Через мороз

Через мороз

Участники

Разумеется, только по-настоящему неординарным путешественникам под силу такой автопробег. Да и вряд ли кто-то доверил бы сверхтяжелые испытания автомобилей «людям с улицы». В экспедиции участвовали только подлинные мастера. Руководителями были организатор и участник множества автопробегов по Северу, опытнейший путешественник Алексей Симакин и «автор» четырех рекордов, занесенных в Книгу рекордов Гиннесса, легендарный немецкий автопутешественник Райнер Цитлоу. Ремонтом в пути занимались (не без помощи остальных экспедиционеров, конечно) Андрей Иванов, ветеран афганской войны, один из лучших российских автомехаников, и Алексей Воробьёв. Врач экспедиции — спасатель первого класса, не раз принимавший участие в автопробегах Александр Нестеров. Снимали путешествие на фото и видео Илья Новиков, Рафаэль Усманов и Геннадий Парамонов, а также ведущий телеканала «Моя планета» Денис Соломович. По словам Алексея Симакина, одной из главных и наименее прогнозируемых задач, стоявших перед экспедицией, было превратиться в единую слаженную команду, ведь на протяжении двух месяцев участникам предстояло практически в отрыве от цивилизации, как космонавтам на орбите, работать в сложных условиях на пределе выносливости и в постоянном нервном напряжении.

Машины

Хотя Volkswagen Amarok и обладает неплохими внедорожными «навыками», стоковому автомобилю такое приключение было бы не под силу. Поэтому машины прошли специальную подготовку. Так, штатная раздатка и мосты были взяты от всем известной «шишиги», ГАЗ-66. На каждое колесо поставили двойные пружинно-амортизационные блоки подвески от ВАЗ-2108, а самих колес у каждого «Северного волка», как назвали доработанные пикапы, было по два набора: для дорог и зимников — шипованные колеса от бронетранспортера, а для глубокого снега — гигантские «Арктиктранс» низкого давления. На все колеса поставили дисковые тормоза, на машины наварили дуги, защищающие экипаж в случае переворачивания, и прочие силовые элементы, пикапы снабдили лебедками и другими необходимыми в экстремальном путешествии дополнениями. Кузов же, коробка передач и двигатель (165-сильный, двухлитровый четырехцилиндровый рядный турбодизель) остались «родные». Кстати, значительную часть маршрута вместе с «Волками», ко всеобщему удивлению, прошли и три стоковых пикапа, а один из них доехал даже до Чукотки.

В царстве холода

Когда после финиша у Райнера Цитлоу спросили о трудностях и неожиданностях экспедиции, он ответил, что до «Пути северного волка» даже не представлял себе, что такое по-настоящему холодно. На некоторых участках маршрута температура за бортом пикапов падала до –50 °С. Для людей это было тяжело, но терпимо — выручали подготовка и хорошее снаряжение. Механизмам приходилось сложнее. Фотоаппараты и видеокамеры отказывались снимать — объективы мгновенно покрывались морозными узорами, и их приходилось отогревать под одеждой. Как сосульки, со звоном лопались болты в подвеске, и их приходилось часто менять, пока не потеплело до –20 °С. Глушить двигатели было нельзя, ведь, несмотря на специальную систему обогрева, завести их после холодной ночи, скорее всего, не удалось бы.

Впрочем, экспедиция часто и не делала ночных остановок — двигались сутки напролет, а водители, сменяясь, просто перебирались спать на заднее сиденье. Если же все-таки останавливались на ночь, то строили из снежных блоков домик-иглу, внутри которого разбивали палатку. Некоторые же члены экипажа предпочитали рыть индивидуальные норы в снегу. Ночевать там тепло и уютно, одна проблема — не так легко разыскать спящего индивидуалиста утром, когда его нору занесло метелью.

Порой десятки километров приходилось буквально прокапываться через сугробы, а однажды, там, где оказались бессильны люди с лопатами, на помощь пришел гусеничный тягач — только он сумел вытащить пикапы из снежного моря. Но случалось и так, что рассчитывать на стороннюю помощь было бессмысленно. Алексей Симакин рассказывал, как однажды экспедиция, двигаясь в густом, сводящем видимость почти к нулю тумане, отклонилась от проложенного по GPS трека и оказалась на длинной узкой косе, плавно уходящей в Северный Ледовитый океан. Когда стало понятно, что верный маршрут лежит ощутимо южнее и если продолжить двигаться, то есть вероятность доехать разве что до полюса, но никак не до Камчатки, экспедиционеры опрометчиво решили не возвращаться по своим следам, а выехать на трек кратчайшим путем. В тумане, ночью, среди торосов. По словам Алексея, то, что он увидел утром, когда туман рассеялся, больше всего напоминало диораму последствий танкового сражения на Курской дуге. Тут и там, в сотнях метров друг от друга замерли пикапы. Один — уткнувшись радиатором в глыбу льда, второй — закопавшись по самый кунг в снег, третий — диагонально вывешенный над трещиной во льду. Как выбираться на зимник? Как вообще стронуть машины с места? Тогда путешественники едва не пали духом, потому что на миг показалось: все, экспедиция провалена. Но нет, упорство и мастерство помогли вызволить машины из ледового плена и продолжить гонку.

