«Дрэг» — это культура!

«Дрэг» — это культура!

При слове «дрэгрейсинг» многие профессиональные автогонщики корчат гримасы. Дисциплину, которая входит во все ведомости Международной автомобильной федерации и различных национальных автомобильных федераций, считать спортом не модно. По крайней мере, среди тех, кто ни разу в ней не участвовал. А вот попробовали бы.

Дрэгрейсинг — заезды по прямой на скорость и время — и в самом деле культура довольно специфическая. И хотя красивых легенд вокруг ее истоков придумано немало, рождение у нее было более чем тривиальное. Американские подростки от нечего делать соревновались, устраивая гонки между собой на ночных улицах — от светофора до светофора. Ну а поскольку расстояние между кварталами в американских городах обычно равняется четверти мили, то и классической дистанцией для дрэгрейсинга стали 402 м.

Первое легальное соревнование по дрэгрейсингу состоялось в 1950 году в калифорнийском городе Санта-Ана. Именно оно и стало точкой отсчета в официальной истории этого вида автоспорта. Годом позже была создана Национальная ассоциация хот-родов (NHRA), которая ставила перед собой главной задачей полную легализацию дрэгрейсинга.

Первые дрэгстеры мало чем отличались от обычных автомобилей. Все доработки производились преимущественно в гаражах: двигатели форсировались, кузова облегчались за счет обшивки, кресел и деталей комфорта, клиренс для улучшения аэродинамики уменьшали до минимума. Но это было лишь начало. Постепенно доработка гоночных автомобилей принимала все более крупные масштабы.

Примерно в этот момент и начался своеобразный технический «раскол», когда часть автомобилей превратилась в нечто лишь отдаленно напоминающее привычную дорожную технику, получив измененные кузова, двигатели и трансмиссии, а часть развивалась на базе гражданского автопрома с помощью тюнинга узловых агрегатов и кузова.

Переломный момент наступил в 1970 году. На старте гонки в Калифорнии у машины Дона Гарлитса, легенды того времени, не выдержала нагрузки трансмиссия, и взрывом пилоту оторвало часть стопы. Это его не остановило — в больнице Гарлитс не переставал думать о продолжении карьеры, но теперь на первое место была поставлена безопасность. Результатом стал дрэгстер с двигателем, расположенным позади пилота.

Развитие гоночных автомобилей шло семимильными шагами, и если в 1984 году 400 км/ч казались чем-то невероятным, то в наши дни на автодромах автомобили разгоняются до 535 км/ч. И это, похоже, не предел.

Сегодня в мировом дрэгрейсинге существует огромное количество классов автомобилей, более того, в разных странах часто принято свое деление. Но далеко не о всех имеет смысл рассказывать. Самые интересные, конечно же, топовые профессиональные классы. Они различаются по типу конструкции (рама, трубчатый каркас, стандартный кузов), виду кузова (дрэгстер, фанни-кар, про-мод, про-сток и другие) и типу топлива (нитрометан, метанол, бензин).

Наиболее быстрые из них — дрэгстеры (dragster), проходящие дистанцию в четверть мили за 3,8–4,5 секунды. Это сигарообразные конструкции длиной до 20 м, на которых установлены моторы V8 объемом не более 12 л с механическим нагнетателем. Мощность такого двигателя составляет порядка 4000–6000 л. с. Почти такие же резвые — фанни-кары (funny car), снабженные моторами объемом 8,6–9,3 л с нагнетателем, вырабатывающими 7000–9000 л. с. Эти гоночные автомобили на рамной основе, на которую крепится цельный карбоновый кузов с нанесенным специальной краской рисунком, имитирующим такие элементы конструкции, как двери и окна, преодолевают 402 м примерно за 4–5 секунд.

У про-мода (pro mod), автомобиля на основе рамной конструкции с модифицированным карбоновым кузовом, в отличие от фанни-кара, двери и окна настоящие, а мощность двигателя — 2500–3500 «лошадок». Дистанцию такие машины проходят за 6–6,5 секунды. Примерно в такое же время, не более 6,5 секунды, укладываются гоночные автомобили категории про-сток (pro stock), которые, в отличие от предыдущих классов, строятся на основе гражданских машин. Для облегчения конструкции в кузове используются панели из углепластика, а двигатели обычно развивают 1300–1500 л. с.

