Большой парусный парад

Большой парусный парад

День рождения порта, ведущего свою историю с 1189 года, Гамбург празднует с размахом: большой парад самых знаменитых парусных кораблей со всего света, проходящий вдоль набережной Ландунгсбрюкен, превращает начало мая в особое время и для жителей, и для гостей ганзейского города.

Утром 5 мая на набережной не протолкнуться. На плавучих понтонах — лотки с пряниками, киоски, где можно пострелять в тире, сувенирные развалы. Под башенками речного вокзала на несколько дней установили карусели. Начало празднику даст десятичасовая служба в соборе Святого Михаила. Так происходит каждый год.

Матросы с кораблей, участвующих в параде в честь дня рождения порта Гамбурга, никогда на эту службу не ходят: слишком много работы перед праздником. Когда в начале мая парусники приходят в Гамбург, их команды — не столько гости, сколько хозяева и главные действующие лица торжеств.

Матросы драят палубу «Штандарта» — финальный штрих подготовки к параду. Этот деревянный фрегат — точная копия корабля 1703 года, который по собственным чертежам построил царь Петр. Верхняя палуба «Штандарта» полностью историческая: для работы с парусами приходится лезть на ванты, а чтобы поднять якорь, цепь наматывают на деревянный шпиль. Нижняя палуба — современная. Там установлены два мотора — на тот случай, когда техника безопасности не позволяет кораблю входить в порт под парусами. Здесь же прячутся гальюны (туалеты), кают-компания для общих сборов, кубрик с койками и электрическая плита на камбузе. В эту часть посторонних, как правило, не пускают. Да и посетителям, которые поднимутся на борт спустя пару часов, неинтересно смотреть на современную технику. Им подавай аутентичность и морские традиции.

ПРИВЕТСТВЕННЫЙ ЗАЛП

На пирсе нас встречает Светлана Вестфаль. Она живет в Германии уже 20 лет, здесь Светлана второй раз счастливо вышла замуж и теперь преподает мигрантам немецкий язык. И каждый год в мае она ходит встречать русские корабли. В какой-то момент увлечение стало профессиональным занятием: на общественных началах Светлана — офицер по связям, человек, которого город Гамбург нанимает, чтобы помогать гостям фестиваля в праздничные дни.

По официальным данным, каждый год день рождения порта Гамбурга посещает более полутора миллионов человек. «Есть городская легенда, — рассказывает Светлана, — будто в параде кораблей участвуют не только существующие ныне парусники, но и затонувшие суда, приглашенные старым портовым городом на день рождения». В легенду на самом деле поверить нетрудно. В праздничной толпе легко встретить людей, одетых по морской моде разных веков. К примеру, парадная форма на «Штандарте» выглядит очень даже исторично. Для матросов это бриджи и длинная льняная рубаха, для офицеров — тонкие батистовые сорочки, камзолы и треуголки. Когда своими глазами видишь парад исторических парусников, трудно поверить, что все они настоящие. Гораздо легче убедить себя в том, что это лишь мираж. Правда, в реальность тебя возвращают вполне современные яхты, буксиры и круизный лайнер компании AIDA, чья отличительная черта — игривая улыбка на носу корабля.

К началу парада зрители выстраиваются в несколько рядов вдоль набережной. Те, кто помоложе — висят в оконных нишах и на фонарных столбах, взбираются на каменные тумбы. После торжественной речи бургомистра стреляет пушка, и праздник считается официально открытым. Около 300 кораблей двигаются друг за другом со скоростью среднего велосипедиста. Они проходят от музейной гавани «Эфельгённер», где установлено около 20 кораблей-музеев, до знаменитых гамбургских складов, а в это время команды на борту управляют судном и обслуживают пассажиров.

По морской традиции, на «Штандарте» три вахты: фок, грот и бизань. В обычное время каждая вахта трудится в свои, строго определенные часы, но во время шторма, тревог или официальных праздников на палубе работает вся команда. И матросы готовятся выйти на ванты: капитан «Штандарта» Владимир Мартусь отдал приказ ставить паруса. Чтобы на историческом корабле выполнить эту задачу, надо по вантам — снастям, удерживающим мачту от падения и похожим на натянутые веревочные лестницы, взобраться наверх до самых реев, к которым крепятся паруса. При этом никакой страховки. Для начала — на высоту пятого этажа, к нижнему рею. А потребуется — так и на все 30 метров вверх. Поднявшись на рей, матросы выходят на перт — специальную веревку, на которую они, как заправские канатоходцы, встают ногами. Опираясь на деревянный рей животом, матрос двумя руками распускает тонкие веревки-сезни, держащие парус в сложенном состоянии. Теперь обратно, вниз на палубу, и там уже по команде надо одновременно отпустить ноки, бык-гордени и гитовы, вытянуть галсы и подветренные шкоты. Как только с деревянных гвоздей-нагелей сброшены концы, парус с хлопком распахивается и наполняется ветром.

