Истинная история вампиров

Истинная история вампиров

Три века назад Балканы и Восточную Европу поразила странная эпидемия. После похорон призрак умершего появлялся перед родственниками, просил поесть, а потом до смерти сжимал их (прежде всего детей) в объятиях. Родные жаловались в местные магистраты и церковь. Вследствие долгих мытарств доведенные до отчаяния люди добивались разрешений на эксгумацию могил и обнаруживали там «покойников», подающих признаки жизни. После того как их казнили, непрошеные гости больше не являлись. Местные жители называли их привидениями, однако позднее выяснилось, что турки таких же призраков называли вампирами. Постепенно это слово перекочевало в языки Европы. Любопытно, что медики той эпохи считали вампиризм болезнью и предполагали, что зараза в Европу попала как раз из Турецкого султаната.

Лучшие умы Европы по поручению государей занимались неожиданной напастью, в эксгумациях могил вампиров принимали участие самые авторитетные персоны, посланные для проверки достоверности сообщений, приходящих к властям Австро-Венгрии из самых разных мест. Появилось множество отчетов, среди них - изданная в 1749 г. «Диссертация о появлениях призраков, вампиров и привидений» аббата Августина Кальме, «Медицинский доклад о вампирах», сделанный специально для австрийской императрицы Марии-Терезы главврачом Вены Жераром Ван Свитеном, труд папы Бенуа ХIV Просперо Ламбертини «Вампиры в свете науки» (1749 г.) и др.

Ни священники, ни ученые не могли объяснить это жуткое явление, которое к тому же сопровождалось полтергейстом в домах жертв вампиров. Поэтому официально все списали на «туземные суеверия славян и греков». Но вампиризм не исчез, а продолжал существовать (уже не называемый вампиризмом) в различных местах и наблюдался даже в XX в. Множество таких примеров я собрал в «Книге вампиров», где попытался впервые за последние три века исследовать феномен научными методами.

Досье DISCOVERY

Полтергейст (от нем. poltern - шуметь и geist - дух) - этим термином обозначаются необъяснимые, паранормальные явления, связанные с шумом и стуками, самопроизвольным движением предметов, самовозгоранием и т. д. Полтергейст, как правило, привязан к какому-либо человеку, чаще всего ребенку. Вторжение в жизнь человека сил неизвестного происхождения сопряжено с материальным ущербом и психологическими травмами. Полтергейст ставит перед учеными неразрешимый вопрос: откуда берется энергия, затрачиваемая при этом явлении?

ЧУДО СВЯТОГО ХАРБЕЛА

С точки зрения современных научных представлений, вампир - это не мертвец (как полагали в эпоху Просвещения), а коматозник, похороненный по ошибке. Вторым заблуждением оказался миф о том, что вампир пьет кровь своих жертв. На самом деле, как говорилось еще в докладах ХVIII в., от объятий вампира на теле жертвы оставались специфические синяки - но кожа не повреждалась. Миф о крови возник из-за того, что вампира находили в гробу, наполовину заполненном кровью (с беловатыми, крайне едкими токсичными выделениями). Однако это была кровь самого вампира, а не его жертв.

В ходе исследований я сделал удивительный вывод: некоторые нетленные святые - это типичные вампиры. В книге «Не подверженные тлению» (1977 г.) американки Джоан Кэррол Круз описаны 102 случая «чудесной нетленности». Один из наиболее впечатляющих случаев относится к «прекрасно сохраняющемуся и источающему кровь телу» ливанского святого Харбела Макхоуфа. Этот маронитский монах «умер» 24 декабря 1898 г., после апоплексического удара. Во время своей жизни он соблюдал строгую телесную дисциплину: носил власяницу, спал на земле, ел раз в день (как и другие его товарищи).

По традициям его монастыря в Аннае Харбел был похоронен в своей повседневной одежде, без гроба и, конечно, не забальзамированным.

