Быстрый вход / регистрация (кликните на вашу соцсеть)
Мне интересна:
Классика жанра

Классика жанра

Директор Московского музея дизайна Александра Санькова и директор по развитию музея Ольга Дружинина с удовольствием рекомендуют читателям Discovery десять лучших дизайнерских музеев мира, в которых каждый может найти вдохновение.Крупнейший в мире и, пожалуй, самый знаменитый музей дизайна — лондонский Музей Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum). В его постоянной коллекции — более 2,3 миллиона объектов, которые рассказывают о развитии мирового дизайна на протяжении 5 тысяч лет. В 1851 году в Лондоне прошла первая Всемирная выставка промышленных работ. Ее грандиозный успех, в том числе и финансовый, вдохновил королеву Викторию и принца Альберта на создание «Музея изделий» — так сначала назывался Музей Виктории и Альберта. Главными его задачами было сделать предметы искусства доступными для всех, воспитывать эстетический вкус у представителей рабочего класса, вдохновлять дизайнеров и производителей. Свою образовательную миссию музей сохраняет до сих пор: его богатейшая коллекция (мебель, текстиль, ювелирные украшения, изделия из стекла и керамики, книги, театральные декорации и костюмы — все перечислить невозможно!) — незаменимый ресурс для исследований не только в области истории дизайна, но и архитектуры, живописи, фотографии.

Музей прикладного и современного искусства MAK (Museum fÜr angewandte kunst) в Вене был создан в 1864 году. Его основатель и первый директор, меценат, профессор истории Венского университета Рудольф Айтельбергер был вдохновлен Музеем Виктории и Альберта. В состав лондонского музея входили научно-исследовательские коллекции и школа искусств и ремесел — Айтельбергер был уверен, что именно в этом причина значительного улучшения качества английских промышленных изделий. Венский музей был назван Императорско-королевским музеем искусства и промышленности. В 1868 году в нем открылась Школа прикладного искусства — первая программа обучения молодых ремесленников в тесном сотрудничестве с музеем. Здесь учились Густав Климт и Оскар Кокошка. Первыми экспонатами стали «взятые взаймы» предметы и подарки из императорской коллекции, монастырей, частных собраний и Императорско-королевского политехнического института. Сейчас музей имеет одно из самых выдающихся собраний в мире: ценнейшая коллекция восточных ковров, церковный текстиль, уникальные объекты «Венских мастерских» и югендстиля (австрийское название модерна), среди них эскизы фриза Густава Климта для дворца Стоклета, мебель восьми столетий — от средневекового складного стула, канапе в стиле бидермейера, кресел братьев Тонет до изделий современных дизайнеров, а также значимые объекты современного искусства и архитектуры. Библиотека музея располагает крупнейшим собранием художественной литературы в Австрии. В музее есть Лаборатория дизайна — платформа для экспериментов в сфере дизайна и современного искусства. Здесь проводятся лекции, дискуссии, кинопоказы и даже тестируются новые форматы выставок и образовательных программ для детей и взрослых. В МАК очень насыщенная выставочная программа, а еще проходит Венская биеннале, объединяющая архитектуру и дизайн.

Датский музей дизайна (Design Museum danmark) , основанный в Копенгагене в 1890 году, тоже был задуман как «образовательный центр» для местных производителей и ремесленников — чтобы совершенствовать свое мастерство, им нужно было знакомиться с лучшими образцами дизайна со всего мира. Сейчас в собрании Датского музея дизайна — декоративное и прикладное искусство и образцы промышленного дизайна Западной Европы, Дальнего Востока, Китая и Японии от Средневековья до современности. В музее есть детский образовательный центр (в Дании дизайн входит в школьную программу), сувенирный магазин, продающий работы современных дизайнеров, и ресторан, мебель в котором выпущена теми же заводами, что и экспонаты музея.

