Быстрый вход / регистрация (кликните на вашу соцсеть)
Через мороз

Через мороз

Участники

Разумеется, только по-настоящему неординарным путешественникам под силу такой автопробег. Да и вряд ли кто-то доверил бы сверхтяжелые испытания автомобилей «людям с улицы». В экспедиции участвовали только подлинные мастера. Руководителями были организатор и участник множества автопробегов по Северу, опытнейший путешественник Алексей Симакин и «автор» четырех рекордов, занесенных в Книгу рекордов Гиннесса, легендарный немецкий автопутешественник Райнер Цитлоу. Ремонтом в пути занимались (не без помощи остальных экспедиционеров, конечно) Андрей Иванов, ветеран афганской войны, один из лучших российских автомехаников, и Алексей Воробьёв. Врач экспедиции — спасатель первого класса, не раз принимавший участие в автопробегах Александр Нестеров. Снимали путешествие на фото и видео Илья Новиков, Рафаэль Усманов и Геннадий Парамонов, а также ведущий телеканала «Моя планета» Денис Соломович. По словам Алексея Симакина, одной из главных и наименее прогнозируемых задач, стоявших перед экспедицией, было превратиться в единую слаженную команду, ведь на протяжении двух месяцев участникам предстояло практически в отрыве от цивилизации, как космонавтам на орбите, работать в сложных условиях на пределе выносливости и в постоянном нервном напряжении.

Машины

Хотя Volkswagen Amarok и обладает неплохими внедорожными «навыками», стоковому автомобилю такое приключение было бы не под силу. Поэтому машины прошли специальную подготовку. Так, штатная раздатка и мосты были взяты от всем известной «шишиги», ГАЗ-66. На каждое колесо поставили двойные пружинно-амортизационные блоки подвески от ВАЗ-2108, а самих колес у каждого «Северного волка», как назвали доработанные пикапы, было по два набора: для дорог и зимников — шипованные колеса от бронетранспортера, а для глубокого снега — гигантские «Арктиктранс» низкого давления. На все колеса поставили дисковые тормоза, на машины наварили дуги, защищающие экипаж в случае переворачивания, и прочие силовые элементы, пикапы снабдили лебедками и другими необходимыми в экстремальном путешествии дополнениями. Кузов же, коробка передач и двигатель (165-сильный, двухлитровый четырехцилиндровый рядный турбодизель) остались «родные». Кстати, значительную часть маршрута вместе с «Волками», ко всеобщему удивлению, прошли и три стоковых пикапа, а один из них доехал даже до Чукотки.

В царстве холода

Когда после финиша у Райнера Цитлоу спросили о трудностях и неожиданностях экспедиции, он ответил, что до «Пути северного волка» даже не представлял себе, что такое по-настоящему холодно. На некоторых участках маршрута температура за бортом пикапов падала до –50 °С. Для людей это было тяжело, но терпимо — выручали подготовка и хорошее снаряжение. Механизмам приходилось сложнее. Фотоаппараты и видеокамеры отказывались снимать — объективы мгновенно покрывались морозными узорами, и их приходилось отогревать под одеждой. Как сосульки, со звоном лопались болты в подвеске, и их приходилось часто менять, пока не потеплело до –20 °С. Глушить двигатели было нельзя, ведь, несмотря на специальную систему обогрева, завести их после холодной ночи, скорее всего, не удалось бы.

Впрочем, экспедиция часто и не делала ночных остановок — двигались сутки напролет, а водители, сменяясь, просто перебирались спать на заднее сиденье. Если же все-таки останавливались на ночь, то строили из снежных блоков домик-иглу, внутри которого разбивали палатку. Некоторые же члены экипажа предпочитали рыть индивидуальные норы в снегу. Ночевать там тепло и уютно, одна проблема — не так легко разыскать спящего индивидуалиста утром, когда его нору занесло метелью.

Порой десятки километров приходилось буквально прокапываться через сугробы, а однажды, там, где оказались бессильны люди с лопатами, на помощь пришел гусеничный тягач — только он сумел вытащить пикапы из снежного моря. Но случалось и так, что рассчитывать на стороннюю помощь было бессмысленно. Алексей Симакин рассказывал, как однажды экспедиция, двигаясь в густом, сводящем видимость почти к нулю тумане, отклонилась от проложенного по GPS трека и оказалась на длинной узкой косе, плавно уходящей в Северный Ледовитый океан. Когда стало понятно, что верный маршрут лежит ощутимо южнее и если продолжить двигаться, то есть вероятность доехать разве что до полюса, но никак не до Камчатки, экспедиционеры опрометчиво решили не возвращаться по своим следам, а выехать на трек кратчайшим путем. В тумане, ночью, среди торосов. По словам Алексея, то, что он увидел утром, когда туман рассеялся, больше всего напоминало диораму последствий танкового сражения на Курской дуге. Тут и там, в сотнях метров друг от друга замерли пикапы. Один — уткнувшись радиатором в глыбу льда, второй — закопавшись по самый кунг в снег, третий — диагонально вывешенный над трещиной во льду. Как выбираться на зимник? Как вообще стронуть машины с места? Тогда путешественники едва не пали духом, потому что на миг показалось: все, экспедиция провалена. Но нет, упорство и мастерство помогли вызволить машины из ледового плена и продолжить гонку.