НЕМНОГО О РЕКОРДАХ

Дрэгрейсинг — одна из самых неприхотливых автоспортивных дисциплин с точки зрения трассы. Любая прямая дорога, если она не слишком короткая, подойдет для проведения гонок. К традиционной дистанции в 402 м прибавляется еще небольшой стартовый отрезок, откуда машины начинают движение и где прогревают резину для лучшего сцепления, а также отрезок для торможения. С учетом того, что в конце дистанции скорость превышает 300 км/ч, даже с хорошими тормозами нужно еще как минимум такое же расстояние. Многие пилоты устанавливают на свои машины тормозные парашюты — так тормозная дистанция сокращается примерно в полтора раза.

Помимо 402 м распространенными дистанциями стали миля и 201 м — 1/8 мили. Такая малая дистанция популярна в странах, где нет специальных дрэгстрипов — автодромов, рассчитанных на проведение соревнований по дрэгрейсингу. Например, в Латвии и Литве заезды устраиваются в основном на 1/8 мили.

В России существует гонка суперкаров Unlim 500+, где дистанция измерялась милей (теперь ровно километр) — потому что мощные моторы не могут целиком раскрыть себя на более коротких расстояниях. Трассу сократили в целях безопасности — «гонка вооружений» достигла того предела, когда скорости абсолютно всех участников заезда к финалу дистанции стали превышать 400 км/ч.

Основные трассы для подобных соревнований — преимущественно взлетно-посадочные полосы запасных или недействующих аэродромов. Бетонное покрытие отлично подходит для таких мероприятий. Для лучшего сцепления на полосы для дрэгрейсинга наносится дополнительное покрытие из специального клея и втертой резины. Благодаря этому мощные автомобили меньше буксуют при старте и легче уходят в заезд.

Однако в наиболее развитых в автоспортивном плане странах строят специальные дрэгстрипы. В США, на родине дрэгрейсинга, построено особенно много дрэгстрипов. Некоторые из автодромов даже рассчитаны на четыре полосы вместо двух, так что заезды проходят намного быстрее. В 1966 году в 110 км севернее Лондона, в графстве Бедфордшир, на месте военного аэродрома, где во время Второй мировой войны располагалась взлетная полоса 92-й американской дивизии бомбардировщиков, построили первый европейский стационарный дрэгстрип Santa Pod Raceway. Именно здесь в 1984-м был установлен действующий мировой рекорд прохождения отрезка в четверть мили: 3,58 секунды на скорости 621,61 км/ч, принадлежащий Сэмми Миллеру и его фанни-кару Vanishing Point.

Достижение Миллера хоть и впечатляюще, но на самом деле не является максимальным. Еще в 1977 году американская глухая гонщица Китти О’Нейл в пустыне Мохаве преодолела четверть мили за 3,225 секунды со скоростью 637 км/ч. Но так как заезд состоялся не на специальной трассе, рекорд О’Нейл носит неофициальный характер.

Еще одно священное место всех дрэгрейсеров — соляное озеро Бонневиль в штате Юта. Твердая поверхность и обширное пространство способствуют установлению рекордов скорости. Здесь же проводятся иногда и традиционные соревнования по гонкам на ускорение.

В России с дрэгрейсингом все куда проще, но все равно есть о чем рассказать. Начали мы довольно поздно, в конце 90-х, после выхода фильма «Форсаж». За город на ночные шоссе стали уходить колонны по сто с лишним автомобилей, чтобы заехать на одну четвертую мили. Экзотика нелегала приводила к массовым скоплениям зрителей и участников и к столь же массовым авариям. И только в 2004 году удалось создать комитет по дрэгрейсингу в Российской автомобильной федерации, который стал заниматься легализацией гонок.

