Все за одного

Все за одного

Желто-черный логотип Райффайзенбанка — сегодня такой же узнаваемый символ Австрии, как Венская опера, торт «Захер» или высокогорная крепость Хоэнзальцбург. В этой стране нет практически ни одного города или деревни, где не нашлось бы площади или улицы, названной в честь Вильгельма Фридриха Райффайзена — отца кооперативной банковской системы.
 
Две скрещенные лошадиные головы перекочевали на логотип главного австрийского банка с крыши типичного западноевропейского крестьянского дома — подобные и сегодня можно встретить в деревнях Австрии и Германии. Эмблемой Райффайзенбанка деревянные коньки, охраняющие крестьянское благополучие, стали не сразу: до 1877 года его логотипом была круглая печать с девизом «Ich für dich, du für mich» — что значит «Я для тебя — ты для меня». В центре печати красовалась пчела, которой Райффайзенбанк обязан своими фирменными цветами. Все вместе это отражало, как бы мы сказали сегодня, корпоративную философию: трудолюбие, взаимовыручка, целеустремленность — то, с чего полтора столетия назад начиналась история кооперативных банков, взявших имя Райффайзена.
 
Сегодня в это трудно поверить, но на рубеже XIX–XX веков фамилия основателя первого в Германии кооперативного банка была такой же нарицательной, как фамилия, например, Маркса. Для людей того времени «райффайзеновская система» звучало так же ясно, как для нас сегодня «марксистская теория» — по сути, прилагательное «райффайзеновский» было синонимом слова «кооперативный». 
 
 
* * *
 
В 1914 году о Фридрихе Вильгельме Райффайзене в России вышла объемная брошюра — ее автор называл Райффайзена «апостолом кооперации» и сокрушался, что с его жизнью и деятельностью «русская публика почти не знакома». Надо сказать, за прошедшие сто с небольшим лет в этом плане ничего не изменилось — хотя фигура Фридриха Райффайзена заслуживает внимания.
 
Будущий отец кооперативного банкинга родился в 1818 году в немецкой провинции Вестфалия, в маленьком городке Гамм. Сын мелкого фермера, он был седьмым из девяти детей. О том, чтобы унаследовать хотя бы часть фамильного хозяйства, речи не шло, и маленькому Фридриху прочили военное поприще — но судьба распорядилась иначе. 
 
Ни одна биография Райффайзена не обходится без описания стесненных условий, в которых жила его семья и которые не позволили ему получить образование в гимназии. Однако это не помешало потом ему работать сначала в администрации города Кобленца, а затем и самому возглавить несколько городков в округе. Вышедший из бедной семьи, Фридрих Райффайзен знал тяготы сельской жизни в эпоху стремительной модернизации, начавшейся в 1820-е, лучше, чем кто бы то ни было, — это не позволило ему оставаться равнодушным к разорению беднейших членов крестьянских общин и подсказало лучший способ решения их проблем. 
 
Несмотря на серьезные заболевания, отразившиеся на нервной системе и зрении, Райффайзен упорно продолжал заниматься интеллектуальной и общественной работой — а к главному делу своей жизни, созданию и популяризации кооперативов, пришел только на шестом десятке. Друзья называли его «маленький Бисмарк», делая комплимент его целеустремленности. Но в отличие от знаменитого канцлера, заботившегося о национальном величии абстрактного немецкого народа, Фридрих Райффайзен сталкивался с народом ежедневно, поскольку, даже занимая высокие должности, не отделял себя от обычных людей: жил все так же в деревне, и уклад в его доме был таким же, как у других крестьянских семей. 
 
К политическим баталиям Райффайзен тоже относился весьма скептично. Равнодушный к партийной борьбе, он считал кооперативную экономику равного участия намного более универсальной, чем любая политическая программа: экономическая взаимопомощь в его понимании была основой справедливой организации общества, способной преодолеть не только политические, но и конфессиональные различия. Тогда идея крестьянской кооперации встретила куда больший энтузиазм у представителей католической, а не протестантской церкви — и Райффайзен охотно с ними сотрудничал, сам оставаясь убежденным лютеранином. 
 
