Масочный режим
Маска в Африке — нечто большее, чем просто атрибут ритуала. На континенте есть регионы, где маски являются важной частью жизни людей уже несколько тысяч лет, и Берег Слоновой Кости, или, как теперь его называют, Кот-д’Ивуар, — в этом отношении регион особенный.
В Кот-д’Ивуаре насчитывается 69 народностей, и все имеют неповторимые типы масок. Французские колонизаторы боялись масок, жгли их и пытались искоренить традиционные верования. К счастью, безуспешно. Примитивное искусство ивуарийцев очаровывало европейских художников и коллекционеров с начала ХХ века, но лишь недавно племенная культура большей части этих народов стала предметом антропологической работы. А маски сегодня пользуются огромным спросом на аукционах. Абсолютный рекордсмен — двойная маска из племени бауле, проданная на аукционе Sotheby’s в 2015 году за 5,4 миллиона евро.
ЛЕГЕНДЫ И ТАНЦЫ
Искусство большинства народов Кот-д’Ивуара остается невидимым для путешественников, зачастую их ритуалы запрещено наблюдать не только белым, но и местным женщинам и детям. Даже взгляд на некоторые маски, по здешним верованиям, принесет бесплодие, а то и смерть.
Я отправился в Западную Африку в тот момент, когда мир отгородился от Южной Африки из-за найденного там нового штамма Covid-19. Это не предвещало ничего хорошего, но, ступив на землю Кот-д’Ивуара, я с удивлением обнаружил мир почти таким, каким он был до пандемии, — мир масок, вобравших в себя мастерство и мудрость несчетного числа поколений местных народов.
Самый известный танец с маской называется «заоли», его исполняют мужчины народа гуро. Он настолько веселый и зажигательный, что считается визитной карточкой Кот-д’Ивуара. Это было первое, с чем мне хотелось познакомиться, продвигаясь в глубь страны, где на стыке саванны и леса живут народы бауле, гуро и яуре.
Обладая впечатляющими мышцами ног, позволяющими развивать невероятную скорость движений, они показывают неповторимый импровизированный спектакль, настоящее шоу. Танец окутан множеством легенд, и одна из них гласит, что он олицетворяет веселую женщину, непринужденно и с задором успевающую выполнить все бесконечные обязанности по хозяйству. Несмотря на то что танец и сама маска посвящены женщине, исполняют его исключительно мужчины. В каждой деревне народности гуро есть два-три танцора. Неотъемлемыми атрибутами танца кроме искусно изготовленной маски с тонкими женскими чертами являются яркие полосатые рейтузы, подчеркивающие динамику движений ног, и накидка на верхнюю часть тела, по контрасту создающая впечатление его неподвижности. Для усиления ритмики на лодыжки исполнителя повязываются деревянные колокольчики зезе.
А вот танцы масок голи народа бауле несут в себе сакральный смысл. Есть интересная легенда о том, почему бауле называют себя именно так. Это история об Абла Поку, принцессе народа акан в одном из городов империи Ашанти (нынешняя Гана). Вместе со своими людьми принцесса бежала от войны на запад и достигла реки Комоэ. Река была очень бурная, и люди никак не могли переправиться через нее. Жрецы провели обряд и пообщались с духами умерших предков, и те поведали: чтобы преодолеть преграду, нужно отдать воде самое ценное. Люди стали бросать в реку украшения, одежду, еду, но ничего не происходило. Тогда Абла Поку поняла, что самое ценное — это ее ребенок. Со слезами она кинула его в воду, и в ту же секунду бегемоты и крокодилы создали живой мост, по которому люди перешли реку. Когда у принцессы спросили, где ее ребенок, она ответила: «Бауле». В переводе это означает «ребенок мертв». После этого народ, осевший в сердце Берега Слоновой Кости и перешедший к земледельческому образу жизни, и стал зваться «бауле».
