Двигаться вперед

Двигаться вперед

За последнюю сотню лет автомобиль успел превратиться из роскоши в средство передвижения, а затем — оказаться на переднем крае борьбы с глобальным потеплением. ДВС постепенно уходят в прошлое, им на смену приходят электромоторы и установки, работающие на водороде, — и не только под капотом легковых авто. 

23,53 литра на 100 километров — по современным меркам немалый аппетит, если только речь не идет о 32-тонном автопоезде. Для большегрузных автомобилей это рекорд экономии, который нынешним летом установил тягач Scania R 410 на соревнованиях Green Truck 2021, которые проводят немецкие отраслевые издания Verkehrs-Rundschau и Trucker. Чтобы побороться за звание самого «зеленого» грузовика, машины должны преодолеть 342,8 километра по автобанам, грунтовкам и холмам, потратив как можно меньше солярки. Между прочим, грузовики Scania получают звание самого экономичного и экологичного коммерческого автомобиля в своем классе пятый раз подряд — однако на этом устремления шведского бренда к экологически чистому будущему не заканчиваются.
 
 
Немного цифр. Ежегодно автомобили на дорогах мира выбрасывают в атмосферу порядка 3 гигатонн CO2. Справедливости ради,  это только 9% от общего объема мировых выбросов. Несмотря на то что у автотранспорта имидж едва ли не главного загрязнителя планеты, на туристический сектор, например, приходится столько же выбросов. А углеродный след, оставляемый всеми автомобилями мира, сопоставим с тем, который производят всего полтора десятка морских сухогрузов.
 
Автопроизводители предпринимают немало усилий, чтобы снизить воздействие своей продукции на окружающую среду. Лидеры направления родом из Швеции, и это далеко не случайно. Шведский премьер Стефан Левен, анонсируя вступающий там в 2030 году запрет на продажу легковых и грузовых автомобилей с ДВС, отметил, что именно Швеция должна стать первым в мире государством, отказавшимся от нефтяных энергоносителей. И не обязательно в пользу электродвигателей. 
 
 
В сфере грузовых перевозок альтернатив привычному дизелю несколько. Одно из активно набирающих обороты решений — двигатели, работающие на природном газе. Природный газ — это не что иное как метан, добываемый из пустот в земной коре. Молекула метана содержит только один атом углерода, поэтому при его сгорании образуется намного меньше углекислого газа в сравнении с дизелем. Чтобы приводить в движение мотор грузовика, метан можно сжать под давлением в 200 атмосфер (так получается компримированное газовое топливо), а можно охладить до состояния криогенной жидкости. В сжиженном состоянии метан в три раза плотнее, чем в сжатом, — а значит, еще энергоэффективнее и экологичнее. Грузовик, в баки которого залит биогаз, производит на 90% меньше выбросов CO2 по сравнению с аналогичным дизельным и может проехать 1100 километров без дозаправки.
 
Грузовые автомобили со столь впечатляющими показателями можно увидеть не только в Швеции, но и у нас в стране. В апреле этого года в Россию прибыл юбилейный, 1000-й по счету, тягач Scania на газомоторном топливе, а за месяц до этого шведы поставили в Иркутскую область первый лесовоз, работающий на сжатом природном газе. Суровые погодные условия, большие нагрузки — для грузовика-сортиментовоза это настоящая разведка боем. Впрочем, в Scania уверены, что в недалеком будущем грузовики научатся и вовсе обходиться без ископаемого топлива. На родине бренда это будущее уже потихоньку наступает: например, под занавес нынешнего лета на улицы Гётеборга, второго по величине города Швеции, выехал первый в стране мусоровоз Scania на водородном топливе. Автомобиль, ставший результатом 18-месячного труда Scania, производителя кузовов JOAB, разработчика топливных элементов Powercell Sweden и мусороперерабатывающей компании Renova, абсолютно бесшумен, а вместо выхлопных газов выделяет водяной пар. 
 
 
Как и в легковом автопроме, в сфере грузоперевозок автомобили с водородными двигателями мчатся в будущее наравне с электрокарами. Первый в мире грузовик с электроприводом — им стал 7,5-тонный автомобиль для городских перевозок — был создан 15 лет тому назад. Под капотом крупнотоннажных грузовиков электродвигатели  появились и того позже, а на реальных дорогах такие машины и сегодня встречаются крайне редко. Впрочем, с развитием зарядной инфраструктуры и появлением емких аккумуляторов всё может быстро измениться.
 
В прошлом году Scania представила полностью электрический грузовой автомобиль с запасом хода до 250 километров — при условии, что на нем установлены девять аккумуляторных батарей. На зарядку этого арсенала требуется чуть более полутора часов — а если количество батарей сократить до пяти (этого будет достаточно, чтобы проехать около 130 километров), то пополнить их емкость можно будет всего за 55 минут. И никакого шума и выбросов в пути! Директор по новым технологиям Scania Андерс Лампинен уверен, что приобретение техники с электроприводом — это не только долгосрочная экономия, но и инвестиции в имя транспортной компании на рынке грузовых перевозок,  который меняется на наших глазах.
 

Сегодня транспорт, работающий на углеводородном топливе, отвечает за  40% вредных выбросов в атмосфере мегаполисов. Электротранспорт может существенно снизить эту цифру — при условии, что ключевые игроки рынка будут инвестировать не только в развитие инфраструктуры, но и в переработку аккумуляторов. В области утилизации батарей Scania c 2018 года сотрудничает со шведской компанией Northvolt. В планах этого партнерства — добиться к 2030 году, чтобы поставки 50% сырья для производства новых аккумуляторов обеспечивались за счет отработанных батарей.

Фотографии для материала предоставлены SCANIA.

Комментарии

Оставить комментарий
Ира Грант
Ира Грант
28 Октября 2021