Олимпийский дух

Помимо сугубо спортивных и технических задач по установлению рекорда и испытанию машин у участников были и иные цели, так сказать символические. Экспедиция была посвящена грядущим Олимпийским играм в Сочи, и посол Олимпиады передал путешественникам свиток с пожеланиями от президента оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрия Чернышенко, который им предстояло везти с собой и демонстрировать местному населению, чтобы донести до него дух олимпийского движения. Приятно отметить, что в городках и поселках Крайнего Севера люди с огромным энтузиазмом принимали посланников Олимпиады. Живущие в ярангах и ПГТ искренне переживали за олимпийское движение, чувствовали свою сопричастность ему и всячески старались помочь экспедиции, например обучая обрядам задабривания духов дороги. Путешественники отнеслись к соблюдению местных обычаев без предубеждения: «бурханили», привязывали ленточки к священным деревьям, делились с духами едой и напитками. Возможно, именно духи снегов и гор поддержали экспедицию, но хочется верить, что ее успех — исключительно заслуга самих путешественников, их стойкости и мастерства. 

 

Комментарии

Оставить комментарий
Пётр Васин
Пётр Васин
10 Апрель 2014

Страна: Флаг России Россия

Россия фото
  • Валюта:
    рубль, RUB
  • Употребляемые языки:
    русский, татарский, армянский, осетинский, башкирский и т.д.
  • Получение визы:
    Безвизовый въезд
  • Столица:
    Москва
еще...

Также читают

Рыцарь Антарктики
Рыцарь Антарктики
Имя Эрнеста Генри Шеклтона в разговорах о покорении Антарктики вспоминают сразу после Скотта и Амундсена. И это несмотря на то, что ни одна из затеянных им экспедиций не достигла своей цели — а в последней и сам Шеклтон распрощался с жизнью. Неудачен был и его «антарктический дебют» в команде Роберта Скотта, когда тот в первый раз попытался достичь Южного полюса. И все же и сам Скотт, и следующие поколения полярных исследователей многим обязаны Шеклтону.
Франция / Париж
Парижский автосалон 2012
Парижский автосалон 2012
Автосалон в Париже
Италия
Укрощение стихии
Укрощение стихии
Это и впрямь ураган. Буря, которая разрешает собой управлять. Полноприводные 610 л. с., облеченные в божественной красоты оболочку, позволяют чувствовать себя практически сверхчеловеком — по крайней мере, пока ты находишься в салоне Lamborghini Huracan. В этом вся магия суперкаров.
Россия
Личное дело
Личное дело
Бизнес-седаны путешествуют редко — максимум довозят хозяина от дома до офиса. Между тем их не зря снабжают разнообразными электронными ассистентами и салоном повышенной комфортности. Так, может, и для вояжей между городами бизнес-седан — это то, что нужно? Чтобы проверить это, мы прокатились из Москвы в Казань и обратно на новеньком Lexus ES.
Багаж впечатлений
Багаж впечатлений
Все мы любим путешествовать. Настолько, что даже серьезно омрачившаяся за эту зиму экономическая реальность не превратила нас в домоседов. Туроператоры с удивлением обнаружили, что неутешительные прогнозы относительно падения спроса на традиционные майские путевки оказались слишком пессимистичны: 75% тех, кто провел за рубежом прошлогодние праздники, в этом году снова пакуют чемоданы. А прибавьте к ним все растущее число тех, кто отправляется в путь самостоятельно! Конечно, кое-что пришлось скорректировать: наши путешествия стали несколько короче, ближе… и разнообразнее. В конце концов, это даже пошло нам на пользу.
Швейцария / Женева
Женевский автосалон
Женевский автосалон
Автовыставка
Чтобы лето не кончалось
Чтобы лето не кончалось
Для большинства из нас лето — это отпуск, возможность заняться тем, что нравится, и провести время так, как хочется. Увы, все хорошее рано или поздно заканчивается, но вечное лето — совсем не фантастическая мечта. Почему бы не поиграть с временами года, меняя их местами по своему усмотрению, перебравшись в Южное полушарие?
Свободное плавание
Свободное плавание
2013 год для Арктики стал действительно историческим: в конце лета льды впервые освободили мореходам оба великих пути, Северный и Северо-Западный проходы. Природа наконец подарила человечеству то, о чем оно грезило как минимум c XVI столетия, — возможность свободно провести суда через Северный океан и не застрять во льдах. Discovery вспоминает, как это было.
Россия
Проверено севером
Проверено севером
Забудем о тестах шин на специально подготовленном полигоне — мы решили отказаться от привычной методики и подойти к испытаниям по-другому: «обули» Jeep Cherokee в новые покрышки Goodyear UltraGrip Ice Arctic SUV и отправились на Кольский полуостров, чтобы протестировать колеса в экстремальных условиях Крайнего Севера.
Россия
Век российской Арктики
Век российской Арктики
Сохранилась русская карта Арктики 1904 года: в ее центре почти до самых канадских берегов красуется белое «неизслѣдованное пространство» — с точкой Северного полюса в середине. Но уже в 1914-м пароходы «Таймыр» и «Вайгач» впервые проходят будущий Севморпуть с востока на запад, экспедиция Георгия Седова пытается покорить полюс, а в столице выбирают имя для «последнего великого географического открытия» — Северной Земли. А что происходит в Арктике сегодня, спустя столетие?
Подписка на журнал