Как работала «райффайзеновская» система? Начав организовывать помощь крестьянам еще во время голода 1846–1847 годов, Фридрих Райффайзен первое время использовал «благотворительную» модель: зажиточные вкладчики формировали товарищество, которые выдавало крестьянам ссуды и поддерживало их в сложные годы. Однако энтузиазм участников довольно быстро угас, поскольку они не видели существенной прибыли, а риски оценивали как высокие. Именно эта неудача привела Райффайзена к идее о распределенной финансовой ответственности — крестьяне, сами являясь вкладчиками, не просто получали кредиты на выгодных условиях, а становились равноправными участниками системы принятия решений. Со временем кооперативные кредитные товарищества объединялись в более крупные структуры, которые организовывали закупку сельскохозяйственной техники и управляли сбытом продукции, позволяя сохранять стабильные цены вне зависимости от урожайности конкретного года. Cистема оказалась настолько жизнеспособной, что уже при жизни Райффайзена первые кооперативные банки стали создаваться и в других странах. Основанная Райффайзеном компания, по сути, занималась консалтингом — вся прибыль шла на то, чтобы оплачивать обучение кооперативному делу специалистов, которые затем сопровождали открытие товариществ по всей Европе. Свое видение принципов взаимопомощи Райффайзен изложил в книге «Кредитные товарищества как средство уничтожить нищету». В 1866 году единомышленник Райффайзена Герман Шульце-Делич должен был отправиться в Российскую империю, чтобы прочесть лекции о кооперации в купеческом обществе Риги, — но царские чиновники сочли тему лекций опасным вольнодумством и на всякий случай их запретили. 
 
Дело создания сберегательных и кредитных кооперативов на основе идей Фридриха Вильгельма Райффайзена, успешно развивавшееся в Германии, постепенно набрало популярность и в соседних странах. С 1880-х годов по всей Австрии начинают открываться банки «Райффайзен». Первые региональные кредитные организации, которые сейчас называются Райффайзенландесбанками, появляются на десятилетие позже. Наконец, в 1927 году основан центральный банк в Вене, по сей день являющийся главным звеном банковской группы «Райффайзен».
 
 
 
В 1986 году группа «Райффайзен» начала расширяться за пределы Австрии. Сейчас Raiffeisen Bank International — ведущий универсальный банк в Центральной и Восточной Европе с самой большой сетью филиалов из всех западных банковских групп, входящих в листинг Венской биржи.
 
В России «Райффайзенбанк Австрия» стал одной из первых «дочек» европейских кредитных организаций и специализировался сначала на инвестиционно-банковских операциях и работе с крупными компаниями. Частных клиентов банк стал обслуживать только в 1999 году. В 1998-м обвал фондового рынка завершил эпоху расцвета банковской биржевой торговли и обернулся кризисом экономики в нашей стране. Тем не менее акционеры российского Райффайзенбанка верили в российский рынок, поэтому возместили потерянный на инвестициях в госбумаги капитал.
 
Залогом успешного преодоления кризисных этапов стал консервативный подход Райффайзенбанка к работе с кредитным риском. Сегодня российская редакция журнала Forbes называет Райффайзенбанк «самым надежным в России», а американское издание рекомендует его как «самый удобный банк» в нашей стране. Одним из критериев, на который ориентируются редакции, являются кредитные рейтинги. Их готовят независимые международные аналитические агентства Moody’s и Fitch и российские АКРА и «Эксперт РА». Райффайзенбанк обладает лучшей композицией кредитных рейтингов на российском рынке, что говорит о его устойчивости и надежности и для вкладчиков, и для заемщиков.
 
Но если для оценки надежности легко использовать финансовые показатели, то удобство — гораздо более тонкий момент. Как и в других сервисных отраслях, банки опираются на качественные исследования клиентской обратной связи — Net Promoter Score (NPS). 
 
Именно на основе отраслевого NPS Райффайзенбанк, который в 2021 году отмечает 25-летие на российском рынке, будет замерять выполнение своей стратегической цели — стать самым рекомендуемым банком к 2025 году. В ее достижении банку помогут технологичные сервисы, напрямую влияющие на удобство ежедневного управления финансами: возможность обсудить любой вопрос в чате WhatsApp, Facebook Messenger или Viber, получить любую выписку или досрочно погасить кредит в приложении «Райффайзен-Онлайн», начать инвестировать или оформить ипотеку, имея под рукой только смартфон с банковским приложением.
 
