ВЕНСКАЯ ШКАТУЛКА

ВЕНСКАЯ ШКАТУЛКА

Венская опера, Венский бал, Венский лес, венский фарфор… Подумать только ― сколько всего «венского». И это еще не считая знаменитых венских кафе и венских вафель, которые, надо сказать, тоже весьма недурны. Особенно если сидишь на террасе кафе с видами на собор Святого Стефана под льющуюся откуда-то из открытого окна мелодию «К Элизе».

Главный собор Вены, или, как его называют сами жители австрийской столицы, Штефансдом, ― место, с которого лучше всего начинать знакомство с городом. Желательно ранним утром, когда толпы туристов еще не заполонили Штефансплац. Заказав чашечку меланжа (этот напиток большинству из нас известен как капучино, или капуцинер ― мокко с несколькими каплями сливок), можно наслаждаться видами собора, в деталях рассматривая его необычную кровлю, порталы, витражи и Южную башню, высота которой без малого 137 метров.

На протяжении столетий в Вене запрещалось строить дома выше Южной башни Штефансдома, и сегодня, поднявшись на смотровую площадку собора, можно увидеть результаты этого запрета: на километры вокруг черепичные крыши домов, освещенные полуденным солнцем, скрывают затейливые лабиринты улочек Вены. Именно по этим улочкам под звон колоколов и стук лошадиных копыт вам предстоит прогуляться до следующей знаковой достопримечательности Вены ― дворцового комплекса Хофбург, зимней резиденции Габсбургов. Этот маршрут — одно из самых популярных мест в городе для катания на упряжках, ведомых парой роскошных лошадей липицианской породы. Когда-то их вывели специально для Испанской школы верховой езды, которая расположена в Вене. Если повезет, то вы сможете посмотреть на «лошадиные танцы»: это традиционное шоу эпохи Ренессанса, включенное в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, «дают» в Зимнем манеже дворца.

Хофбург ― настоящая архитектурная симфония. Каждый правитель Австрии стремился добавить к его ансамблю что-то свое. При императоре Фердинанде I появились Швейцарские ворота. При Максимилиане II ― конюшни, впоследствии переоборудованные под художественную галерею. Замок императрицы Амалии возник в конце XVI века, а потом был существенно переделан. В Хофбурге есть Леопольдово крыло и придворный Бургтеатр, построенный при Марии-Терезии. Всего комплекс насчитывает более 20 архитектурных объектов ― дворцы и музеи, ворота и площади, башни и храмы.

Самое «живое» из всех сооружений Хофбурга ― Дом бабочек, занимающий часть Пальмовой оранжереи, построенной в 1826 году по образу и подобию оранжереи во дворце Шёнбрунн, летней резиденции Габсбургов. Между Хофбургом и Шёнбрунном императоры ездили по улице, ныне носящей имя Марияхильфер-штрассе ― старейшей торговой улице Вены, которую можно тоже назвать одной из основных достопримечательностей австрийской столицы.

 

ГЛАВНАЯ УЛИЦА

Дорога на месте Марияхильфер-штрассе существовала уже в римскую эпоху: в 1914 году во время строительства дома на пересечении этой улицы с Кирхенгассе был обнаружен участок римской дороги шириной 11 метров. В Новое время Марияхильфер-штрассе становилась центром многих знаковых событий в истории Вены, выполняя роль главной улицы, по которой въезжали в город купцы и фабриканты. По этой же улице в город доставлялись товары и почта, что привело к появлению на ней множества гостиниц и кофеен.

Венские кофейни ― то, что придает городу особый шарм. Казалось бы, ну кого можно удивить заведением, где подают кофе, десерты и легкие закуски (а по утрам ― только кофе). Но традиции, сложившиеся в венских кафе, непременный атрибут которых ― столики с мраморными столешницами, стулья с изогнутыми спинками, деревянные держатели для газет, мельхиоровые подносы, на которых подают напитки, и вышколенные официанты в черных жилетах, ― позволяют утверждать: ничего подобного больше нет нигде в мире. Не случайно именно венские ― не парижские, не берлинские и не римские ― кафе включены ЮНЕСКО в Список нематериального наследия.

Тут не принято торопиться. Зайдя на чашечку кофе, здесь можно задержаться на несколько часов, слушая игру пианиста или наблюдая, как другие посетители играют в бильярд. На Марияхильфер-штрассе осталось всего два «традиционных» кафе ― «Риттер», чья борьба за выживание широко освещалась в австрийской прессе в 2009–2010 годах (если кратко ― хозяева кафе задолжали владельцам здания 600 тысяч евро арендной платы), и «Вестенд» в районе Западного железнодорожного вокзала.