Другая часть команды одновременно с этим выкатывает вперед огромную чугунную пушку. Когда в динамиках раздастся имя нашего корабля и зазвучит российский гимн, мы дадим приветственный залп. Капитан в нарядном камзоле стоит на мостике, сняв треуголку. Стрелять в честь праздника доверили мне. Прочищаю дуло, забиваю пыж и заряд, протыкаю бумажный пакет с порохом через запальное отверстие. Капитан выбирает время, когда по правому, «заряженному» борту никого не будет. Взмывает вверх и падает треуголка. Я открывают рот, чтобы при залпе не разорвало барабанные перепонки, и только тогда поджигаю порох. Вспышка, и над водой разносится оглушительный залп. На мачтах парусника рядом развеваются российский флаг, петровский штандарт и немецкий триколор.

НЕ АЛЫЕ ПАРУСА

После парада корабли расходятся по акватории Эльбы в отведенное для каждого судна место — в соответствии с картой праздника, которая есть у каждого туриста. Начинается самое «горячее» время — участники парада принимают у себя на борту гостей, кто бесплатно, а кто за символические три евро с человека.

На понтонах не протолкнуться. Люди стоят, ожидая очереди сойти к причалу с плавучими достопримечательностями. К понтонам пришвартованы польский учебный фрегат «Дар молодежи» и немецкий барк «Александр фон Гумбольдт», чья визитная карточка — огромные зеленые паруса. Рядом со «Штандартом» возносит 50-метровые мачты к немецким облакам российский «Мир». Полощется на ветру знамя Победы — готовность к 9 мая.

Внизу, у трапа, туристы протягивают блокноты, в которые члены команды ставят судовую печать — она у каждого корабля уникальна, в ней отражены герб парусника, название и иногда год плавания. На борту такая печать имеет силу государственной. Некоторые большие парусники, вроде «Крузенштерна» или «Седова», меняют судовую печать ежегодно. «Это хобби в Германии популярнее, чем коллекционирование марок или нумизматика, — говорит Светлана. — Потом целый год можно хвастаться, что ты в день порта обошел все корабли, — правда, это удается немногим».

Официально корабль — это территория государства, под чьим флагом он ходит: поднимаясь на борт, турист пересекает государственную границу. Так за один день, не покидая гамбургского порта, можно побывать более чем в 20 странах.

На Эльбе пыхтит парад буксиров: вспенивая воду, они... танцуют венский вальс. Это один из традиционных элементов праздника, невероятно эффектный. Потом над Эльбой пролетит один из самолетов Lufthansa с пассажирами на борту: люди в самолете спешат по делам, а его капитан по прямой связи поздравит порт с днем рождения. Дальше — выступление спасателей, которые продемонстрируют технику работы на воде и обязательно спасут какого-нибудь актера.

А чуть позже начнется свадьба на водных лыжах. Ее проводит местный спортивный клуб. Однажды его участники, несколько пар молодоженов, решили расписаться в портовый праздник: в костюмах и свадебных платьях они проехались на водных лыжах вдоль всей набережной. Зрителям это так понравилось, что теперь город организует аналогичную церемонию снова и снова. Правда, старожилы подозревают, что невесты с женихами ненастоящие — судя по выступлению, каждый год женятся профессиональные водные лыжники.

В день рождения порта Гамбург щедр на подарки. Для команд кораблей-гостей устраивают футбольные матчи, концерты известных исполнителей и открывают вход в большинство музеев. В 2017 году музей миниатюр «Страна чудес» пригласил к себе на экскурсию группы по 50 человек с каждого корабля. Это несколько тысяч моряков. «У офицеров своя программа, — продолжает Светлана. — К примеру, для капитанов в субботу на историческом музейном корабле «Рикмер Рикмерс» организуют капитанский завтрак. Что там капитаны делают — никто, кроме них, не знает. Мне больше нравится проводить время с командой. К тому же, если ты остаешься на паруснике, праздник сам приходит к тебе. Вон, исполнители морских песен-шанти ходят от корабля к кораблю и дают на палубах маленькие представления — и это просто невероятно здорово».

ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ

Над портом разносятся ароматы скворчащих на жаровнях сосисок, жареного лука, пива и сладкой ваты. Вокруг бегают дети с воздушными шариками, закрученными в форме абордажных сабель. Звучат народные немецкие песни, и корабельные команды братаются друг с другом. Когда стемнеет, в ожидании праздничного салюта парусники зажигают иллюминацию. Но мало кто в толпе зрителей знает, что салют дается не в честь порта, а в честь судна. На протяжении нескольких лет каждый год в мае круизная компания AIDA — та самая, чьи суда украшает женская улыбка, — крестила в порту Гамбурга свой новый лайнер. В 2014 и 2015 годах был небольшой перерыв, но в прошлом году традиция возобновилась — крещением AIDAprima, а теперь бутылка с шампанским будет разбита о борт AIDAperla. Так что не стоит удивляться, когда на параде увидите роскошный круизный лайнер — это и его праздник тоже.

Для наблюдения за фейерверком есть хорошая смотровая площадка для туристов — терраса Stintfang, около туннеля под Эльбой рядом со станцией метро «Ландунгсбрюкен».

Гамбург весь пропах морем. В его витринах, будь то булочная, аптека, магазин одежды или лавка керамики, — приметы морского порта: чайки, канаты, якоря, ракушки. Кажется, это единственный город в Германии, где можно встретить магазин колониальных товаров рядом с лавкой для путешествующих в колонии. Или, зайдя в магазин за яхтенной курткой, в итоге присмотреть себе антикварный штурвал 1869 года.

На следующий день снова будет парад. Все корабли подтянут трапы и гордо уйдут в сторону Северного моря. Провожать их будет весь город, и как только последний корабль покинет порт, набережные опустеют. На прощание Светлана говорит, что еще неделю после дня рождения порта Гамбург кажется необитаемым. По статистике, население города в праздники увеличивается до четырех миллионов человек. А потом за час улицы пустеют, и только продавцы сладостей и сосисок собирают свои переносные лотки. Но мы, матросы «Штандарта», этого уже не увидим. Для нас тяжелые морские будни чередуются с яркими фестивалями и туристическими толпами. Города после праздников нам неизвестны. 

Комментарии

Оставить комментарий
Екатерина Сехина
Екатерина Сехина
2 Мая 2017

Страна: Флаг Германии Германия

Германия фото
  • Валюта:
    евро, EUR
  • Употребляемые языки:
    немецкий
  • Получение визы:
    Виза через посольство
  • Столица:
    Берлин
еще...

Также читают

Лёд и парус
Лёд и парус
Пройти под парусом через арктические воды — рискованная задача, даже в наш век глобального таяния льдов. Требуется изрядная доля мужества, чтобы решиться отправиться в подобное плавание, — и, конечно, огромная работа по подготовке корабля к суровым условиям Арктики.
Властелины морей
Властелины морей
Три столетия, c IX по XI вв., Европа жила в страхе перед набегами викингов. Могучие и беспощадные скандинавские воины, бороздившие морские просторы на боевых кораблях-драккарах, оставили о себе недобрую славу от Пиренеев до Персии и от Британии до Северной Африки. Но викинги не только сеяли смерть и разрушение, они основывали поселения на захваченных территориях, постепенно превращаясь из морских разбойников в мирных крестьян и торговцев.
Россия
Космическая одиссея
Космическая одиссея
Человек издавна грезил о полетах к звездам. В мифах, легендах и сагах запечатлелось твердое убеждение: мы можем отправиться на небо только по воле богов или бестелесным духом после смерти. Но вот мечта сбылась: человечество шагнуло в космическую эру.
Испания / Остров Ибица
Яркие краски белого острова
Яркие краски белого острова
Тонко чувствующий природу автор серии пейзажей — сочных, залитых солнцем садов и уютных парков — Сантьяго Русиньоль часто бывал на Балеарских островах. В 1912 году в статье, посвященной Ибице, он назвал ее «белым островом». Метафора прижилась, хотя с первого взгляда она может показаться странной по отношению к пестрому, утопающему в зелени и цветах острову. Однако стоит узнать его ближе, чтобы понять, что имел в виду каталонский художник.
Великобритания
Айсберг для Черчилля
Айсберг для Черчилля
В начале Второй мировой войны обеспечение безопасности морского транспортного коридора, по которому из США в Европу шли потоки военной техники и продовольствия, было для Англии вопросом жизни и смерти. Волчьи стаи субмарин контр-адмирала Карла Дёница рыскали по просторам Атлантики и безнаказанно пускали на дно десятки судов в месяц. Противопоставить подводной войне союзникам было нечего.