Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Религиозное место

Перед тем как приступить к возведению православного комплекса в небольшом селе Воскресенское, патриарх Никон отправил на Святую землю монаха Арсения Суханова. Он должен был провести обмеры храма Гроба Господня и сделать копии чертежей. Впоследствии именно Арсений строго следил за точностью измерений всех монастырских построек на Истре. Подмосковная обитель похожа на раскрытую книгу, повествующую о земной жизни Иисуса Христа. Главное - понять, как ее правильно читать.

Масштабы Воскресенского Новоиерусалимского храма преднамеренно уменьшены по сравнению с оригиналом. Более того, он не похож на оригинал ни снаружи, ни изнутри. Поэтому для тех, кто был на Голгофе, поездка на Истру станет интересна вдвойне.

ПО СЛЕДАМ СПАСИТЕЛЯ

Многие, оказавшись в Новом Иерусалиме впервые, сначала идут к Успенскому приделу Воскресенского собора, который также называется Темничной церковью. Это название вполне объяснимо: здесь есть копия темницы, где провел последние часы своей жизни Иисус Христос, ожидая казни на кресте. Маленькая комната прячется справа от алтаря за черной решетчатой дверью. Тусклый свет от лампадки едва освещает каменные своды. Холодный пол, сырость и полумрак, на голой стене висит толстая цепь - посетители непроизвольно ежатся и спешат поскорее покинуть это мрачное место. У выхода из Темничной церкви находятся высокие ворота в летний храм. Сквозь металлические прутья видны полуразрушенные стены с облупившимися фресками. В этом храме находится Жалостный (Слезный) путь. Это узкие каменные ступени, ведущие к месту казни Христа. Словно ступая по следам Спасителя, вы поднимаетесь на Голгофу. В какой-то момент я отчетливо увидела, как по таким ступеням шел на смерть Иисус. Капли кровавого пота падали с его чела. Прогибаясь под тяжестью чудовищной ноши, Иисус падал и безмолвно вставал, продолжая путь к месту казни и не обращая внимания на побои охраны.

Шаг за шагом и мы поднялись на Голгофу к церкви Воздвижения Креста Господня, или, как ее еще называют, Голгофской. У алтаря стоит высокий деревянный крест, привезенный из Палестины по указанию патриарха Никона. По всему пространству разносится едва уловимый, но притягательный аромат кипариса. Говорят, что стопы Спасителя иногда мироточат. Это неизученное явление, признанное Церковью чудом, всегда начинается и заканчивается неожиданно.

Гроб Господень находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Голгофы. По обе стороны от устланного красной ковровой дорожкой прохода в пещеру Гроба  Господня тихо горят свечи. Серые каменные стены с проблеском лазурной краски, кое-где видна свежая кладка рыжего кирпича и металлический скелет храма. Ротонда Гроба Господня, возвышающаяся над кувуклией, под которой скрывается вход в священную пещеру, была восстановлена относительно недавно. Шатер был утрачен во время Второй мировой войны, когда отступающие немецкие войска приняли решение взорвать Новоиерусалимский монастырь. Взрывная волна уничтожила главный 12-ярусный иконостас XVII в., разрушила шатер и часть стен, но само здание устояло. Информация о варварской попытке подрыва святыни была внесена в обвинительное заключение на Нюрнбергском процессе.

Первые восстановительные работы проводились жителями окрестных сел уже в 1942 г. Официальное постановление о возрождении монастыря было принято в 1949 г., однако окончательный план и смету реставрационных работ утвердили лишь в 1982 г.

Я приблизилась к пещере и долго стояла в нерешительности. Мной овладело смешанное чувство трепета, страха и благоговения. Нагнувшись и пройдя в узкий проход, оказываешься в Гробе Господнем. Не знаю, сколько времени я пробыла внутри. Но там, в глубине пещеры, я забыла обо всем, время останавливается, когда ты стоишь в месте, называемом святая святых.

ТРАПЕЗНЫЕ ПАЛАТЫ

На западной стороне Воскресенского собора расположились трапезные палаты, построенные на средства, пожертвованные царевной Татьяной Михайловной. Царские палаты - скромное одноэтажное здание в стиле московского барокко - располагаются недалеко от братских корпусов.

Поднявшись на второй ярус трапезных палат, можно насладиться прекрасным видом на собор и его окрестности. Ограда представляет собой неправильный шестиугольник, общей протяженностью более километра. По ее периметру расположено восемь башен: Гефсиманская, Иноплеменничья, Ефремова, Сионская, Дамасская, Давидов дом, Варуха и Елизаветинская, построенная гораздо позднее, по приказу императрицы Елизаветы Петровны.

Может показаться, что все башни похожи друг на друга, однако это не так. Здесь есть и восьмигранные, и круглые, у каждой из них свой, непохожий на других верхний ярус. В мощных стенах толщиной около трех метров располагаются узкие бойницы для стрелкового оружия, есть и круглые окна для пушек. С высоты девятиметровых стен можно увидеть легендарный стопудовый трехсвятский колокол. Когда начались восстановительные работы, среди обломков и развалин были обнаружены два колокола. Тот факт, что они не раскололись и не треснули, поразил многих. Один из этих колоколов установили в монастырском дворе. Никто не надеялся, что после столь длительного контакта с землей колокол может вновь зазвучать. Но он звучал! Для колокольни он уже не годился, но ему придумали новое предназначение: колокол созывает всех на молебен.

