Как по маслу

Как по маслу

Когда говорят о нефти, первым делом речь заходит о ценах на бензин. Однако для того, чтобы двигатель заработал, одного бензина мало. Из той же нефти производят и смазочные материалы, которые могут продлить жизнь автомобиля, обеспечить бесперебойную работу турбины, улучшить эффективность прокатного стана на металлургическом заводе. Под каждую задачу есть свой уникальный продукт, и по мере того, как человечество изобретает все новые механизмы, все новыми оттенками расцветает палитра масел.

Например, белые масла необходимы для того, чтобы усилить иммунный ответ организма животных при вакцинации. Чтобы стать одним из ингредиентов вакцины, масло должно соответствовать жестким требованиям: не иметь запаха, не включать серо-, азот- и кислородосодержащие соединения, застывать при температуре не выше –5 °С. Для медицинских масел чрезвычайно важен уровень прозрачности — чтобы оценить это качество, используют показатель «цвет по Сейболту»: чем он выше, тем лучше продукт. В медицине его значение должно быть максимальным, +30, а содержание ароматических углеводородов не выше 0,5%. Получить продукт с такими характеристиками — достойная задача для разработчиков. К чести наших соотечественников надо сказать, что белые масла производства «Роснефти» превосходят импортные аналоги по целому ряду параметров: реактогенности, пирогенности, стабильности и иммуногенной активности. 
 
Еще одна ситуация, когда требуется особый подход, — работа техники в условиях повышенного обводнения. Самоходные буровые установки и ямобуры, пожарные автомобили, гидросистемы дорожно-строительной и лесозаготовительной техники и другие — все это требует дополнительной защиты. Поэтому обычно в таких случаях используются гидравлические и редукторные масла, к которым предъявляются особые требования на предмет деэмульсации (то есть способности отделять воду), а также пенообразования и фильтруемости. Такие масла относятся к серии WR и содержат особый компонент, который обеспечивает им необходимые свойства.
 

ЗАДАЧИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Гидравлические системы, конструктивные элементы которых содержат цветные металлы, также требуют индивидуального подхода. Во-первых, масла в них должны быть нейтральными по отношению к этим металлам, чтобы не допустить отложений внутри механизмов, а во-вторых, оборудование, работающее при повышенном давлении, характеризуется крайне малыми зазорами между деталями, а потому от масел требуются высокая чистота, фильтруемость и стабильность противоизносных свойств, особенно в условиях контакта с водой. В итоге разработчики создали беззольный пакет смазочных материалов в рамках технологии ZF, полностью соответствующий требованиям. Чем он отличается от других?
 
Обычно активным элементом в составе гидравлических масел служит диалкилдитиофосфат цинка. В условиях частого контакта с водой в ходе эксплуатации он распадается, поскольку не отличается высокой гидролитической стабильностью. Продукты распада контактируют с цветными металлами и вызывают коррозию гидравлической системы. Кроме того, у диалкилдитиофосфата цинка низкая термическая стабильность, а значит, высокие температуры тоже его разрушают. Коррозионно-агрессивные продукты засоряют фильтры и усиливают износ деталей оборудования. Чтобы этого избежать, и были созданы гидравлические жидкости Rosneft Gidrotec ZF, не содержащие цинк и отличающиеся высокой гидролитической и термической стабильностью. 
 
Нужно создать масло для оборудования с высокой степенью износа? Получите технологию ОЕ, включающую помимо оптимизированного пакета присадок индикатор утечек, позволяющий идентифицировать их с помощью ультрафиолета; кондиционер уплотнения, который повышает пластичность резиновых уплотнений, и повышенный нижний предел диапазона вязкости, в результате чего утечки заметно снижаются.
 