Райффайзенбанк — тот самый случай, когда современные технологии не мешают сохранять верность вековым корпоративным ценностям. Много лет в России банк работал в соответствии с принципом «Разница в отношении». Четкость, внимание к мельчайшим деталям — по-прежнему основа корпоративного подхода к чему угодно, от создания новых финансовых продуктов до работы над визуальной айдентикой банка. В 2018 году по итогам совместной работы с агентством BBDO Branding на свет появилось новое позиционирование: «Просто. Четко. Компетентно». Оно отражает главный запрос со стороны клиентов: банковские продукты и сервисы должны делать финансовую сторону жизни легче, чтобы люди могли фокусироваться на том, что для них действительно важно. 
 
На стремление быть ближе к клиентам и демонстрировать человечный подход и человеческие эмоции клиенты отвечают взаимностью: в 2019 году на YouTube, например, появился многочасовой коуб, смонтированный из рекламного ролика карты «#всёсразу» — на выходе получился жизнерадостный и очень эмоциональный r’n’b-сет. Простой и четкий.
 

 
 
ЛЕГКОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СТОРОНЫ ЖИЗНИ 
 
За 25 лет своей истории в России Райффайзенбанк стал одним из ведущих универсальных банков, не изменяя главному принципу — делать жизнь клиентов проще и комфортнее. То, что Райффайзенбанк предлагает российским клиентам, — наглядный тому пример.
 
Кредиты — исторически флагманский продукт Райффайзенбанка — по-прежнему помогают в любой жизненной ситуации: ставка при рефинансировании кредитов остается фиксированной. Ознакомиться с условиями и подать заявку можно онлайн, приложив справку о доходах с сайта госуслуг, а решение принимается за одну минуту. 
 
Клиенты Райффайзенбанка могут рефинансировать не только потребительские, но и ипотечные кредиты — под минимальную ставку 7,89%. На еще более низкую ставку в 4,99% могут рассчитывать участники программы «Семейная ипотека» для заемщиков с детьми. Максимальная сумма кредита — 26 миллионов рублей, максимальный срок кредитования — 30 лет. Все подробности на сайте!
 
Длинный грейс-период позволяет пользоваться кредитной картой и не платить проценты. Кроме того, карта обеспечивает комфортные условия для снятия наличных, переводов на карты и оплаты штрафов и коммунальных услуг для новых клиентов. Оставить заявку можно на сайте банка.
 
Копить или купить? Перед держателями бесплатной  дебетовой Кэшбэк карты Райффайзенбанка такой дилеммы не стоит, ведь им больше не приходится выбирать категории или копить баллы. Они получают кэшбэк рублями каждый месяц за все покупки, оплаченные картой.
 
Сервисы Райффайзенбанка доступны не только в отделениях, но и в любом смартфоне — если на него установлено приложение «Райффайзен-Онлайн». С его помощью можно не только управлять личным бюджетом и следить за состоянием счетов, но и инвестировать не выходя из дома, а также оплачивать услуги и совершать переводы в рамках Системы быстрых платежей — онлайн, без комиссии. 
 
 
Рекламно-информационный материал.

 

Комментарии

Оставить комментарий
Лилия Литвина
Лилия Литвина
28 Января 2021
Круизы

Страна: Флаг России Россия

Россия фото
  • Валюта:
    рубль, RUB
  • Употребляемые языки:
    русский, татарский, армянский, осетинский, башкирский и т.д.
  • Получение визы:
    Безвизовый въезд
  • Столица:
    Москва
еще...

Москва

Москва фото

Также читают

Италия
Укрощение стихии
Укрощение стихии
Это и впрямь ураган. Буря, которая разрешает собой управлять. Полноприводные 610 л. с., облеченные в божественной красоты оболочку, позволяют чувствовать себя практически сверхчеловеком — по крайней мере, пока ты находишься в салоне Lamborghini Huracan. В этом вся магия суперкаров.