ПУСТЫНЬКА НИКОНА

Недалеко от Новоиерусалимского монастыря находится Гефсиманский сад. Чтобы найти его, необязательно даже пользоваться картой музейного комплекса. Гулять по саду - одно удовольствие, особенно весенним солнечным днем, когда природа пробуждается после зимней спячки. Если повезет, можно прокатиться на упряжке гнедых лошадок - желающих всегда много, даже в будни.

Отсюда рукой подать до скита патриарха Никона - двухэтажного скромного строения с куполом и золотым крестом на вершине, похожим на игрушечный замок. Маленькие окошки, тоненькие башенки и изящные фрески зрительно уменьшают пропорции, отчего скит кажется совсем миниатюрным. Никон с любовью называл его своей пустынькой. Именно с Богоявленского скита началось строительство Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. Согласно первоначальному замыслу, скит должен был находиться на острове, однако с течением времени изогнутое русло Истры, переименованной в Иордан, пересохло. Лишь весной, во время паводков, река на короткое время возвращает себе утраченные позиции.

Спуститься к реке можно по деревянной лестнице. Деревья на берегу реки склонились к воде, словно рассматривая свое отражение. Паутина ветвей сплелась в дивный узор, похожий на кружево. Река, изогнувшись, терялась среди зеленеющих крон прибрежных деревьев. В пасмурную погоду этот речной пейзаж кажется особенно грустным. Хочется часами стоять на берегу Иордана и размышлять о чем-то сокровенном. Наверное, когда-то на этом же месте, выйдя из своего скита, в полном одиночестве и молчании стоял сам Никон.

Рядом со скитом находится святой источник - Силоамская купель. Источник с таким же названием находится в Израиле. По преданию, Христос направил туда умыться слепого, после чего тот прозрел. Паломники со всей России приезжают в Новый Иерусалим, чтобы набрать здесь целебной воды. В советские времена купель была заброшена, но не утратила чудодейственной силы. Круглый год возле воды можно увидеть либо паломников, благоговейно набирающих воду в бутылочки, либо туристов, решивших умыться святой водой и постоять в тишине, прислушиваясь к шелесту деревьев.

В конце недели Новый Иерусалим оживает. В выходные здесь бывает столпотворение. Побыть если не в одиночестве, то в компании таких же обывателей, ищущих тишины и покоя, можно в избе Кокориных.

Этот крестьянский дом на фоне левитановского пейзажа кажется таким уютным и гостеприимным. В сенях вас встретит хозяйка в красивой расписной шали и, радушно улыбаясь, пригласит войти в просторный дом. Не каждый мог позволить себе такую роскошь! Обычно крестьяне жили в одной комнате, где находилась русская печь. Кокорины были зажиточными людьми, поэтому их изба несколько отличается от общего представления о типичном крестьянском доме XIX в. Помимо большой жилой комнаты у них были и сени, и неотапливаемая пристройка, выполнявшая зимой роль холодильника. Большую часть года в избе Кокориных проходят различные выставки, повествующие о жизни патриархальной крестьянской семьи. Сам дом был привезен из деревни Выхино.

Недалеко от музейного комплекса располагается одна из самых высоких мельниц в России, полностью построенная из дерева. Есть легенда, что немецкий мельник, приехав в Россию и увидев ново-
иерусалимскую красавицу, был так поражен ее размерами, что воскликнул: «В Европе дерево ценится на вес золота, а тут такая роскошь! Если бы эта мельница была сделана из малахита, я удивился бы меньше!» История красивая, но не имеющая под собой реального основания. Дело в том, что эту мельницу привезли на территорию Нового Иерусалима лишь в 1973 г. - ее доставили сюда по частям из села Кочемлево Кашинского района Тверской области, а потом на протяжении пяти лет собирали. Горе-строители ошиблись в расчетах - всего через два месяца крылья мельницы обрушились, повредив крышу. Еще через некоторое время мельница сильно пострадала от пожара, после чего о ней забыли на долгие годы. Окончательно мельницу восстановили лишь в 2008 г.

Внутри изящного строения очень просторно. Длинные балки, огромное колесо и деревянные лестницы кажутся похожими на часовой механизм, готовый вот-вот заработать. В углу стоит стол, покрытый грубой домотканой скатертью, на котором по-хозяйски расположился блестящий самовар с аппетитными бубликами. Создается ощущение, что здесь кто-то живет.

Мельница построена по голландскому образцу. Главный элемент ее управления - это водило, огромная балка, при помощи которой можно направлять крылья по ветру. Раньше для этой цели приходилось поворачивать всю мельницу, на что требовались усилия нескольких лошадей. Голландцы же придумали, как поворачивать лишь башню, оставляя основание неподвижным. Это значительно облегчило работу, теперь передвигать водило мог один человек. Для удобства вокруг мельницы на расстоянии метра друг от друга расставляли невысокие столбики, на которые мельник ставил водила в зависимости от направления ветра.

И целого дня мало, чтобы осмотреть хотя бы половину Нового Иерусалима. Лишь с последними лучами уходящего солнца осознаешь, что ты не успел прикоснуться к шедеврам старинного зодчества и архитектуры, перелистнуть страницы истории. Возможно, это к лучшему, ведь есть веская причина вернуться сюда, на Святую землю.

Время работы
Круглый год
  • Понедельник - Пятница 8.00-18.00
Круглый год
  • Суббота 8.00-20.00
  • Воскресенье 6.30-18.00
У Вас есть интересные фотографии о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре?

Чтобы мы сохранили авторство фотографий за Вами, вам нужно авторизоваться через одну из соцсетей.