Дрэгстеров у нас в стране пока почти нет. Только этим летом команда Dragtimes привезла в Россию из Америки первый про-сток на основе Dodge Viper. Зато именно у нас было впервые организовано соревнование на милю для суперкаров — то самое, о котором мы упомянули выше. Формат оказался столь интересен, что его тут же подхватили и в других европейских странах. В этом году удалось провести полноценный пятиэтапный Кубок России по дрэгрейсингу, собравший небывалое количество зрителей и пилотов. Уровень автомобилей тоже вполне конкурентоспособный, так что у российских гонщиков есть все шансы войти в элиту этого захватывающего спорта. 

Комментарии

Оставить комментарий
Мария  Мельникова
Мария Мельникова
14 Января 2016

Страна: Флаг США США

США фото
  • Валюта:
    американский доллар
  • Употребляемые языки:
    американский английский, испанский, французский
  • Получение визы:
    Виза через посольство
  • Столица:
    Вашингтон
еще...

Также читают

Франция
Все оттенки удовольствия
Все оттенки удовольствия
Еще утреннее, но уже яркое солнце отражается в штампованном металле. За бортом сливаются два оттенка лазури — морской и небесной. Колеся вдоль Лазурного Берега на лимитированной версии Škoda Rapid, легко представить, что в руках — не руль автомобиля, а яхтенный штурвал.
Двигатели прогресса
Двигатели прогресса
Историки до сих пор спорят, что же считать первым предшественником автомобиля — самодвижущиеся машины на пару, «самокатную повозку» Кулибина или вовсе известную по чертежам Леонардо повозку с пружинным приводом. Нет, пожалуй, стоит все-таки отсчитывать автомобильную эру с изобретений Даймлера и Бенца. Ведь именно им удалось не просто стать остроумными экспериментаторами, а триумфально въехать в нашу жизнь — и навсегда изменить ее.
Италия
Укрощение стихии
Укрощение стихии
Это и впрямь ураган. Буря, которая разрешает собой управлять. Полноприводные 610 л. с., облеченные в божественной красоты оболочку, позволяют чувствовать себя практически сверхчеловеком — по крайней мере, пока ты находишься в салоне Lamborghini Huracan. В этом вся магия суперкаров.
Швейцария / Женева
Женевский автосалон
Женевский автосалон
Автовыставка
Дивный новый мир
Дивный новый мир
Перемены, которые ждут нас в ближайшее время, повлияют на нашу жизнь так же всеобъемлюще, как появление автомобилей или сотовой связи. Мир станет еще более комфортным и приспособленным к нашим желаниям, даже невысказанным, но потребует отдать кое-что взамен.
В своем кругу
В своем кругу
Многие путешественники отчаянно спорят друг с другом же находится край света — то ли на Огненной Земле, то ли в канадском Нунавуте, то ли где-нибудь в Исландии. В прежние времена среди европейцев наблюдалось куда большее единодушие: краем света они однозначно считали Португалию, о берега которой разбиваются волны Атлантики. Настало время нам самим открыть Португалию — страну, которая целиком умещается на краю света.
Россия
Личное дело
Личное дело
Бизнес-седаны путешествуют редко — максимум довозят хозяина от дома до офиса. Между тем их не зря снабжают разнообразными электронными ассистентами и салоном повышенной комфортности. Так, может, и для вояжей между городами бизнес-седан — это то, что нужно? Чтобы проверить это, мы прокатились из Москвы в Казань и обратно на новеньком Lexus ES.
Преград нет
Преград нет
Южная Африка все чаще становится ареной для презентаций дорогих автомобилей. Но ни одна громкая премьера не смотрелась в саванне так органично, как Mercedes-Maybach G 650 Landaulet. Этот люксовый внедорожник словно создан для сафари в самых диких уголках планеты.
Россия
Самурай на Русском Севере
Самурай на Русском Севере
Окрестности озера Велье в Новгородской области воплощают в себе все то, что называют Русским Севером, — захватывающие дух зимние пейзажи, впечатляющие достопримечательности вроде Валдайского Иверского монастыря и самое настоящее бездорожье. 
Лига выдающихся джентльменов
Лига выдающихся джентльменов
Споры об истинном прототипе главного героя культовой приключенческой саги Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга об Индиане Джонсе не стихают уже 33 года. В неофициальном списке претендентов на эту роль значится дюжина реальных фигур и парочка вымышленных персонажей.
Подписка на журнал