Жизнь с морем
Три мачты «Херсонеса», спущенного на воду на Гданьской верфи имени Ленина в 1989 году, в порту Севастополя видно издалека. Шутка ли — грот-мачта возвышается над водой почти на 50 метров, это выше 16-этажного дома. С 1991 до 2016 года парусник был приписан к Керчи, где с 2006 года врастал в ил, стоя на приколе, — это отдельная и, увы, грустная история, — а в октябре 2015-го, после воссоединения Крыма с Россией, ледоколом ФГУП «Росморпорт» фрегат был отбуксирован в Севастополь на судоремонтный завод «Звездочка», где, словно феникс, возродился из пепла.
«У нас, конечно, не гостиница, но условия в целом хорошие, — четвертый помощник капитана Дмитрий Кузнецов показывает четырехместную каюту, где мне предстоит провести две ночи. — Вся каюта в вашем распоряжении». Условия отличные: стол, стулья, диван, телевизор, шкаф для одежды, душ и туалет (простите — гальюн). Все, что нужно для работы и отдыха, есть.
Такие комфортабельные каюты появились на «Херсонесе» в 2000 году после переоборудования части 12-местных кубриков судна для тренизов — пассажиров, которые платили деньги за возможность пройтись под парусом (и работать наравне с командой и курсантами). Когда «Херсонес» находился под частичным управлением немецкой компании Inmaris, в плавании участвовало до 90 туристов. Во время одного из таких походов, в 1997-м, фрегат обошел мыс Горн на одних парусах — и с тех пор ни один из больших парусников такого класса не повторил это достижение. «Херсонес» и сейчас (как и другие парусники «Росморпорта») принимает пассажиров и тренизов, для этого на борту есть 12 мест. Попасть на судно можно, купив билет у турагента или агентств, обучающих парусному делу.
Будучи уже под российским флагом, «Херсонес» получил возможность вновь вписать свое имя в историю парусного флота. В 2016 году парусник принял участие в международной гонке на Черном море. В общем, с какой стороны ни посмотри — легендарный корабль.
У ФГУП «Росморпорт» есть контракты с несколькими морскими училищами страны, которые отправляют на «Херсонес» кадетов на практику на срок от двух до шести месяцев, и уровень подготовки курсантов может быть очень разным. «Можно за два месяца обучить «зеленого» курсанта?» — спрашиваю старшего боцмана Юрия Сидорова. «Конечно, можно, азы на самом деле не сложные. Будет, к примеру, все узлы знать — вещь полезная не только в море, но и в хозяйстве. После занятий по пожарной безопасности, отработки действий при нахождении человека за бортом или по покиданию судна останутся навыки, которые, может, понадобятся в будущем. Морское дело везде пригодится: если отучился на судового механика, то и на суше сможешь знания применить».
Весь такелаж на борту — рабочий. У каждой снасти свое предназначение, и первое, что должны сдать курсанты, — зачет по такелажу, общая протяженность которого 70 километров, а площадь парусов — почти 3000 квадратных метров. Для облегчения теории часть такелажа выделена цветом: гитовы — красные, гордени — желтые, шкоты — синие. «Выучишь снасти — потом легче будет, — говорит Юрий Сидоров. — Через два месяца разбуди любого нашего курсанта в ночи, все ответит без запинки. Обучившись азам здесь, кадеты получают пропуск в морской мир — после парусника смогут работать что на ледоколе, что на контейнеровозе».
Возраст курсантов варьируется от 16 до 28 лет, в одном наборе могут быть и первокурсники училища, и выпускники вузов. Одинаковых людей нет, кто-то воспринимает информацию быстрее, кто-то «рукастый», кто-то сообразительный. Есть и такие, для кого корабельная жизнь сперва становится шоком: драить палубу или гальюн, нести вахту на камбузе или в машинном отделении, работать со снастями до кровавых мозолей на руках — именно на практике кадеты могут проверить, правильно ли они выбрали для себя профессию. И именно поэтому, по утверждению старшего боцмана, с первокурсниками работать интереснее всего — очень ценно видеть, как человек эволюционирует, как меняются его привычки.
* * *
На палубе царит оживление. Грот-боцман проводит занятия по парусному авралу, курсанты работают на реях грот-мачты. Со стороны человека несведущего действия ребят филигранно точны, но боцман, похоже, недоволен, и кадеты раз за разом расправляют и собирают паруса. Когда сверху спускается первая группа «верхолазов», спрашиваю, каково там, на высоте. «Нормально, уже привычно, — отвечают парни в унисон, потирая руки. — Надо же боцмана порадовать. Первый раз поднялись наверх через неделю после прибытия на практику, и, конечно, тогда было страшно. И не верьте тому, кто будет утверждать обратное». На смену им спешит следующая группа, среди них пара ребят, которые полчаса назад ремонтировали прожектор на носу судна. Еще мгновение, и они ловко поднимаются по вантам.