«Ньив Инститют» (Het Nieuwe Instituut) в Роттердаме — совсем молодое культурное учреждение. В январе 2013 года «Ньив Инститют» объединил фонды трех музеев: архитектурного, моды и дизайна и музея цифровой культуры (новых медиа). Институт изучает влияние инновационных технологий, социальных, политических и культурных изменений на креативную сферу — архитектуру, промышленный и графический дизайн, моду. Исследования ведутся в трех направлениях — «Ландшафт и интерьер», «Вещи и материалы» и ежегодно меняющаяся тема (например, в 2016 году — «Олимпийские игры»). Результатами этих исследований становятся междисциплинарные выставочные проекты и уникальные образовательные программы. К «Ньив Инститют» прилегает небольшой Новый сад — бывшая площадка для выгула собак, которую весной 2015 года художник и дизайнер Франк Брюггеман и ландшафтный экодизайнер Ханс Энгельбрехт превратили в уникальную экологическую систему трав, кустарников, птиц и животных.

Нью-йоркский Музей дизайна Купер-Хьюитт (Cooper-Hewitt, smithsonian Design Museum) расположен на престижной Пятой авеню, в 64-комнатном особняке миллиардера Эндрю Карнеги. Он был основан в 1897 году Эми, Элинор и Сарой Хьюитт, внучками промышленника и филантропа Питера Купера. Сейчас собрание музея насчитывает около 220 тысяч экспонатов, в том числе кресло, в котором в 1860 году сидел Авраам Линкольн; «Роллс-Ройс», принадлежавший Beatles; уникальная коллекция тканей — более 30 тысяч образцов из 23 стран; обои по рисункам Ле Корбюзье и Энди Уорхола; богатое собрание советского агитационного фарфора. Музей очень интерактивный: каждому посетителю выдается электронная ручка, которая «считывает» информацию о любом объекте с таблички (достаточно просто прикоснуться) и запоминает ее. Информация отправляется в личный кабинет посетителя на сайте музея и становится доступной на компьютере или смартфоне. Можно создать собственный объект: например, нарисовать на интерактивном столе обои, которые будут спроецированы на стены.

Музей дизайна Vitra (Vitra Design Museum) в Вайле-на-Рейне (Германия) был создан знаменитой швейцарской мебельной компанией Vitra. Все началось с коллекции мебели ведущих дизайнеров ХХ века, которую собирал президент компании Рольф Фельбаум. Она росла и вскоре потребовала отдельного пространства. В 1989 году музей открылся в здании, спроектированном Фрэнком Гери; это была его первая постройка в Европе. Гери — не единственная звезда, принимавшая участие в создании кампуса Vitra: конференц-зал проектировал Тадао Андо, пожарную станцию — Заха Хадид, производственные помещения — Алваро Сиза, станцию заправки — Жан Пруве. Сейчас экспозиция музея дает представление об основных этапах развития дизайна от начала XIX века до сегодняшнего дня. Музей проводит две большие выставки в год в основном здании и несколько выставочных проектов в соседнем экспозиционном пространстве — галерее. В музее есть библиотека и огромный архив по истории промышленного дизайна мебели. Проводятся экскурсии на разных языках — не только по постоянной экспозиции и выставкам, но и по архитектуре зданий кампуса.

Лондонский музей дизайна (The Design Museum) — первый в мире музей современного промышленного и архитектурного дизайна. Он был открыт в 1989 году в здании на берегу Темзы, где в 1940-е годы размещался склад бананов. Основатель музея Теренс Конран — один из самых знаменитых британских дизайнеров и рестораторов. Он основал мебельную компанию Habitat, открыл сети магазинов Conran Shop, Heal’s, МоtherCare и более 50 ресторанов, участвовал в разработке дизайна интерьеров самолета «Конкорд» и аэропорта Хитроу. В создание лондонского Музея дизайна Конран вложил более 14 миллионов фунтов. Собственная коллекция музея небольшая, но выставочные проекты — уникальные: здесь проходили первые в Британии персональные выставки Захи Хадид, Джонатана Айва — главного директора по дизайну компании Apple; компания Puma презентовала свою знаменитую упаковку Clever Little Bag, разработанную Ивом Бехаром. Такая выставочная активность требует большего пространства, и 24 ноября этого года лондонский Музей дизайна открылся на новом месте. Здание 1960-х годов, памятник истории и архитектуры, преобразовано британским архитектором Джоном Поусоном в пространство, отвечающее всем требованиям музея XXI века с открытым хранением экспонатов. Здесь есть несколько выставочных залов, образовательные центры для детей и взрослых, кафе и ресторан с потрясающим видом на город.