Об этом кафе австрийский литератор Хаймито фон Додерер писал: «Некоторые путешественники после прибытия на Западный вокзал вскоре исчезают в кафе, где, как считается, ничего не происходит, —  исчезают именно потому, что там много чего происходит». Додерер воевал в Первую мировую и в 1916-м попал в плен к солдатам российской армии. Оказавшись в лагере для военнопленных где-то под Хабаровском, Додерер написал первые короткие рассказы — они были опубликованы уже после его смерти в 1966-м в сборнике «Сибирская ясность».

Прилегающие к Марияхильфер-штрассе кварталы в районе Западного вокзала в конце XVII века облюбовали шелковые фабриканты ― торговля этими тканями в Европе шла так бойко, что район получил неофициальное имя Бриллантенгрунд, «Блистательный», ― настолько помпезные особняки возводили себе магнаты. Собственно, место для строительства Западного вокзала в середине XIX века было выбрано здесь не случайно. Это был один из самых престижных районов Вены, Марияхильфер-штрассе первой в столице Австро-Венгерской империи обзавелась не только газовым освещением и трамвайной линией, силовые кабели которой были уложены под землей, но и асфальтом вместо «трясучей» брусчатки. Любопытно, кстати, что именно здесь австрийский изобретатель Зигфрид Маркус в 1870 году провел испытания первого автомобиля с бензиновым двигателем.

Многие здания на улице пострадали во время Второй мировой войны ― как это часто происходило с европейскими городами в результате налетов американской и британской авиации. Причем в случае с Веной это были, по сути, напрасные бомбардировки: немецкие войска к этому моменту были почти обескровлены, отступая под натиском Советской армии. Формирование современного облика Марияхильфер-штрассе продолжалось вплоть до конца ХХ века и закончилось после строительства ветки метро U3, когда большая часть улицы стала пешеходной.

Одно из самых интересных современных зданий на Марияхильфер-штрассе находится рядом со станцией метро Zieglergasse ― восьмиэтажный корпус, который делят между собой магазин популярной молодежной одежды H&M и отель NH Collection Wien Zentrum. Отель знаменит своей террасой на последнем этаже, где постояльцы завтракают с видами на Вену, заварив чашечку отменного кофе, один из 16 видов листового чая или просто налив в бокал прохладное игристое вино, а здание украшено огромным панно «Торговец погодой» художника Кристиана Людвига, более известного под псевдонимом Аттерзе. В европейских каталогах по искусству это панно почему-то именуется «мозаикой» и называется самой большой настенной мозаикой в Европе (площадь работы 210 квадратных метров).

Впрочем, это вопрос терминологии ― ибо работа действительно крайне любопытная, даже если не считать, что она стилистически выбивается из всего ансамбля Марияхильфер-штрассе. Ее первые наброски Аттерзе сделал еще в 60-е годы ХХ века, когда работал над целой «климатической» серией картин, написанных акриловыми красками, в том числе известными произведениями «Картинки погоды» и «Аномальная радуга». Вдохновение для творчества Кристиан Людвиг черпал во время регат (он неоднократно становился призером и победителем международных соревнований), и псевдоним себе он выбрал, к слову, в честь самого большого озера австрийских Альп.

Панно «Торговец погодой» украсило здание в 1996-м, что уже через несколько лет нашло отражение и во внутреннем убранстве номеров отеля ― где появились муралы на венскую тематику, а саму постройку жители города стали называть не иначе как «Дом Аттерзе» ― по аналогии с Домом Хундертвассера, появившимся на десять лет раньше и занимающим целый квартал на улице Кегельгассе. Прогуливаясь между этими двумя домами, не миновать самого «имперского» района Вены, окруженного кольцевой улицей Рингштрассе.

По замыслу, реконструкция этого района, задуманная к проведению в Вене Всемирной выставки 1873 года, должна была продемонстрировать Европе и всему миру величие Габсбургов и Австрийской империи. Для императора Франца Иосифа I организация Всемирной выставки значила очень много: благодаря ей он планировал поднять моральный дух подданных после поражения в войне с Пруссией и Италией, случившегося семью годами раньше. Для реализации амбициозного плана были приглашены три архитектора ― Готфрид Земпер, Карл фон Хазенауэр и Теофил фон Хансен, которые справились с задачей в кратчайшие сроки. Кварталы внутри Рингштрассе поражают монументальностью, помпезностью, роскошью и изяществом декора.