Многие признают, что о нем бы сразу забыли, но произошло одно весьма необычное явление. В течение 45 ночей после его захоронения (именно за этот срок обычно происходит полное разложение тела) вокруг могилы наблюдалось яркое свечение. Официальные лица монастыря попросили разрешение от руководителей Ордена на эксгумацию тела. Эксгумацию провели три месяца спустя в присутствии толпы жителей близлежащей деревни.

Впрочем, вызывает сомнение, что причиной для эксгумации стало простое свечение над могилой. В вампирологии неоднократно сообщается о том, что над захоронением вампиров ночью можно видеть очень специфическое сияние, которое не спутаешь ни с каким другим; именно оно, должно быть, и вызвало подозрение. Тем более что в данном регионе вампиризм и в те дни, и даже сейчас является достаточно распространенным явлением. Не исключено также, что святой был вампиром (об этом свидетельствовало и его состояние) и именно заявление видевших призрак людей стало реальной причиной для эксгумации.

Поскольку накануне шли долгие и сильные дожди, которые затопили кладбище, святого Харбела (тогда еще, впрочем, он святым не был) обнаружили плавающим в могиле, полной грязной воды. После того как тело было обмыто и переодето, свидетели эксгумации заметили, что из его пор истекает какая-то жидкость. Ее описывали как «смесь пота и крови», то есть кровь с неизвестной примесью постепенно выходила из тела по потовым каналам. Она имела специфический резкий запах, похожий на цветочный аромат, который образуется при распаде аминокислот, что, кстати, является признаком живого тела. Истечение этой жидкости не прекращалось, в результате чего одежду Харбела пришлось менять два раза в неделю. Части одежды, пропитанные ею, распространялись как святые реликвии и считались целебными.

Так продолжалось до июля 1927 г., когда было принято решение поместить тело в оцинкованный деревянный гроб, а последний - в специальный склеп в стене-молебне, поднятый на камнях, для того чтобы уберечь его от влажности. Чудо святого Харбела вызвало поклонение, потоки людей стали прибывать в Аннаю. И сегодня паломничество не прекращается, оно стало даже более массовым, хотя с 1950 г. тело Харбела не показывают публике. В феврале того года паломники заметили, что жидкость начала протекать через стену-молебен на пол. Это заставило монахов вновь открыть могилу, и увиденное потрясло собравшихся. Тело выглядело гибким, похожим на живое, и на нем не было абсолютно никаких следов разложения. При этом токсические вещества превратили цинковый гроб и одежды святого в труху. Жидкость истекала в таком количестве, что, высыхая, образовывала массы белого порошка, который разбирали как реликвию паломники.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ МАРОНИТСКОГО МОНАХА

И тут самое время заглянуть в архивы вампирологии. Аббат Августин Кальме в своем трактате пишет: «В государственных докладах за 1693-1694 гг. говорится об упырях, вампирах и привидениях, которые появляются в Польше [Речи Посполитой] и - о чем больше сообщений - в России. Они появляются в любое время суток и приходят пить кровь живых людей и животных - в таком большом количестве, что иногда она вытекает у них обратно через рот, нос и, чаще всего, через уши, а труп плавает в заполненном кровью гробу ... Один из таких вампиров был похоронен около трех лет назад; над его могилой было видно свечение, похожее на свет лампы, но менее яркое. Могилу вскрыли и обнаружили человека, неповрежденного и казавшегося столь же здоровым, как и любой из нас присутствовавших. Затем его вынули из могилы; тело не было по-настоящему гибким, но оно было целым и абсолютно неповрежденным; потом чем-то вроде металлической пики, круглой и острой, ему пронзили сердце: оттуда потекла беловатая жидкость с кровью... После этого ему отрубили голову топором, и из тела потекла та же жидкость с кровью, но более обильно, чем из сердца. В конце концов, его бросили снова в могилу и засыпали негашеной известью, чтобы завершить дело наверняка».

Таким образом, в обоих случаях, которые разделяют 200 лет, мы видим свечение над могилой вампира, тело, плавающее в заполненном кровью гробу, и огромное количество непонятной «беловатой жидкости». Разница лишь в том, что одного коматозника зверски убили и засыпали известью, а другого сделали святым. Оба - вампиры.