Музей дизайна Барселоны (Museu del Disseny de Barcelona) совсем новый — он открылся в 2014 году и объединил коллекции музеев декоративного искусства, керамики, текстиля и одежды и Кабинета графического искусства — всего более 70 тысяч экспонатов от IV века до наших дней. Здание музея, построенное в 2013 году, состоит из двух частей — подземной и надземной. Верхняя часть представляет собой наклонный параллелепипед. Здание органично вписано в архитектурный ансамбль площади Глориес, а его грани срезаны таким образом, чтобы не закрывать вид на расположенный рядом парк. Кураторы отказались от привычной тематической организации экспозиции; в ее четырех постоянных разделах предметы из разных коллекций подобраны таким образом, чтобы дать наиболее полное представление об эпохе и ее стилях. Одна из задач музея, помимо сохранения и изучения предметов дизайна, проведения выставок, образовательной деятельности, — стать «местом встречи» для людей и организаций, вовлеченных в сферу дизайна: дизайнеров, исследователей и историков дизайна, представителей промышленных производств — «заказчиков». Специально для этой цели в музее создан «Документационный центр», в котором собрано более 22 тысяч документов, связанных с прикладным искусством и дизайном — книги, журналы, государственные и частные архивы, фотографии, каталоги дизайн-компаний за многие годы, профессиональные базы данных. Центр проводит образовательные программы, встречи, дискуссии, конференции.

Музей Триеннале (La Triennale di Milano) — первый итальянский музей дизайна; он открылся в 2007 году как часть миланской Триеннале, международной выставки, объединяющей архитектуру, дизайн, кино, искусство и новейшие технологии. Она проходит каждые три года (отсюда и название) на нескольких площадках. Здание построено по проекту архитектора Микеле де Лукки, экспозиция, занимающая площадь 2000 квадратных метров, полностью посвящена истории итальянского дизайна. Для первой выставки музея режиссер Питер Гринуэй снял сюрреалистический документальный фильм об истории итальянского искусства. Основа коллекции — объекты, которые участвовали в Триеннале начиная с 1923 года. Особенность музея в том, что кураторы дважды в год меняют не только состав экспозиции, но и способ подачи материала. Таким образом, каждые полгода получается «новый музей». Например, залы экспозиции, посвященные итальянской графике, были оформлены как огромная книга, страницы которой можно листать (автор экспозиции — дизайнер Фабио Новембре). Частью музея стала студия Акилле Кастильони, одного из ведущих итальянских дизайнеров и архитекторов. Здесь собраны его проекты, макеты, чертежи, фотографии, личные вещи.

Коллекции дизайна есть почти во всех крупнейших музеях мира. В Музее современного искусства в Нью-Йорке (Museum of Modern Art, MoMA) отдел архитектуры и дизайна был создан в 1932 году. С самого начала основной идеей было единство архитектуры и дизайна, их взаимосвязь и взаимное влияние. Сегодня в собрании находится более 28 тысяч экспонатов — от объектов графического дизайна до архитектурных проектов. Коллекция дизайна охватывает период с середины XIX века, начинаясь с «реформаторского» «Движения искусств и ремесел», и до наших дней, что позволяет проследить развитие всех основных стилей этого периода. Среди объектов — бытовые и столовые приборы, мебель, текстиль, спортивные машины и даже вертолет. Архитектурная часть состоит из чертежей, фотографий, моделей и включает в себя, в частности, личный архив немецкого архитектора-модерниста Людвига Миса ван дер Роэ.