 

МУЗЫКА НАС СВЯЗАЛА

Обилие архитектурных форм и связанных с ними историй могут вызвать у особо впечатлительных натур стресс от эстетических переживаний ― наподобие знаменитого «синдрома Стендаля». Да, Вена в этом ничуть не уступает Флоренции: знаменитые художественные собрания австрийской столицы ― Альбертина, Музей истории искусств, Галереи Бельведера, Музей Леопольда и другие ― кружат посетителей во времени и пространстве. Еще глубже погрузиться в этот круговорот поможет музыка: она создала Вену если не полностью, то точно наполовину ― город и искусство неразрывно связаны. И даже главные городские часы ― Анкерур ― отбивают каждый час не только привычными курантами, но и отрывками из музыкальных произведений.

В Вене жили и творили Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Иоганн Брамс, Франц Шуберт, отец и сын Штраусы, Йозеф Гайдн, Кристоф Глюк, Густав Малер, Антон Брукнер, Альбан Берг… Они сделали Вену мировой музыкальной столицей. В это внесли вклад и многие другие жители города, даже те, чья профессиональная жизнь вроде бы не была связана с музыкой. Например, врач Леопольд Ауэнбруггер, который первым в XVIII веке начал использовать метод перкуссии для прослушивания грудной клетки у легочных пациентов. В свободное от основной профессии время он занимался сочинением либретто для опер. В частности, он стал автором текста музыкальной пьесы Антонио Сальери «Трубочист», премьера которой состоялась в 1781 году. И таких историй в Вене ― сотни, если не тысячи.

Отдать дань памяти композиторов и музыкантов, антрепренеров и меценатов, поддерживавших служителей музы Евтерпы, можно на Центральном кладбище Вены, которое в этом году отмечает 150-летие со дня основания. До конца октября здесь запланирована серия мероприятий, в том числе концерты под открытым небом. На специально выделенном участке Центрального кладбища нашли последнее пристанище композиторы, чьи имена известны нам с детства. Разве что могила Моцарта ― не совсем могила. Это кенотаф, символическая гробница: точное место захоронения музыкального вундеркинда неизвестно. А вот прах его коллеги, с именем которого связана легенда о смерти Моцарта, ― придворного капельмейстера Антонио Сальери ― покоится именно здесь, правда, не на «почетном» композиторском участке, а недалеко от центрального входа на кладбище. Неприметный памятник Сальери установлен у стены кладбища, рядом с русской церковью Лазаря Четверодневного.

Напрасно говорят, что Венская опера ― это развлечение для богатых. Если очень хочется послушать лучших оперных певцов и увидеть постановки, известные на весь мир, сделать это можно всего за 15–20 евро ― именно с этого уровня стартует стоимость билетов с рассадкой на большинство выступлений в Венской опере. Правда, нужно позаботиться об их покупке хотя бы за неделю до представления и желательно иметь соответствующий гардероб, хотя бы smart casual, ― все-таки Венская опера это не ночной клуб.

Дресс-код распространяется и на стоячие места, билеты на которые поступают в продажу в день представления. Около 10 часов утра они сначала появляются на сайте Венской оперы в интернете, а за два часа до начала действа открывается продажа в специальных кассах. Стоимость таких билетов начинается от 6 евро. Со стоячих мест мало что можно увидеть, но акустика в Венской опере феноменальная, поэтому расслышать можно практически всё ― даже на самой галерке. Есть еще один способ познакомиться с Венской оперой поближе ― забронировать экскурсию за кулисы. Туры проводятся на английском, немецком, французском, испанском, итальянском и японском языках и стоят 13 евро.

Вена ― словно музыкальная шкатулка. Стоит только прислушаться, и вы услышите чарующие звуки мелодий ― «К Элизе» Бетховена, «Музыки ангелов» Моцарта, «Сказок венского леса» Штрауса или «Сотворения мира» Гайдна. Гуляя по этому городу, не спешите. Пройдитесь по улочкам, не стесняясь заглядывать в неприметные переулки. Зайдите в музеи и замрите перед шедеврами Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта. Заверните в кондитерскую лавку, чтобы растеряться от выбора марципанов. Прислушайтесь… Что вы слышите? Да, это ваша мелодия, которую выбрала для вас Вена.