В ГЛУБЬ СТРАНЫ
В небольшой деревне народа бауле со сложным названием Кондеяокро, в 5 километрах от города Тиебису, после завораживающего танца масок голи мне удалось уговорить местного старейшину Онана Гуэссана Сильбека рассказать подробнее об увиденных ритуалах.
«Когда мы говорим о масках, мы говорим о духовном. У нас много масок, но вы должны быть посвященным, чтобы увидеть их. Если вы женщина или мальчик, не прошедший посвящение, — вы никогда не сможете увидеть такие маски. В краю бауле нет ни одной плохой маски. Мы почитаем их все, они приносят силу, позволяют жить долго и иметь крепкое здоровье, маски сопровождают нас всю жизнь, от рождения до самой смерти, — рассказывает старейшина. — Танец голи — это танец ликования. Его исполняют, когда приезжают особые гости, когда хоронят уважаемых людей. Это танец воздаяния почестей. Никто, кроме посвященных, не знает, кто скрывается под маской. Даже женщина не знает, что ее муж является маской. Во время танца происходит общение с духами, особенно при движениях большой маски. Для исполнения ритуала необходимо обладать многолетней практикой этого танца, и практиковаться может только посвященный, и только он может общаться с духами».
В танце голи нет злых масок, это маски радости, и они, по словам старейшины, обладают такой силой, что позволяют общаться с умершими предками. «Маски живут в священном лесу, зачастую там же и хранятся. Изготовление маски — особый ритуал, а когда она готова, на нее накладываются определенные заклинания. Никто из деревни не знает, что именно происходит, но маска наделяется большой силой и становится живой. Если же она «стареет», есть особый ритуал прощания, похорон. Когда на маске появляется трещина, это означает ее кончину. Ритуал проводят почетные представители танца этой маски. Если маску нужно поместить в музей, то над ней проводится другой ритуал», — продолжает Онан Гуэссан Сильбек.
Путешествие позволило мне познакомиться с танцами и других народов. Некоторые из них проводятся с масками, некоторые без. Одни племена практикуют культ огня, который их защищает, другие достигли совершенства в танцах в масках и на ходулях, третьи и вовсе исполняют настоящие акробатические трюки. Еще одна интересная деталь: в Западной Африке существуют миниатюрные маски — «ма-го», что означает «маленькая голова». Любой, у кого есть духовная связь с большой маской или чья семья владеет сильной или важной маской, может заказать ее копию. Считается, что ма-го разделяет мощь и защитную силу с оригиналом, и носят такие маски постоянно на теле или хранят среди личных вещей.
Ма-го могут играть большую роль и в тайных обществах — еще одна интересная особенность культуры Западной Африки. Организации посвященных знатных представителей народа, по сути, управляют общественными процессами. Маски тайных союзов имеют отличительные особенности и чаще всего изображают духов. Нередко человеческий лик объединяется с чертами зверя. Например, в тайном обществе Поро кульминационный момент некоторых ритуалов — внезапное появление главной маски, изображающей дух леса, под грохот музыки и устрашающие вопли. А когда тайному обществу необходимо наказать виновного, к нему направляется представитель в специальном костюме и другой маске. В этом случае маска выполняет уже роль судьи, обладая авторитетом исполнителя «воли общества».
О другом тайном братстве, людей-пантер, вообще ходят ужасные истории. В 1912 году судья Уильям Гриффит расследовал ряд убийств, совершенных обществом. Облаченная в шкуры пантер группа людей орудовала ножами с тремя лезвиями, напоминающими звериные когти. Чтобы узнавать друг друга, члены общества выжигают на лицах отличительные знаки, напоминающие случайные царапины, а также особым образом вращают глазами. Вновь принимаемые в тайный союз юноши проходят испытание. Раз в четыре года подростков отправляют в священный лес в одних только рафиях (набедренных повязках из листьев пальмы). Семь месяцев они должны прожить в отдалении от людей, самостоятельно добывая пропитание. Несмотря на убийства, считается, что тайное общество людей-пантер поддерживает справедливость и мир между людьми, наказывая виновных.
ЖИЗНЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ
Персональные или коллективные, большие или ма-го, ритуальные или обережные — все маски необходимо регулярно «кормить», чтобы они сохраняли силу. Еду (например, рис) ставят перед маской или натирают ее маслом. В особых случаях маску поливают кровью принесенного в жертву цыпленка. Об этом рассказал пожилой Яссия Зонон, вот уже 35 лет торгующий масками на самом большом на континенте рынке масок в Абиджане. «Есть священные маски, которые повсеместно встречаются в деревнях, а есть и такие, которые используются как амулеты. Маски бывают плохие, злые, например маска войны, а бывают хорошие. Но лично для меня самые любимые — это маски народа бауле», — рассказывает Яссия.
К нам присоединяется еще один торговец, Промо Куаме. «Мой папа анимист, он коллекционер произведений африканского искусства. Я начал интересоваться масками в 2005 году, когда был совсем мальчишкой. Маски — это не только наша культура, это источник самой жизни. Не нужно бояться масок, даже похоронных, которые, кстати, лично я люблю больше всего. Вам просто нужно их уважать и получать удовольствие от их помощи», — говорит Промо.
Мне становится интересно, а что о масках думает мой проводник Джейкоб, который, с одной стороны, коренной ивуариец, выросший в этом мире масок, а с другой — христианин. «Я верю в Иисуса Христа, и он для меня есть путь и истина. С другой стороны, я вижу, что сила масок реальна. Они могут делать хорошие вещи, а могут плохие. Поэтому для меня это скорее дьявольщина. Я верю в маски и отношусь к ним с осторожностью и уважением», — объясняет Джейкоб.
Во время ритуалов иногда происходят странные вещи. Например, танцуя над больным, маска сенуфо может выплюнуть кровавый клубок шерсти, показывая этим вырванную из тела болезнь. Удивительно, но больному вскоре становится легче. Долгое время колонизаторы не могли понять, как это работает. Некоторые исследователи считают, что перед ритуалом шаман берет в рот обычный клубок шерсти, а когда наступает кульминационный момент, надкусывает щеку и выплевывает окровавленную шерсть. Возможно, человек выздоравливает силой самовнушения. Но если бы этот метод не работал столько столетий, смог бы он просуществовать до сегодняшнего дня?
Почему же многие народы страны не считают плохими даже злые маски? Все дело в том, что любая маска призывает человека контролировать свои слабости. К примеру, существуют специальные воспитательные обряды, в которых используются маски с гиеной. Надевая такую маску, юноша подавляет в себе пороки этого подлого животного — глупость, жадность и прожорливость.
Африканские маски — уникальное в мире культуры явление. Но рассматривая их обособленно, как они выставлены в музеях и галереях, мы не получаем полного представления об их силе. В реальности люди видят эти маски во время совершения обрядов, где они дополняются одеждой и нарядами. Будь то медленное шествие или головокружительная пляска, маска постоянно подвижна, она живет под звуки барабанов, рожков и погремушек. Трудно себе представить то ошеломляющее впечатление, которое оставляют эти шоу и ритуалы. А сами маски, кажется, существуют вне времени. Сегодня, как и тысячу лет назад, они сопровождают ритуальные представления и священные танцы, участвуют в играх и магических сражениях, сохранив до наших дней архаичные атрибуты в практически первозданном виде.
Фото: Владимир Алексеев
Страна: Кот-д’Ивуар
-
- Валюта:
- франк КФА ВСЕАО
-
- Употребляемые языки:
- французский
-
- Получение визы:
- Виза через посольство
-
- Столица:
- Ямусукро
Комментарии
Чтобы мы могли показать ваше имя и аватарку, пожалуйста зайдите на сайт через одну из соц.сетей