В состав Музейного комплекса Грасси (Grassimuseum, Museen im Grassi), расположенного в Лейпциге (Германия), входит Музей декоративно-прикладного искусства (Museum für Angewandte Kunst). Он был открыт в 1874 году; в его коллекции более 90 тысяч предметов от античности до современности, более 50 тысяч графических работ, около 75 тысяч фотографий, среди которых есть очень редкие ранние снимки и кадры, связанные с Баухаузом. Уникальным музей делает собрание предметов искусства первой трети ХХ века — ар-нуво, ар-деко, функционализм. Научная библиотека музея хранит более 60 тысяч томов. Интересно, что значительная часть коллекции — подарки жителей Лейпцига.

Комментарии

Оставить комментарий
30 Ноября 2016

Также читают

Греция
Салоники
Салоники
Тут тебе и море во всегда беспроигрышным сочетании с солнцем, и великое разнообразие не только вкусной, но и полезной еды, и отличное вино в достатке — чтобы эту еду запивать, и радушные люди, и живописные пейзажи, и интереснейшие древности на каждом шагу — практически в каждой греческой деревне есть не одно, так другое, а уж в крупных городах можно найти все и сразу.
Россия
Тула
Тула
История Тулы — словно черно-белая мозаика, темные фрагменты которой связаны с потрясениями и войнами, а светлые — с памятью о великих людях, живших и творивших в окрестностях «пряникограда». Соберем же этот чудный пазл и прикоснемся к многовековой истории древнего города, насладимся его строгой красотой и прогуляемся по удивительным местам, сыгравшим огромную роль в судьбе России.
Нидерланды
Нидерланды
Здесь можно делать многое из того, чего нельзя в других государствах, и при этом Нидерланды — страна чрезвычайно культурная и цивилизованная. Возможно, ее секрет как раз и заключается в отсутствии некоторых строгих запретов?
Швейцария
Швейцария
Швейцария у многих ассоциируется с часами, сыром, банками (не теми, в которых консервируют огурцы) и шоколадом. Но любая страна — это не только стереотипы о ней, а гораздо больше. Что же такое Швейцария? 
Испания
Испания
Испания — страна, неизменно ассоциирующаяся с романтическими традициями страстной любви и таких же страстных танцев, фестивалей и развлечений (некоторые из них сейчас кажутся чрезмерными и архаичными — например, коррида). Испанские живопись, музыка, музеи и архитектура знамениты не меньше. Любители футбола очень ценят местные команды.
США
США
Об этой стране втайне мечтали советские студенты, и неспроста: влияние ее кинематографа, литературы, музыки на всю мировую культуру трудно переоценить. Благодаря этим явлениям, кажется, для любого человека на планете звучат как родные такие названия как Голливуд или Централ-Парк, лицо статуи Свободы выглядит как лицо близкой родственницы, а огни Лас-Вегаса будто бы можно увидеть из соседнего окна.
Россия / Якутск
Музей Мамонта
Музей Мамонта
Где, как не в морозной Якутии, лучше всего могли сохраниться останки вымерших млекопитающих — мамонтов? Музей мамонта в Якутске — единственный специализированный музей в мире, где можно узнать всё о мамонтах.
Россия
Дом на селе
Дом на селе
В последние годы у российских путешественников наблюдается устойчивый интерес к русским усадьбам. У всех на слуху роскошные столичные Кусково и Останкино, принадлежавшие графам Шереметевым, усадьбы в Кузьминках, Алтуфьеве, Васильевском и Покровском-Стрешневе. Но этими архитектурными комплексами список русских усадеб, конечно же, не ограничивается.
Россия
Москва
Москва
Как и другие мегаполисы мира, Москва веками поступательно прирастала в размерах, осваивая все новые пространства. Год назад, в середине июля 2011-го, российская столица внезапно увеличилась в два с половиной раза, поднявшись в рейтинге крупнейших городов мира с одиннадцатого сразу на шестое место. Чем это для нее обернется?
Франция
Марсель
Марсель
«Есть Марсель, и есть Франция», — говорят французы, подчеркивая принципиальную разницу между этим своеобразным городом и всей остальной страной. В 2013 году Марсель готовится принять переходящее знамя культурной столицы Европы — а значит, самое время попробовать разобраться в непростой сущности этого мегаполиса.