Комментарии

Оставить комментарий
Юрий Ситников
Юрий Ситников
27 Июля 2024

Страна: Флаг Австрии Австрия

Австрия фото
  • Валюта:
    евро, EUR
  • Употребляемые языки:
    немецкий, венгерский, словенский, английский
  • Получение визы:
    Виза через посольство
  • Столица:
    Вена
еще...

Вена

Вена фото

Также читают

Австрия
АВСТРИЙСКАЯ ЛОЗА
АВСТРИЙСКАЯ ЛОЗА
По мнению специалистов, Австрия готова покорить топ европейских стран, куда можно отправиться с целью энотуризма. Для неспешного отдыха за бокалом вина подходят сотни местных виноделен, пасторальные пейзажи и строгие стандарты качества. Но пусть австрийских виноделов к славе был полон не только взлетов, но и падений.
Австрия / Вена
Дворец Бельведер
Дворец Бельведер
Пышная, напоминающая пирожное Вена, украшена большим количеством удивительных дворцов и особняков, и жемчужиной среди этих дворцов, безусловно, является дворцовый комплекс Бельведер.
Австрия
Линц
Линц
Австрийский город Линц знаменит тем, что является родиной миндального линцского торта, рецепт которого упоминается еще в 1477 году. Впрочем, город считал родным и глава Третьего рейха Гитлер, проведший здесь свое детство и юность, но об этом факте путеводители и местные гиды стараются лишний раз не упоминать.
Австрия
Грац
Грац
Австрийский Грац – один из самых интересных городов Австрии. Его центр включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь можно увидеть архитектурное смешение разных эпох и погулять по настоящей средневековой Европе.
Австрия
Гальштат
Гальштат
Гальштат (иногда называют Халльштатт) – небольшая коммуна в горах на берегу одноименного озера. Интересна в первую очередь тем, что здесь сохранились артефакты периода, прозванного гальштатская культура. Кроме того, благодаря своему горно-озерному окружению Гальштат очень живописен.
Австрия / Линц
Гора Пёстлингберг
Гора Пёстлингберг
Пёстлингберг — не самая высокая гора в Австрии, но одна из самых известных. Символ города Линц, уже несколько столетий она считается священной, куда паломники со всей Европы приезжают посетить церковь Девы Марии Семискорбной, построенной здесь в 1748 году. А еще на гору ходит настоящий трамвай. 
Синтез звука
Синтез звука
Загадочные трески, хлюпания, завывания, посвистывания, не очень похожие на то, что звучит в природе и социуме, - такие неожиданные созвучия благодаря прежде всего радиопостановкам и фантастическим фильмам входили в сознание людей, рожденных в 1960-1970-е гг. Как раз в те времена и оформилась в отдельное направление электронная музыка, возникшая на стыке науки и искусства. Ей отдавали дань такие известные композиторы, как Карлхайнц Штокхаузен и Альфред Шнитке, а ключевую роль в ее популяризации сыграли западноберлинская рок-группа Tangerine Dream и французский музыкант Жан-Мишель Жарр. С помощью синтезатора стало возможным создавать практически любые тембры, вплоть до совершенно невообразимых, что и делает возникновение электронной музыки важнейшей вехой в истории искусств.
Великобритания
Манчестер
Манчестер
В этом городе смешались современное искусство и вековые традиции, чай и молоко, кино и футбол. В художественной литературе он известен как Милтон, а поклонников рока притягивает кипучей музыкальной жизнью. И если ночная Москва из окна самолета — это золотые цепочки автострад, похожие на потоки раскаленной лавы, растекающейся из центра темного городского вулкана, то фонари Манчестера с высоты пары километров напоминают жемчужную желто-белую россыпь. А потому, приземляясь, чувствуешь себя драгоценностью, не иначе. Быстрая таможня, багаж, такси и отдых в уютном отеле — достойное завершение дня и начало очередного приключения.
Германия
Берлин: альтернатива альтернативе
Берлин: альтернатива альтернативе
За последние два десятка лет мы привыкли путешествовать за разного рода альтернативными способами провести время. На смену огромным берлинским рейвам и техно-сейшенам пришли крошечные галереи и «альтернативная гастрономия» Кройцберга, но суть не изменилась. И все же мы знаем: Берлин иногда умеет удивить, показав свое сдержанное лицо.