Олимпийский дух

Помимо сугубо спортивных и технических задач по установлению рекорда и испытанию машин у участников были и иные цели, так сказать символические. Экспедиция была посвящена грядущим Олимпийским играм в Сочи, и посол Олимпиады передал путешественникам свиток с пожеланиями от президента оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрия Чернышенко, который им предстояло везти с собой и демонстрировать местному населению, чтобы донести до него дух олимпийского движения. Приятно отметить, что в городках и поселках Крайнего Севера люди с огромным энтузиазмом принимали посланников Олимпиады. Живущие в ярангах и ПГТ искренне переживали за олимпийское движение, чувствовали свою сопричастность ему и всячески старались помочь экспедиции, например обучая обрядам задабривания духов дороги. Путешественники отнеслись к соблюдению местных обычаев без предубеждения: «бурханили», привязывали ленточки к священным деревьям, делились с духами едой и напитками. Возможно, именно духи снегов и гор поддержали экспедицию, но хочется верить, что ее успех — исключительно заслуга самих путешественников, их стойкости и мастерства. 

 

Комментарии

Оставить комментарий
Пётр Васин
Пётр Васин
10 Апрель 2014

Страна: Флаг России Россия

Россия фото
  • Валюта:
    рубль, RUB
  • Употребляемые языки:
    русский, татарский, армянский, осетинский, башкирский и т.д.
  • Получение визы:
    Безвизовый въезд
  • Столица:
    Москва
еще...

Также читают

Рыцарь Антарктики
Рыцарь Антарктики
Имя Эрнеста Генри Шеклтона в разговорах о покорении Антарктики вспоминают сразу после Скотта и Амундсена. И это несмотря на то, что ни одна из затеянных им экспедиций не достигла своей цели — а в последней и сам Шеклтон распрощался с жизнью. Неудачен был и его «антарктический дебют» в команде Роберта Скотта, когда тот в первый раз попытался достичь Южного полюса. И все же и сам Скотт, и следующие поколения полярных исследователей многим обязаны Шеклтону.
НАУЧНЫЙ ГОРОД
НАУЧНЫЙ ГОРОД
Эпоха географических открытий закончилась, но время первооткрывателей продолжается. Этой весной на российскую ледовую самодвижущуюся платформу «Северный полюс», судно, не имеющее аналогов, высадится второй десант исследователей Арктики. Ученым предстоит продолжить ее комплексное изучение по всем направлениям — атмосфера, ледяной покров, состав воды, течения. Проект реализуется при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии России.
Россия
Белое Безмолвие
Белое Безмолвие
Северную оконечность полуострова Канин — мыс Канин Нос — ненцы называют Ябта-Саля «тонкий мыс». Он разрезает Баренцево и Белое моря носом хищной птицы. Канин Нос практически недоступен для туристов, только самые отчаянные путешественники и научные экспедиции могут сюда попасть.
Франция / Париж
Парижский автосалон 2012
Парижский автосалон 2012
Автосалон в Париже
Россия / Калининград
Спортивный характер
Спортивный характер
В 2023 году один из старейших автопроизводителей КНР — BAIC Group — запустил на калининградском заводе «Автотор» линию по сборке сразу нескольких моделей. Кроссовер BAIC X55 стал четвертым автомобилем компании с «российской пропиской», и к этой новинке стоит присмотреться особенно внимательно.
Россия
Больше удовольствия
Больше удовольствия
Обновленный премиальный кроссовер Lexus RX готов покорить весь мир. Японские конструкторы и дизайнеры внесли в автомобиль множество «точечных» изменений, в результате чего он стал еще более динамичным и комфортным.
Италия
Укрощение стихии
Укрощение стихии
Это и впрямь ураган. Буря, которая разрешает собой управлять. Полноприводные 610 л. с., облеченные в божественной красоты оболочку, позволяют чувствовать себя практически сверхчеловеком — по крайней мере, пока ты находишься в салоне Lamborghini Huracan. В этом вся магия суперкаров.
Россия
Личное дело
Личное дело
Бизнес-седаны путешествуют редко — максимум довозят хозяина от дома до офиса. Между тем их не зря снабжают разнообразными электронными ассистентами и салоном повышенной комфортности. Так, может, и для вояжей между городами бизнес-седан — это то, что нужно? Чтобы проверить это, мы прокатились из Москвы в Казань и обратно на новеньком Lexus ES.
Багаж впечатлений
Багаж впечатлений
Все мы любим путешествовать. Настолько, что даже серьезно омрачившаяся за эту зиму экономическая реальность не превратила нас в домоседов. Туроператоры с удивлением обнаружили, что неутешительные прогнозы относительно падения спроса на традиционные майские путевки оказались слишком пессимистичны: 75% тех, кто провел за рубежом прошлогодние праздники, в этом году снова пакуют чемоданы. А прибавьте к ним все растущее число тех, кто отправляется в путь самостоятельно! Конечно, кое-что пришлось скорректировать: наши путешествия стали несколько короче, ближе… и разнообразнее. В конце концов, это даже пошло нам на пользу.
Швейцария / Женева
Женевский автосалон
Женевский автосалон
Автовыставка