамором отделаны городские площади, фасады зданий, подоконники и интерьеры домов. За мрамором сюда приезжал сам Микеланджело, а затем Антонио Канова и многие другие великие скульпторы.

В Карраре находится одна из самых престижных академий изящных искусств, где обучают всем тонкостям скульптурного мастерства.

Казалось бы, жителям тосканского города невероятно повезло, ведь спрос на белый мрамор растет, а горнодобывающая отрасль благополучно развивается, пополняя казну города, способствуя его росту и процветанию. Но когда ты петляешь по старинным улочкам Каррары, в первую очередь поражаешься их упадочному виду. Некогда роскошные фасады домов, которые совсем недавно сверкали белоснежной отделкой, ныне покрыты серой грязью и вызывают скорее грусть, чем восхищение. Многие здания нуждаются в реконструкции, о чем говорят окружающие их строительные леса. Но рабочих вокруг не видно.

Читая хронику Каррары, вообще можно подумать, что над городом висит проклятие. Например, его жители попрощались (хочется верить, что на время) с театром Джузеппе Верди на площади Маттеотти (Фарини): с 2013 года зданию театра, возведенному в самом начале ХХ века, из-за самовольных построек внутри помещения грозит риск обрушения. Уже несколько лет реставрируется старинный театр Анимози, и конца этому пока не видно. А в самом центре города, где вдоль берега реки Каррионе велись работы по реконструкции, в ноябре 2010 года обрушился один из жилых домов — к счастью, это произошло днем, когда люди были на работе. Кроме того, город не раз подвергался наводнениям. В 2014 году бушующая река захлестнула район Марина-ди-Каррара, затопив треть его территории. Сотни жителей оказались без крыши над головой, в целом потери составили свыше 100 миллионов евро. Впоследствии выяснилось, что при постройке дамбы были использованы некачественные материалы, что и привело к ее разрушению. 

Так почему богатый природными ресурсами город находится в таком плачевном состоянии? Лишь четверть из 80 действующих шахт в Карраре принадлежат муниципалитету и передаются в концессию. Остальные — в частной собственности, благодаря закону о праве на собственность, принятому в 1751 году. Тогда правительница герцогства Мария Тереза Чибо-Маласпина таким образом сделала роскошный подарок некоторым предпринимателям, отдав им во владение часть Апуанских Альп.

В 2015 году областной совет Тосканы принял нормативные акты, отменяющие частную собственность на карьеры, однако это не гарантирует, что месторождения вернутся государству, так как влиятельные бизнесмены подали на апелляцию.

Но даже если горы и останутся в частной собственности, прибыльный бизнес, казалось бы, не может не приносить доход и государству, и городу. Тем не менее казна Каррары пуста. Расследование выявило, что чиновники муниципалитета в сговоре с предпринимателями занижали рыночную стоимость мрамора, на основе которой выплачиваются налоги, почти в 10 раз. Еще одна уловка: зачастую первосортный камень при вывозе из шахт декларируется как низкосортный, а белый «мраморный» песок — как отработанная порода.

Твердые, как мрамор

Почему же так высоко ценится каррарский мрамор? Занимающиеся этим промыслом объясняют, что помимо эстетических качеств огромную роль играет мода. В зависимости от тенденций рынка коммерческую ценность мрамора определяют красота и цвет камня. На сегодняшний день огромной популярностью пользуются белый перламутровый «Бьянко Каррара» и не менее красивый «Статуарио» — очень любимый скульпторами (из него сделан «Давид» Микеланджело). Кстати, полвека назад эту разновидность минерала было очень сложно продать по хорошей цене: в то время все охотились за «Боттичино», который добывался в Брешии.

В окрестностях Каррары существуют и другие разновидности мрамора: «Бьянко Венато» — с серыми прожилками на белом фоне, «Бардильо» — темно-серого оттенка, «Калакатта» — с золотыми прожилками на белом фоне, еще один редчайший вид мрамора, набирающий огромный оборот на рынке. Его залежи ограничены, что, естественно, сказывается на стоимости камня.

Не так давно итальянская пресса от имени экологов заявила, что Апуанские Альпы «стираются в порошок», так как только четверть добываемого мрамора извлекается в блоках, а остальное — в виде гравия и песка. Мрамор — это не что иное, как известняк, который в процессе термального метаморфизма приобретает вид сахарного кристалла. Его щебень — детрит — представляет собой немалую ценность, ведь из него получают карбонат кальция. Помимо медицины кальций используется в сельском хозяйстве, при производстве бумаги, в отбеливателях, в качестве добавки к куриному корму. Этот список можно продолжать очень долго. Но вряд ли кто-то будет использовать карьеры только для добычи детритов, ведь извлекать минерал в блоках гораздо выгоднее. Цена первосортного мрамора сегодня варьируется на рынке от 2,5 до 3 тысяч евро за тонну. Основная проблема иная — мраморные отходы приводят к деградации экосистемы. Эколог Альберто Гросси поясняет: при дождях отходы от производства мрамора стекают с гор, попадая в водные источники. Смесь кальцита, углеводородов, кислоты и металлов скапливается на дне водоемов, не давая воде просочиться под почву, нарушая натуральный цикл экосистемы.

Вот почему при сильных ливнях речка в Карраре, словно ванна, мгновенно переполняется и с легкостью разливается, затапливая город.