Даже если курсанты не стоят на вахте, свободное время появляется у них только после ужина, который на «Херсонесе» начинается в 17.30. Все остальное время они или учатся, или занимаются приборкой: драят палубу, что-то постоянно подкрашивают, подтягивают, полируют — по негласному морскому правилу все элементы из цветного металла на борту должны блестеть. И блестят!
В аудитории для отдыха курсантов есть телевизор, настольные игры и… пианино. По заверениям четвертого помощника капитана Дмитрия Кузнецова, инструмент не стоит без дела, раз в год его настраивает специально приглашенный мастер. За все пять раз, что я заглядывал в аудиторию для отдыха (в надежде поговорить с кадетами в непринужденной обстановке), я никого здесь не заставал. За исключением одного раза — двое курсантов явно что-то учили, и я не стал их отвлекать.
Если фрегат стоит в порту, после ужина свободные курсанты могут сойти на берег — но вернуться они обязаны до 22 часов. «У нас есть ребята из Мурманска, — продолжает старший боцман. — Возможно, они и не попадут больше в Крым, закончат вуз и будут служить и работать у себя на Севере, ходить по Северному морскому пути. Поэтому есть возможность — изучай город, пропитывайся его атмосферой».
* * *
Любопытно, что возрождение фрегата после десятилетнего забвения не обошлось без помощи курсантов. Вместе с сотрудниками завода «Звездочка» они наводили последний лоск перед тем, как «Херсонес» впервые за долгое время самостоятельно вышел в море. Пока на его борту кадеты будут постигать азы морского ремесла, корабль будет жить. И восхищать своим стремительным силуэтом и парусами, глядя на которые кто-то наверняка захочет связать свою жизнь с морем.
ОСНОВЫ ЯХТИНГА
Попасть на большой парусник могут немногие, но если вас манит морская романтика, то можно заняться малым парусным спортом. И для этого не обязательно быть миллионером. С чего начать? Мы поговорили на эту тему с Сергеем Дадыкой (на фото второй справа), советником генерального директора ФГУП «Росморпорт».
— Путь в мир яхтинга начинается...
— С желания. В России яхтинг доступен во всех широтах. Есть семь категорий спортивных парусников в зависимости от их конструкции и снабжения: от шестой, когда парусное судно может ходить только в прибрежных водах при простых погодных условиях в светлое время суток, до нулевой, когда парусник практически неограниченно используется в любых акваториях.
— А сколько надо учиться, чтобы самому плавать на яхте?
— Для того чтобы просто отдохнуть под парусом, обучаться необязательно. Достаточно прийти в яхт-клуб и взять напрокат яхту со шкипером. А вот чтобы управлять яхтой самостоятельно, придется пройти обучение. Теоретический курс рассчитан на 3–4 недели, а практический — на неделю-полторы. В России множество яхтенных школ, в том числе аккредитованных международными яхтенными ассоциациями.
— Какие сложности ожидают новичка в парусном спорте?
— Первый вопрос, который должен поставить перед собой любой романтик, видевший яхты только в кино: а осилю ли я плавание под парусом? Не следует сразу оплачивать обучение. Запишитесь сначала в какой-нибудь экипаж в качестве матроса и испытайте себя. Многие не могут преодолеть морскую болезнь — а на любой воде почти всегда есть качка.
— А что нужно, чтобы попасть в экипаж яхты?
— В интернете найти яхту, где есть свободное место. Иногда присоединиться к экипажу можно бесплатно. Кстати, на парусниках нет пассажиров — с юридической точки зрения любой, кто находится на яхте в плавании, является членом экипажа. Попробовать свои силы в яхтинге можно в любом яхт-клубе. Или на любительских соревнованиях.
— Как такие соревнования найти?
— На сайтах Всероссийской федерации парусного спорта, а также яхт-клубов. В команде обязательно должны быть один-два яхтсмена с правами капитана, остальные могут выходить на воду впервые.
Страна: Россия
-
- Валюта:
- рубль, RUB
-
- Употребляемые языки:
- русский, татарский, армянский, осетинский, башкирский и т.д.
-
- Получение визы:
- Безвизовый въезд
-
- Столица:
- Москва
Комментарии
Чтобы мы могли показать ваше имя и аватарку, пожалуйста зайдите на сайт через одну из соц.сетей