В условиях Арктики и Крайнего Севера температура застывания основы масел должна быть максимально низкой, поэтому российским специалистам пришлось разработать особую технологию. В «РН-ЦИР» создали каталитическую систему, которая позволяет производить основу с температурой застывания ниже –60 °С. Катализатор многофункционален — меняя температуру и давление, можно с его помощью выпускать и низкозастывающую основу, и трансформаторное масло, которое по свойствам не уступает импортным аналогам. Такой эффект дают насыщенные углеводороды с соответствующей температурой застывания, для их выработки используются бифункциональные катализаторы, носитель которых изготавливается из цеолита с нанесенным благородным металлом (предыдущее поколение катализаторов на основе никеля позволяло снизить температуру застывания продукта до 45 °С ниже нуля). Арктические смазочные материалы нового поколения — гидравлические, моторные и пластичные смазки и другие — подходят для техники и оборудования, которые эксплуатируются в самых холодных точках земного шара.
Но, конечно, самый большой интерес смазочные материалы представляют для водителей автомобилей. И если правильно подобрать такой «эликсир молодости» для своей машины, можно если не обеспечить ей вечную жизнь, то, во всяком случае, изрядно ее удлинить. 

 

ПО ВЫСШЕМУ РАЗРЯДУ

Самый простой способ выбрать качественную продукцию для автомобиля — обратить внимание на ее соответствие международным стандартам. Основных два: классификация API, разработанная Американским институтом нефти (American Petroleum Institute), и классификация ACEA от Ассоциации европейских производителей автомобилей. Если в первой масла делятся по типу двигателей — бензиновые и дизельные, то со второй все сложнее: помимо деления по типу топлива в разных категориях рассматриваются легковой и коммерческий транспорт, отдельно идут универсальные масла. Особо отмечается уровень зольности материалов (то есть содержание в них серы, фосфора и сульфатной золы) и то, насколько они энергосберегающие — именно последние два показателя позволяют судить о степени экологичности масла. Оба стандарта оценивают масла по таким показателям, как уровень противоизносных, моющих и антиокислительных свойств. 
 
Также стоить иметь в виду, что разные автопроизводители имеют свои требования к применяемым маслам. То есть выбор смазочных материалов, к примеру, для «Мерседеса», «Фольксвагена», «Рено» и «Форда» в идеале будет разным, и обусловлено это конструктивными особенностями двигателей. Впрочем, и это тоже не проблема — у российских компаний есть продукция, отвечающая самым жестким международным требованиям. Например, у компании «Роснефть» это линейка Magnum Ultratec. Использование современного салицилатного пакета присадок, разработанного так, чтобы обеспечить максимально возможную защиту двигателя от образования отложений (лаков, нагаров и шлама), позволило создать масла, соответствующие не только международным спецификациям и запросам автопроизводителей, но еще и особенностям эксплуатации транспорта в непростых российских условиях, что особенно ценно. 
 
Если ваша машина родилась в Европе и уже успела поработать, вам подойдет Rosneft Magnum Ultratec для европейских автомобилей с пробегом, а если вы хотите максимально обезопасить окружающую среду, выбирайте малозольное масло с индексом C3 согласно требованиям ACEA, совместимое с системами доочистки выхлопных газов, оборудованными фильтрами сажевых частиц (DPF) и каталитическими нейтрализаторами, что позволяет существенно снизить выбросы токсичных продуктов сгорания. Есть и другие варианты — количество продуктов в линейке достаточно широкое, чтобы порадовать самого придирчивого водителя. 

 

ЧТО ПОЖЕЛАЕТЕ?

Требования к маслу есть не только у производителей автомобилей, но и у водителей. И развитие технологий открывает перед разработчиками такое количество возможных химических сочетаний и производственных нюансов, что глаза разбегаются. Например, почему бы не создать особую линейку масел для автомобилей с увеличенным пробегом? Тема весьма актуальная в наших реалиях. И суть здесь не в том, чтобы облегчить жизнь нерадивым водителям, которые ленятся заменять масло в указанный срок, ведь указания эти — усредненные. Если возникла ситуация перепробега, это совершенно не обязательно означает, что дело плохо. Однако и махнуть рукой на эту ситуацию нельзя: если масло состарилось сверх нормы, окисление его базовой основы приведет к тому, что увеличится количество отложений на деталях двигателя, газораспределительном механизме и в картере. Все это в перспективе приведет к выходу двигателя из строя. 
 
