НАУЧНЫЙ ГОРОД

НАУЧНЫЙ ГОРОД

Эпоха географических открытий закончилась, но время первооткрывателей продолжается. Этой весной на российскую ледовую самодвижущуюся платформу «Северный полюс», судно, не имеющее аналогов, высадится второй десант исследователей Арктики. Ученым предстоит продолжить ее комплексное изучение по всем направлениям — атмосфера, ледяной покров, состав воды, течения. Проект реализуется при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии России.

Задачи, которые стоят перед российскими учеными, носят, без преувеличения, глобальный характер, а инструменты для работы — уникальны. Ледовая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс», предназначенная для круглогодичных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана, вышла в первый рейс из Мурманска в сентябре прошлого года. В начале октября судно пришвартовалось к кромке ледового поля площадью более 40 квадратных километров примерно в 800 километрах севернее Новосибирских островов.

Сейчас платформа вмерзла в лед и вместе с колоссальным объемом замерзшей воды медленно дрейфует на запад. Предсказать траекторию невозможно, но рано или поздно платформа достигнет пролива Фрама, разделяющего Гренландию и остров Шпицберген, после чего вернется своим ходом в Мурманск, где начнется подготовка к новой экспедиции.

 

*****

Российская (тогда еще советская) программа дрейфующих полярных станций началась в 1937 году с экспедиции «Северный полюс-1» под руководством Ивана Папанина. Нынешняя программа исследований, стартовавшая в октябре прошлого года, носит 41-й порядковый номер и кардинально отличается от всего того, что делали ученые раньше. Прежде исследователи высаживались на дрейфующую льдину и проводили на ней несколько месяцев кряду. В 2013 году работу станции «Северный полюс-40» пришлось свернуть раньше запланированного срока: пребывание на разрушающейся льдине стало опасно для жизни полярников. До прошлого года масштабные исследования в Арктике были практически прекращены. Ученым не удавалось найти подходящую льдину, достаточно прочную и большую для многомесячных работ.

Впервые идею вести наблюдения в высоких полярных широтах не со льдины, а с борта судна, вмороженного в лед, предложил Иван Фролов, возглавлявший Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) с 1992 по 2017 год. Воплощать смелую идею в жизнь выпало уже на долю Александра Макарова, ученика исследователя и его преемника на посту директора ААНИИ.

ЛСП — единственное в мире судно, способное круглогодично работать в высоких полярных широтах и обеспечивать весь спектр научных изысканий в Арктике. Специальная форма корпуса платформы не позволяет льдам сдавить судно — они его просто выталкивают наверх, а благодаря полной автоматике экипаж ЛСП составляет всего 14 человек. Научный же персонал насчитывает 34 специалиста самого широкого профиля. «Ученые выполняют около 50 видов исследований, изучают снимки из космоса, метеосводки, пробы снега, воды, льда, воздуха. Это важно не только для изучения климата, но и для развития навигации по Северному морскому пути, — говорит глава Минприроды России Александр Козлов. — Платформа — это и рабочее место, и дом: сотрудники живут в комфортных условиях, первые полярные экспедиции могли об этом только мечтать. На льду развернули научный лагерь — десятки тонн техники и оборудования, работают несколько уникальных измерительных комплексов, установленных на самой платформе. Весной будет смена состава экспедиции, исследователи, которые проработали осень и зиму в Арктике, вернутся домой».

*****

Основной научный лагерь, как и прежде, расположен на льдине — примерно в 500 метрах от судна. Он включает в себя каркасные быстровозводимые корпуса — лаборатории, магнитный павильон, полигон «Торос», трансформаторную будку. Примерно в 16 километрах от ЛСП размещена группировка из 15 автономных буев отечественного производства. Часть исследований проходит на борту: здесь расположено оборудование, которое по разным причинам нельзя разместить на льду. Например, уникальный океанографический комплекс весом около тонны. С его помощью можно изучать параметры воды на любой глубине. Эта информация важна для обновления карт течений, позволяет увидеть, как воды Атлантического и Тихого океанов перемещаются в Северный Ледовитый океан, ведь теплая вода оказывает влияние на таяние льдов. «Символично, что мы возродили программу дрейфующих полярных станций в год ее 85-летия, — говорит Александр Макаров, директор ААНИИ. — Это один из самых успешных научных проектов за последние десятилетия. И у меня нет сомнений, что экспедиция «Северный полюс» будет важнейшим проектом в Арктике не только в России, но и в мире».

На платформе оборудовано 17 лабораторий, охватывающих весь комплекс изучения Арктики: ионосферные наблюдения, геологические, химические и экологические исследования, изучение ледовых нагрузок и механики разрушения льда, акустической томографии Арктического бассейна, исследования пограничного слоя атмосферы, магнитные и гравитационные изыскания. Это настоящий плавучий научный город.

Колоссальный объем работ проделали гляциологи. За несколько месяцев они изучили сотни образцов льда, его морфометрические, механические и прочностные свойства. С помощью гидролокатора было проведено масштабное обследование нижней поверхности льда.

