Грузинский город Чиатура, что находится в регионе Имеретия, словно сошел с киноэкрана: так сильно он напоминает то ли декорации фильма ужасов, то ли приключенческой картины.
С приключенческим фильмом или хоррором Чиатуру роднит также удаленность от «намоленных» туристических мест и маршрутов и не то чтобы легкая доступность: дороги на подъезде к затерянному в горах городу сложные, хоть и весьма живописные. Впрочем, это легко понять и объяснить: строился город Чиатура вовсе не для того, чтобы стать туристическим центром, да он и не является им в привычном смысле этого слова. Однако впечатления у тех, кто тут побывали, остаются на всю жизнь — и незабываемые.
Основан город был в 1879 году, когда в Российской империи, как и везде, начала развиваться промышленность. Тогдашний поселок (статус города был получен уже после Первой мировой и революции — в 1921 году) назывался Квирилы — по имени реки, которая протекает через нынешний город. В 1879 году здесь и появились первые шахты, определившие судьбу и облик города: на протяжении долгого периода, в особенности — в советские времена, здесь добывали марганцевую руду. После распада Советского Союза промышленность Чиатуры пришла в упадок, а город — в запустение. Жители уезжают из него, покидая дома и квартиры, остающиеся ржаветь и разрушаться. И даже этот факт мог бы сделать Чиатуру достаточно интересной для посещения, поскольку города-призраки всегда привлекали людей своей необычной мистической атмосферой, но в городском устройстве имеется еще одна необычная деталь, точнее, множество деталей: это фуникулеры, которые используются в качестве самого банального (для Чиатуры) общественного транспорта. Канатные линии протянуты через весь город: их десятки, они есть и грузовые, и пассажирские. Есть самая длинная канатная дорога: она протянулась на несколько километров — из центра города к самому дальнему ее району, где находится смотровая площадка. Причем опора за эти несколько километров встречается один раз. Есть и дорога, идущая вверх под углом 48 градусов! Причина такого количества канатных дорог заключается в том, что центр города и его районы находятся на разной высоте, и иногда разница довольно критическая. Поэтому в середине XX века здесь и был запущен первый фуникулер, а за ним последовали и остальные. Когда-то здесь работало 34 канатные дороги, но сейчас функционируют всего около 10, а центральная станция, как и вагончики, выглядят так, будто не ремонтировались с открытия (впрочем, в случае со станцией это действительно так). Тем не менее, несмотря на пугающий вид, ржавчину и леденящий кровь скрежет вагончиков, те дороги, на которые пускают пассажиров, безопасны для проезда на них — тросы и системы были заменены и модернизированы совсем недавно. Прокатиться на фуникулере можно и к одной из шести марганцевых шахт, и к обычному жилому району, расположившемуся на холме. Отовсюду с верхотуры открывается вид как на сам город, так и на горные склоны вокруг него — в любом случае, зрелище это незабываемое.
Погода в Чиатуре
Факты о Чиатуре
-
- Площадь:
- 542 км2
-
- Население:
- 14 тыс чел.
-
- Плотность:
- 25,83 чел./км2
-
- Время (относительно МСК):
- +1ч
Как добраться до Чиатуры
- Самолет Москва-Тбилиси ≈ 4ч
- На машине из Тбилиси ≈ 3ч
Азиатская кухня
Список дел в Чиатуре
- Попробовать домашний хачапури.
- Посмотреть, как добывают марганец.
- Поболтать с оператором канатки и послушать разнообразные истории.