В такой ситуации необходимо повысить антиокислительные и моюще-диспергирующие свойства масла, то есть его способность поддерживать чистоту двигателя. Исходя из этих требований, специалисты компании «Роснефть» разработали масло Magnum Runtec. Используя его, можно не нервничать, если по каким-то причинам не удалось поменять масло в срок. Интересный результат показали тестовые испытания на автомобиле Toyota Corolla, в ходе которых интервал замены масла разработчики увеличили вдвое по сравнению с рекомендацией автопроизводителя — до 16 тысяч километров. По итогам испытаний анализ двигателя продемонстрировал, что даже при таких экстремальных условиях металлы износа в масле так и не появились. Вязкость осталась в допустимых пределах, а окисление было в два раза ниже, чем предполагалось по лимиту. Достичь этого впечатляющего результата удалось благодаря соответствующему пакету присадок и полностью синтетической базовой основе. 
Другой вариант предназначен для автомобилей с большим пробегом, которым нужны особые средства ухода. Масло Rosneft Magnum Maxtec благодаря специальной формуле повышает защиту двигателя от износа и уменьшает образование отложений в цилиндро-поршневой группе, обеспечивая стабильность работы двигателя. Чтобы добиться такого эффекта, понадобилось разработать продукт на основе базового масла с высоким, более 99%, содержанием насыщенных углеводородов: чем больше в масле ненасыщенных углеводородов, которые склонны к взаимодействию с кислородом, тем сильнее оно окисляется. 
Для тех, кто предпочитает бюджетный вариант ухода за автомобилем, тоже есть эффективное решение — масло Rosneft Magnum Cleantec, снижающее образование нагаров и отложений и чистящее двигатель. Результат — масло увеличивает срок службы двигателя и при этом стоит вполне демократично. Как так получается? Опять же современный пакет антиокислительных присадок и синтетическая базовая основа собственного производства «Роснефти». 
 
Климатические условия тоже накладывают особые ограничения на использование масел. Например, летние масла характеризуются повышенной вязкостью — таковы, в частности, моторные масла Sahara, адаптированные для работы в жарком климате. В России они не продаются — у нас не те условия. Головная боль отечественных автолюбителей — запуск двигателя на морозе. Для того чтобы повысить скорость запуска двигателя, нужно работать с вязкостью масла. Вовсе не с температурой его застывания, как может показаться на первый взгляд, а с тем, при какой вязкости его можно прокачать по маслоканалам. Чем ниже эта вязкость, тем меньше времени уходит на прокачку и, соответственно, тем меньше двигатель работает в режиме масляного «голодания». Еще один момент — нагрузка на аккумулятор, которая увеличивается в случае высокой вязкости масла. Масла Rosneft Magnum Coldtec как нельзя лучше отвечают требованиям — у них низкая температура застывания, небольшая по сравнению с другими вязкость при прокачивании, они быстрее создают необходимое давление в масляной системе, а значит, облегчают и сокращают процесс запуска двигателя. 
 
Чтобы проверить качество продукта, использовался так называемый Cold Crank Test. Суть теста в том, что автомобиль с залитым в него маслом загоняется в особую камеру (Cold box), и там его замораживают до –25 °С. После этого запускают двигатель и измеряют все важные показатели — пусковые токи аккумулятора, давление в маслосистеме, время, необходимое, чтобы в системе смазки возникло нужное давление. С испытаниями материал справился на отлично. Плюс ко всему использование масел Coldtec снижает пусковой ток, уменьшая тем самым нагрузку на подсевшие аккумуляторы и увеличивая срок их службы.
 