И в других случаях, когда речь несомненно идет о вампиризме, современные исследователи никогда не используют этот термин. Например, в знаменитом полтергейсте, который появлялся в селе Аскиз Республики Хакасия в 1994-1995 гг., когда от него погибло несколько людей, никто не распознал типичных черт этого явления. Исследовала его группа ученых под руководством Юрия Якличкина, с которым впоследствии я обсудил именно вампирический характер этого феномена.

Вампиризм практически всегда сопровождается полтергейстом (в том числе люди постоянно видят одежду и вещи вампира, которые «движутся сами по себе»). От могилы к дому вампир перемещается в виде так называемого «огненного змея» - похожего на шаровую молнию образования, которое сегодня многие путают с НЛО. Чем питается вампир для поддержания сил в своем коматозном состоянии - неясно. Вероятно, это какая-то гипотетическая «жизненная сила», до сих пор не открытая наукой. В среднем вампирическая кома длится несколько лет, но иногда (как у Харбела Макхоуфа и др.) - десятилетия, после чего коматозник умирает (а останки его, пропитанные токсическими выделениями, не разлагаются, а лишь усыхают).

Призрак вампира видят только те, на кого направлен «фокус его внимания».

Конечно, в этом феномене почти все выглядит странно и загадочно. Но при этом он является наиболее задокументированным аномальным явлением. Показательны слова Жана-Жака Руссо: «Если и была в мире история истинная и доказанная, так это история вампиров. Ничто не упущено: официальные отчеты, свидетельства титулованных лиц, хирургов, священников, судей - очевидность полная». Феномен описывается в Европе уже 900 лет: о древней эпидемии типичного вампиризма в Англии в 1190-х гг. подробно говорится в хронике Вильяма Ньюбургского «История Англии». Кажется, что за 900 лет можно было бы если не изучить, то хотя бы признать существование этого явления. Однако не только ученые, но и многие исследователи непознанного считают данный феномен слишком сказочным, странным, непостижимым. Вот ведь парадокс...

ПО СЛЕДУ ОГНЕННОГО ЗМЕЯ

Чуть вечернею росою осыпается трава,

Чешет косу, моет шею чернобровая вдова.

И не сводит у окошка с неба темного очей,

И летит, свиваясь в кольца, в ярких искрах длинных змей.

И шумит, все ближе, ближе, и над вдовьиным двором,

Над соломенною крышею рассыпается огнем.

И окно тотчас затворит чернобровая вдова;

Только слышатся в светлице поцелуи да слова...

Эти стихи Афанасия Фета являются прекрасным изложением легенды об Огненном Змее или Летуне, как его называли в народе. Именно в таком виде он движется от могилы к дому.

Любопытно, что Огненный Змей стал появляться в деревнях России, Беларуси и Украины только в период распространения эпидемии вампиризма, а точнее в середине XVII в. К этому времени можно отнести и знаменитый муромский «Сказ о Петре и Февронии», который начинается с описания типичного Летуна. К жене некоего князя стал наведываться Огненный Змей, который, пролетев в дом через печную трубу, оборачивался мужчиной и занимался с княжной блудом.

Во всех описаниях явление выглядело примерно одинаково. Вскоре после того как впавшего в вампирическую кому человека хоронили, над его могилой отмечалось странное сияние. Очевидцы видели, как со стороны кладбища в сторону деревни пролетал огненный шар размером, как правило, с футбольный мяч, оставлявший за собой многометровый хвост из чего-то, подобного пламени. Полет был бесшумным, протекал с небольшой скоростью на высоте от человеческого роста и выше, до трех метров над землей. Шар залетал в печную трубу того дома, где жил похороненный человек, и там оборачивался в его призрак, видимый только жертве. Призрак «покойника» иногда занимался любовью с вдовой (или вдовцом), а чаще сжимал родных (в первую очередь - детей) в своих объятиях, и те начинали чахнуть и вскоре умирали. Все это обычно сопровождалось полтергейстом.