Анализы проб грунта и воды показали изменения видового состава, количественных параметров фитопланктона, зоопланктона и бентоса — совокупности живых организмов, обитающих в грунте на дне. Эти исследования помогут обновить геологические карты Арктики. Все полученные данные передаются на Большую землю, в частности они постоянно подгружаются в систему «Север», разработанную ААНИИ, которой пользуются все компании, работающие на Северном морском пути. В перспективе обработанный массив данных можно будет использовать для уточнения прогнозов ледовой обстановки для безопасной и эффективной навигации по Северному морскому пути, в прогнозе климатических изменений на ближайшие годы и десятилетия.

Расчетный срок службы платформы — 25 лет. Но, по словам Александра Макарова, в научной среде все понимают, что судно будет работать дольше — возможно, 30 и даже 40 лет. «Это означает, что у нас существенно расширяется горизонт планирования, появляется возможность проведения долгосрочных исследований. А у молодых ученых есть перспектива и возможность реализовать себя в профессии, — отмечает директор ААНИИ. — Российская наука вернулась в Арктику надолго и на новых организационных и технологических принципах». 

 

Комментарии

Оставить комментарий
Алексей Кукаевский
Алексей Кукаевский
2 Марта 2023

Также читают

Россия / Сочи
НА ВОЛНЕ ВДОХНОВЕНИЯ
НА ВОЛНЕ ВДОХНОВЕНИЯ
Морской круиз открывает невероятные возможности для отдыха: новые места, изысканная кухня, сервис на высочайшем уровне. 29 апреля круизный 11-палубный лайнер Astoria Grande начал новый сезон увлекательных путешествий из Сочи.
Россия / Пятигорск
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Едва сойдя с трапа самолета в Минеральных водах, ты чувствуешь: что-то изменилось. Другой воздух, другие люди, другие звуки. Поначалу непривычно. Но вот вы садитесь в машину, осматриваетесь по сторонам. Справа горы, слева — место дуэли Лермонтова, прямо вырисовывается стела с надписью «Пятигорск». Литературное путешествие по Северному Кавказу начинается.
ИДЕАЛЬНЫЕ КОМПАНЬОНЫ
ИДЕАЛЬНЫЕ КОМПАНЬОНЫ
С каждым годом поклонников активного туризма в России становится все больше. При этом не обязательно подниматься в горы, сплавляться по бурным рекам или отправляться в недельный поход с тяжелым рюкзаком за спиной.
Россия
«Складские» истории
«Складские» истории
Легенды и предания о «зачарованных кладах» будоражат умы искателей на протяжении веков. С кладами связана сакральная, почти мистическая предопределенность: его должен найти именно тот, кому он предназначен, и в положенное время. Неспроста на Псковской земле распространено мнение, что клады, которым «пришел срок», — «сами открываются».
Россия
Откосить не получиться
Откосить не получиться
Русская коса — инструмент, казалось бы, забытый сегодня. В сельском хозяйстве технологии почти вытеснили ручной труд, и косы сейчас можно увидеть лишь в руках отдельно взятых фермеров. Но вот уже который год на Урале проходит фестиваль, который не только собирает в одном месте поклонников этого инструмента со всего света, но и старается возродить полузабытые традиции.
Россия
ДРУГОЕ ЛИЦО СЕВАСТОПОЛЯ
ДРУГОЕ ЛИЦО СЕВАСТОПОЛЯ
Удачное географическое расположение Севастополя неоднократно становилось камнем преткновения на международной политической арене. И порой это приводило к настоящим трагедиям, из которых вырастали истории непревзойденного мужества, которые бережно хранятся жителями города-героя. Но что было — то прошло. Сегодня Севастополь старается извлечь максимальную выгоду из своего географического положения, и, надо признать, получается это у города вполне неплохо. 
Россия
Балаково
Балаково
Балаково — город в Саратовской области, на юго-востоке европейской части России. Он знаменит тем, что здесь родился легендарный военачальник Василий Чапаев. А еще город уникален наличием сразу трех электростанций: атомной, тепловой и гидроэлектростанции.   
Россия
Рыбинск
Рыбинск
Рыбинск — небольшой, но старинный город в Ярославской области, в 80 километрах от Ярославля. Вплоть до начала ХХ века он считался крупнейшим центром в России торговли зерном, был известен также как «город бурлаков». Кроме того, в городе действовал автомобильный завод «Русский Рено».  
Россия
Ангарск
Ангарск
Российский город Ангарск, расположенный в Иркутской области в Восточной Сибири известен как крупный промышленный центр нефтяной, химической и атомной промышленности. Кроме того, здесь находится первый в России частный музей часов.
Россия
Тамбов
Тамбов
Тамбов расположен в центре европейской части России. По меркам мегаполисов он слишком мал, малым городом тоже назвать сложно. Знаменит он как среда обитания «волка-товарища» из народной поговорки и место, куда хочет уехать некий мальчик из популярной песни. Но город примечателен не только этим.