Но, несмотря на все недостатки, жителям Каррары все же есть чем гордиться. Помимо скульптурного мастерства, которое пропитало романтикой каждый уголок этого места, сотни лет развития горного дела оставили свой след и на характере жителей: твердые, как мрамор, — говорят о них сами итальянцы.

На пути из Каррары в сторону городка Колонната встречается развилка с указателем на Фантискритти — это группа мраморных карьеров римской эпохи. Название Фантискритти носит также старая железнодорожная станция, действовавшая с 1880 по 1964 год и служившая для перевозки мрамора в порт Марина-ди-Каррара. Здесь же находится шахта-музей, где можно узнать о старинных способах добычи мрамора и о нелегкой жизни шахтеров прошлого века. Их воля и трудолюбие вызывают восхищение и уважение. Каждое утро рабочие пешком поднимались высоко в горы, неся на себе стальные тросы для перемещения глыб. Порой уходило по 2–3 часа, чтобы достичь карьера, где их ждала полная трудностей и риска работа.

В документальном фильме Бруно Амбрози «Белая шахта» (1957 год) один из рабочих с гордостью говорит о том, что за многие годы нелегкого труда они смогли срезать целую верхушку горы. Тогда шахтер радостно утверждал, что «работы здесь хватит и нашим детям, и внукам, и правнукам». Стоя на Пьяццале-дель-Уччельера и глядя на открывающийся пейзаж, уже трудно в это поверить...

Комментарии

Оставить комментарий
Ольга Гоменюк
Ольга Гоменюк
8 Февраля 2016

Страна: Флаг Италии Италия

Италия фото
  • Валюта:
    евро, EUR
  • Употребляемые языки:
    итальянский
  • Получение визы:
    Виза через посольство
  • Столица:
    Рим
еще...

Также читают

Испания
Поезд в ритме фламенко
Поезд в ритме фламенко
Яркая часть пейзажа испанских городов — уличные музыканты. На огромной площади или в узеньком переулке мелодии фламенко звучат одинаково страстно и искренне, передавая слушателям то, что нельзя рассказать словами. Самое интересное, что музыканты почти никогда не повторяются. И путешествие на туристическом поезде Al Andalus во многом напоминает фламенко.
Феномен города
Феномен города
Весной 2007 года произошло событие, которому мало кто придал значение: количество горожан на Земле впервые превысило число сельских жителей. Человечество стало вести преимущественно городской образ жизни, хотя всего 10 тысяч лет назад городов не существовало.
Куда катится мир
Куда катится мир
Представьте себе мегаполис, в котором остановился транспорт. Весь мир тут же сузится для вас до нескольких кварталов, а дорога в десяток станций на метро превратится в настоящее приключение — что уж говорить о том, чтобы отправиться на другой конец города. В том, что создание транспортных систем — ключ к владению миром, не сомневались еще древние римляне, опутавшие всю Европу разветвленной дорожной сетью. Сегодняшние урбанисты понимают: теперь широких и ровных дорог недостаточно. Более того, многие все чаще настаивают на том, что дороги сегодня, наоборот, следует сужать — чтобы дать зеленый свет общественному транспорту.
Израиль
Самый цфатский цвет
Самый цфатский цвет
Бывают города изумрудные, золотые или розовые, как Тулуза. А израильский Цфат — голубой город. Жители, обожающие окружать его целым сонмом легенд, утверждают, что это затем, чтоб злые силы перепутали Цфат с озером и не причинили ему вред.
Швейцария
В сердце Европы
В сердце Европы
Небольшая Швейцария, лежащая в самом центре Европы, завораживает разнообразием природных и культурных достопримечательностей. Чтобы познакомиться с ней, недостаточно побывать на модных горнолыжных курортах или в пафосной Женеве, которую многие ошибочно принимают за столицу. Стоит взять машину напрокат и самим отправиться по горным дорогам.
Камбоджа
Сиемреап
Сиемреап
Если вы никогда не слышали название этого города, значит вы точно никогда не бывали в Камбодже. Сиемреап не минует ни один турист, приезжающий в эту страну: этот город служит преддверием к главной камбоджийской достопримечательности — храмам Ангкор-Вата.
Греция
Родос
Родос
Можно бесконечно перечислять места, где интересно, вкусно, красиво, тепло и весело. В списке таких мест город Родос, столица одноименного острова, одного из самых больших островов Греции, обязательно будет на одной из лидирующих позиций. Что можно посмотреть и поделать в Родосе и на Родосе? Да кучу всего!
Россия
Ярославль
Ярославль
Один из первых городов, возникающих в памяти при мысли о «Золотом кольце» России, Ярославль привлекает и российских туристов, и иностранных: где, как не в городе с тысячелетней историей, будто бы вехами обозначенной огромным количеством памятников, заводить знакомство с Россией, с ее сутью и душой? 
Хорватия
Загреб
Загреб
Город Загреб — место необычайно красивое, под стать прекрасной Хорватии, столицей которой он является, — страны такой живописной, что даже не верится в реальность ее пейзажей. Город цветет и пахнет, услаждает взор туриста разнообразием флоры, любовно опутавшей его старинные улицы.
Франция
Бордо
Бордо
Не так уж много на земле городов, которые в полной мере соответствуют своим портретам в путеводителях. Французский Бордо — один из таких. Тишина старинных улиц, каменный мост, перекинутый через гладь Гаронны, очаровательные, совершенно «открыточные» виды — те, кто едет во Францию за романтическими впечатлениями, обретут их в Бордо.
Подписка на журнал