Древние поверья о Летунах существуют в российских селах с XVII в. и по наши дни. Крестьяне полагали, что Огненные Змеи - это «дьяволы, которые летают и искушают женщин». В деревнях был широко распространен такой мотив рассказов: Огненный Змей (именуемый на Ярославщине «огненным ужом») прилетает к девушкам и женщинам, и, рассыпаясь искрами над трубой, «он (через трубу) появляется в избе в облике красивого парня или умершего мужа хозяйки дома». (Михаил Чулков, 1786 г.)

Владимир Даль в книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» указывает, что единого имени у этого существа нет. На Смоленщине и Рязанщине такой змей именовался Любаком, на Орловщине - Волокитой, в Тамбовской губернии - Любостаем. По поверьям Ярославщины и Владимирщины существует Налет, нечистая сила в виде огненной метлы «аршинов в шесть». Он часто посещает людей, тоскующих по покойнику.

Огненный змей фигурирует в фольклоре только тех регионов, где происходила эпидемия вампиризма 250-300 лет назад, в том числе на территории Сербии и соседних с ней стран. Об этом, например, рассказывает сербский эпос о Вуке Огненном Змее. Кстати, постоянный персонаж наших народных сказок - Змей Горыныч (то есть Горящий) - это и есть Огненный Змей, Летун. Сегодня художники и мультипликаторы рисуют его именно как змея, а под именем «Горыныч» понимают его якобы способность изрыгать пламя. На самом деле это вовсе не змей, а свое прозвище он получил от многометрового огненного хвоста, который при полете извивался (вот откуда взялось прозвище - Змей).

В сказках сей Змей потому так и норовит залезть в комнату красавицы, что в реальности он посещал вдов.

Нет никаких сомнений, что Змей Горыныч действительно крайне досаждал жителям деревень и влек за собой смерть. В этом плане мультфильмы о былинных героях показывают правдивую картину того, как появление Змея Горыныча вызывало панику у крестьян. Вот только главного в них нет - того, что сей Змей прилетал с кладбища.

От заката до восхода

Самарский исследователь современной мифологии Игорь Павлович в своей работе «Огненные змеи - кто они?» пишет, что «подобные верованья сохранились и в наши дни». В частности, исследователи на Ярославщине за последние двенадцать лет записали 166 рассказов, затрагивающих образ Огненного Змея. «Летают эти существа не быстро, извиваясь, иногда с шумом кружатся и кувыркаются. Многочисленные сообщения о встречах с этими существами приходятся на 1910-1919, 1930-1939, 1940-1949 гг.», - пишет Павлович.

А уфолог Дмитрий Казаков собрал сотни свидетельств этого странного явления и определил некоторые его закономерности:

1. Появляется всегда после заката или до восхода солнца, откуда-то со стороны (не с неба).

2. Всегда имеет одинаковые параметры.

3. За редким исключением они появляются над населенными пунктами. Особо тяготеют к домам вдовых, где рассыпаются искрами или ныряют в трубу. В этом случае в избе появляется умерший (много очевидцев).

4. Очень были распространены до 1960-х гг. Сейчас наблюдаются крайне редко.

Типичный случай произошел летом 1945 г. с женщиной, отказавшаяся назвать себя, которая шла из села Мелянды в деревню Чупраки:

«Видим с подружкой - летит нечто похожее на огненный ржаной сноп, размером с метр. Летел он плавно, чуть выше домов. Не быстро и прямо. Потом развернулся к какому-то дому. Там стояла полузасохшая высокая ель. «Сноп» задел ее и рассыпался. А ель эта потом совсем засохла. А после одна женщина (вдова) нам рассказала, что «прилетал» ее погибший муж Степан: «Иду я через двор, а он стоит, во всем белом. Тут я заухала, он и вылетел».

