Быстрый вход / регистрация (кликните на вашу соцсеть)
Мне интересна:
РАЗВИТИЕ МОЗГА

РАЗВИТИЕ МОЗГА

Конец лета ознаменовался в Иркутске началом второго Международного книжного фестиваля — по инициативе фонда «Вольное Дело» и Ассоциации «Межрегиональная федерация чтения» на берега Ангары высадился десант писателей, издателей и журналистов. Вместе с иркутянами им предстояло очертить «Контуры нового мира» — именно так звучала тема фестиваля.

Не по-сибирски теплый сентябрь встречал участников и гостей второго Иркутского книжного фестиваля синим небом и ласковым солнцем. Размеренный ритм жизни байкальского города с первых минут настраивал на вдумчивые дискуссии, неторопливые прогулки по старым улочкам, где еще сохранились деревянные дома XVIII–XIX веков, и созерцание вод берущей здесь начало Ангары, героини множества сибирских легенд и сказаний, полноправной участницы произведений Валентина Распутина и байкальского сказителя Василия Стародумова.

История Иркутского книжного фестиваля началась несколько лет назад — его идея выросла из программы фонда «Вольное Дело» по поддержке библиотек Иркутской области. Первый фестиваль состоялся летом 2017-го, но в прошлом году мероприятие, увы, отменили из-за санкций, под которые попал основатель фонда Олег Дерипаска и созданные им компании. Тогда под угрозой потери работы оказались сотни тысяч сотрудников этих компаний, могла пострадать и социальная инфраструктура регионов. Проводить фестиваль в такое время было немыслимо. Поэтому сказать, что в этом году жители Иркутска ждали фестиваль, значит — не сказать ничего.

С самого утра 30 августа, еще до начала официальной работы книжной ярмарки, на площади перед стадионом «Труд» собралось несколько десятков человек. И случайных людей здесь не было — иркутяне действительно ждали фестиваль, и еще до того, как были натянуты шатры всех павильонов, первые книги уже нашли своих владельцев. Помимо ярмарки, в которой приняло участие около сотни российских издательств, за три дня на четырех площадках фестиваля состоялось более 120 мероприятий — лекториев, мастер-классов, творческих встреч. И порой приходилось в буквальном смысле слова разрываться, так как одновременно на разных площадках шли творческие встречи с авторами, пропустить которые было бы огромным упущением.

Так, например, в первый день работы фестиваля в двух соседних лекториях выступали Мариам Петросян, автор культовой у подростков книги «Дом, в котором...» и корреспондент журнала «Русский репортер» Марина Ахметова, представлявшая книгу «Камень. Девушка. Вода». Или как было сделать однозначный выбор в пользу встречи с норвежским писателем Эрлендом Лу или презентации Музея ГУЛАГа, представившего любопытный проект «Прошлое языком графики», доказывающий, что комиксы — это не только «Мстители», «Бэтмен» и «Люди Х».

Очень эмоциональной была встреча с английским журналистом Оуэном Мэтьюзом, столичным издателем Егором Мостовщиковым и журналистами Мариной Ахметовой из Москвы и Владимиром Скращуком из Иркутска на тему как освещать в прессе катастрофы. Многие вопросы, поднятые на встрече, так и повисли в воздухе, — за один час было просто невозможно обсудить такую важную проблему, актуальную этим летом в том числе и для Иркутской области: новости о наводнении в Тулуне не сходили с первых полос федеральных изданий и с экранов телевизоров на протяжении нескольких недель.

Для начинающих писателей организаторы фестиваля приготовили несколько любопытных мероприятий. Так, куратор фестиваля Константин Мильчин вместе с Татьяной Стояновой из издательства «Редакция Елены Шубиной» и Майей Кучерской, основательницей курсов писательского мастерства CWS, провели литпитчинг — мастер-класс по презентации рукописи потенциальному издателю за 60 секунд. Отдельно Майя Кучерская в последний день работы фестиваля провела мастер-класс на тему «Как написать, чтобы тебя услышали?», а Константин Мильчин вместе с организаторами премии фантастического рассказа «Будущее время» в прямом эфире — трансляция мероприятия велась в интернете — огласил имена 15 финалистов премии, и рассказал, как проходит отбор финалистов изнутри.