В конечном итоге основной проблемой становится не отсутствие подходящего смазочного материала, а огромный выбор, в котором нужно как-то сориентироваться. Но поскольку каждый продукт отвечает вполне определенным требованиям, достаточно четко сформулировать свои ожидания. А там останется только удивляться, насколько полно они воплощаются в жизнь. 

Комментарии

Оставить комментарий
Ольга Ладыгина
Ольга Ладыгина
22 Августа 2018

Страна: Флаг России Россия

Россия фото
  • Валюта:
    рубль, RUB
  • Употребляемые языки:
    русский, татарский, армянский, осетинский, башкирский и т.д.
  • Получение визы:
    Безвизовый въезд
  • Столица:
    Москва
еще...

Москва

Москва фото

Также читают

Россия
Локальное потепление
Локальное потепление
Лучшей иллюстрации тезиса о глобальном потеплении, чем установившаяся на большей части Европы жара, придумать сложно. Существует мнение, что Россия и другие страны холодного пояса в результате потепления только выиграют: расширится зона комфортного проживания, увеличатся водные ресурсы, появятся новые возможности для развития гидроэнергетики и вместе с этим увеличатся площади для животноводства и растениеводства. Как было бы замечательно, если бы все это было правдой! Но реальность такова, что глобальное потепление принесет России и множество серьезных проблем, тем более что температура на ее территории повышается быстрее, чем в среднем по планете.
Россия / Переславль-Залесский
Белый, синий, красный
Белый, синий, красный
Белая пена облаков, синяя гладь Плещеева озера, на волнах которого вздымаются разноцветные паруса виндсерфов и кайтов, и новенький ярко-красный Mitsubishi Eclipse Cross: наша экспедиция за адреналином в глубь Центральной России начиналась вполне символично.
Россия / Москва
Объединяя, властвуй
Объединяя, властвуй
Во второй половине XV в. на месте десятков разрозненных враждующих русских княжеств, контролируемых Золотой Ордой, образуется «держава сильная, как бы новая для Европы и Азии, которые, видя оную с удивлением, предлагают ей знаменитое место в их системе политической» (Н. Карамзин). Великий князь московский Иван III объединяет русские земли и в 1480 г. освобождает страну от ордынских ханов. Впоследствии Московское царство медленно, но верно расширяет свои границы, превращаясь в обширную и могучую державу - Российскую империю.
Россия
Дом на селе
Дом на селе
В последние годы у российских путешественников наблюдается устойчивый интерес к русским усадьбам. У всех на слуху роскошные столичные Кусково и Останкино, принадлежавшие графам Шереметевым, усадьбы в Кузьминках, Алтуфьеве, Васильевском и Покровском-Стрешневе. Но этими архитектурными комплексами список русских усадеб, конечно же, не ограничивается.
Вокруг света за...
Вокруг света за...
Датчанин Торбьёрн Педерсен совершает кругосветный вояж уже три года — за это время он под эгидой Красного Креста посетил 123 страны, передвигаясь между материками на торговых судах. Результат впечатляет, и останавливаться на достигнутом Тор не собирается.
Россия
Жара и холод
Жара и холод
В последнее время мы все чаще становимся свидетелями того, что обычно называется «сюрпризами погоды». Кто из нас не помнит страшное лето 2010-го, которое не только одарило Московский регион более чем 20 суточными климатическими рекордами, в том числе двумя рекордами месяца и одним абсолютным рекордом температуры, но и преждевременно унесло, по некоторым оценкам, 56 тысяч жизней во всей России.
Россия
Игры разума
Игры разума
Герои советского фильма об Электронике искали у него кнопку, чтобы выключить робота. Но в обличье школьника скрывался не просто робот, а совершенный искусственный разум, работающий по «человеческим» законам и даже умеющий испытывать чувства. Сегодня мы находимся на пороге воплощения киномечты в жизнь.