А вот свидетельство возвращения змея на кладбище:

«В.Ф. Коновалов жил в совхозе «Гигант» под Ковровым. Поздней осенью 1953 г., когда ему было 8 лет, он направлялся в школу. Путь шел мимо деревенского кладбища. Внезапно над лесом появился розовый, неяркий шар, который благодаря имевшемуся у него хвосту был похож на «летучего змея». Шар летел медленно, и очевидец смог хорошо его рассмотреть. По размерам он был с футбольный мяч, даже немного меньше. Описав медленно дугу, шар ударился о бетонную плиту одной из могил. Произошел бесшумный взрыв с языками пламени во все стороны. Мальчик что есть духу бросился бежать к школе...» (Архив Комиссии по аномальным явлениям).

Подобных свидетельств - множество. Знакомство с ними заставляет иначе взглянуть на сказочного Змея Горыныча - сказочным он уже не кажется...

Комментарии

Оставить комментарий
Вадим Деружинский
Вадим Деружинский
11 Января 2016

Страна: Флаг России Россия

Россия фото
  • Валюта:
    рубль, RUB
  • Употребляемые языки:
    русский, татарский, армянский, осетинский, башкирский и т.д.
  • Получение визы:
    Безвизовый въезд
  • Столица:
    Москва
еще...

Также читают

Индонезия
Урожай ветра
Урожай ветра
Сколько нужно человек, чтобы запустить воздушного змея в небо? На индонезийском острове Бали, где этот процесс — не развлечение для детей, а важный элемент традиционной культуры, можно увидеть таких змеев, для управления которыми требуется до 20 человек!
Румыния / Сибиу
«Весёлое кладбище»
«Весёлое кладбище»
Единственное в мире кладбище, где смерть — это красочная шутка.
Россия / Владикавказ
Село Даргавс
Село Даргавс
Средневековый некрополь в 96 каменных склепов, по сей день хранящий останки около 10 000 человек.
Индонезия
Несгораемые души
Несгораемые души
Жители индонезийского острова Бали не мучаются поиском смысла жизни и не рассуждают о бренности бытия. Они верят, что миром управляют боги, духи, демоны и силы природы. Чтобы задобрить их, балийцы молятся и приносят им дары. Именно поэтому здешняя жизнь - бесконечная череда церемоний, совершающихся строго по правилам не только жителями деревень, но и образованными горожанами. Мне удалось стать свидетелем обряда кремации - одного из самых важных и серьезных ритуалов, который позволяет душе умершего освободиться от человеческой оболочки, чтобы перейти в другой мир и найти там себе новое пристанище.  
Египет
Игра в проклятье
Игра в проклятье
Европейцы долго практически ничего не знали о Древнем Египте. До начала ХХ в. все, что перепадало любопытствующему, - короткие, отрывочные сведения из сочинений Геродота и Страбона о путешествиях в Египет.  Представление о древней культуре загадочной страны у европейцев стало складываться, когда они уже были восторженными скептиками, верящими в безграничные возможности науки и отягощенными киплинговским «бременем белого человека». Это, главным образом, и явилось плодотворной почвой для исторического парадокса-загадки, названного впоследствии проклятием фараонов. Череда смертей археологов и исследователей, открывших гробницу Тутанхамона, породила множество спекуляций и целый культурный пласт в виде фильмов, книг, легенд и преданий.
Они наблюдают за нами
Они наблюдают за нами
Нередко человеку оказывается не под силу раскрыть запутанные преступления. И порой на помощь ему приходят животные. Иногда эти безмолвные свидетели могут поведать гораздо больше, чем люди, - ведь для того, чтобы дать показания, не обязательно уметь говорить.
Бежать, чтобы жить
Бежать, чтобы жить
Стая волков гонится за оленем, сокол с умопомрачительной скоростью пикирует на утку. Корабли под всеми парусами мчатся через океан, обгоняя конкурентов. Гоночный автомобиль, ревя мотором, обновляет рекорд, к которому отныне будут тянуться автопроизводители. Стремление к ускорению окружает нас повсюду: в природе, в истории человеческого общества, в научно-техническом прогрессе. Хотя некоторые и задумываются: «Не пора ли притормозить?..»