«Литература всегда предвосхищает будущее, но его контуры не едины — они разные. И мы считываем их по-разному — через комиксы, классическую литературу, современную прозу или поэзию, фантастику, нон-фикшн или сказки. Это один из способов познания мира, который мы выбираем. Фестиваль и его популярность показали, что контуры будущего сегодня — это страна, в которой ценят знания, уважают разные мнения, дискутируют, слушают и понимают, пишут и читают. Нам это будущее нравится, и мы уверены, что формируют его именно такие события, — сказал на открытии фестиваля Константин Мильчин. — Литература — живой организм, который эволюционирует, развивается, дышит... Иногда, правда, у него случается отдышка, и наш фестиваль — попытка рассказать, чем литература живет сегодня».

И не только рассказать, но и показать. В рамках фестиваля прошло четыре спектакля мастерских-студий МХАТ. На сцене ТЮЗа имени Александра Вампилова при полном аншлаге молодые актеры мастерской Виктора Рыжакова представили спектакли «Чуш, или Все, что осталось после нашей поездки на родину писателя» по мотивам книг Виктора Астафьева и «Оттепель» — музыкально-поэтическую оду, посвященную 60-м годам ХХ века и драматургу Александру Володину. А на уличной сцене перед стадионом «Труд» актеры из мастерской Дмитрия Брусникина дважды дали спектакль «Лес», в основе которого лежат произведения философа Владимира Бибихина.

С молодыми актерскими коллективами фонд «Вольное Дело» работает более десяти лет, в том числе и в Иркутской области, где у фонда вообще много проектов. Так, его сотрудники помогают пострадавшим от наводнения в Тулуне — буквально за пару дней до начала книжного фестиваля в Тулун было доставлено две новых машины скорой помощи. Помогают не только людям, но и животным: проекты по поддержке приютов для бездомных собак появились в фонде накануне XXII зимней Олимпиады, когда основатель фонда Олег Дерипаска приехал в Сочи и был удручен количеством бездомных животных на улицах курортного города. Сейчас фонд «Вольное дело» открыл приюты уже в пяти российских городах.

В пяти минутах ходьбы от книжной ярмарки находится знаменитый на всю Сибирь 130-й квартал — в 2008 году власти Иркутска начали масштабную программу по реставрации крупнейшего в городе района, где сохранились деревянные дома. Согласно плану отреставрированы были здания, находящиеся по периметру района и те, которые имели историческую ценность. Остальные были снесены и воссозданы заново, также в 130-й квартал перенесли несколько домов из других районов Иркутска, — в итоге была создана культурно-развлекательная зона с кузнечными и гончарными мастерскими, кафе, ресторанами и сувенирными лавками, а также несколькими мини-отелями. И здесь — немного другая публика, веселая и беззаботная. Люди гуляют, сидят за столиками кафе, выбирают, что купить в подарок — варенье из еловых шишек или баночку сибирского меда. И, время от времени, и здесь промелькнут в толпе молодые люди с холщовыми сумками, на которых можно прочитать «Будьте осторожны! Чтение может стать причиной развития мозга». Это прекрасно, — и с этим трудно поспорить.

Комментарии

Оставить комментарий
Алексей Кукаевский
Алексей Кукаевский
30 Августа 2019

Страна: Флаг России Россия

Россия фото
  • Валюта:
    рубль, RUB
  • Употребляемые языки:
    русский, татарский, армянский, осетинский, башкирский и т.д.
  • Получение визы:
    Безвизовый въезд
  • Столица:
    Москва
еще...

Также читают

Канада
Канада
Канада — это не только бескрайние леса, горы и озера. Что, кроме природных красот и возможности их покорить, ищут туристы в этой стране?
Чтобы лето не кончалось
Чтобы лето не кончалось
Для большинства из нас лето — это отпуск, возможность заняться тем, что нравится, и провести время так, как хочется. Увы, все хорошее рано или поздно заканчивается, но вечное лето — совсем не фантастическая мечта. Почему бы не поиграть с временами года, меняя их местами по своему усмотрению, перебравшись в Южное полушарие?
Индия / Ладакх
Мистерия масок
Мистерия масок
Долина Ладакх окружена невообразимо красивыми горными перевалами и овеяна бесчисленными легендами, что живут в стенах здешних монастырей. Хребты Куньлунь и Гималаи отгородили Ладакх от территориальных конфликтов между Пакистаном, Индией и Китаем, сохранив первозданную красоту долины и самобытную культуру ее обитателей.
Индонезия
Урожай ветра
Урожай ветра
Сколько нужно человек, чтобы запустить воздушного змея в небо? На индонезийском острове Бали, где этот процесс — не развлечение для детей, а важный элемент традиционной культуры, можно увидеть таких змеев, для управления которыми требуется до 20 человек!