Царские богатства
Богатства царские, Казенный двор
Династии Рюриковичей и Романовых копили свои сокровища на протяжении веков. Царских собраний по числу столиц было два — в Москве и Санкт-Петербурге. Московская Оружейная палата с XIV века была сокровищницей великих князей и царей. Древнейшие ее «экспонаты» упоминались в духовных грамотах Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана Грозного. Богатства не хранились под замком — ими пользовались при дворе, а что-то отсылалось в качестве «поминков» государям иностранных держав, пополняя их казну. Многое изготовлялось в мастерских Московского Кремля — «палатах», одной из которых была Оружейная. На ее складах хранились царские доспехи и оружие: пищали, сабли, бердыши и прочее. Были еще Конюшенный приказ, Серебряная и Золотая палаты — именно отсюда выходили русские шедевры.
К концу XV века великокняжеская казна стала столь богата, что для ее хранения построили специальное каменное здание — Казенный двор. Когда Иван IV, спасаясь от набега крымского хана Девлет-Гирея, в 1572 году выехал в Новгород, казну вывозили на 450 санях — без счету золотой и серебряной посуды, драгоценных камней, одежд, окладов.
Уже в XVI веке великокняжеская казна стала превращаться из частного хранилища в государственное. По мере роста и укрепления многонационального Русского государства в царскую сокровищницу поступали и ценности из присоединенных к Москве городов и княжеств, и богатые дары от патриарха, бояр, именитых купцов.
Конечно, казна московских правителей пополнялась и другими способами: имуществом опальных и казненных бояр, дарами иностранных послов, что-то покупалось у торговых «гостей». Предметы, связанные с историческими событиями или выдающимися личностями, хранились особо и передавались по наследству, составляя ядро будущей коллекции.
В Оружейной палате — сплошь раритеты, не имеющие цены. Удивительны по красоте и фантазии мастеров царские саадачные приборы (футляры для хранения лука и стрел). Один из них, изготовленный в XVII веке для первого Романова — Михаила Фёдоровича — из 3 килограммов золота, украшен пятьюстами алмазами, рубинами, изумрудами, сапфирами. Такой саадак использовался во время парадных выходов царя и приемов послов. Здесь же — хрестоматийная шапка Мономаха, произведение восточного искусства XIII-XIV веков: ею венчали на царство русских царей до Петра I.
Чтобы показать несметные богатства Русского государства и могущество своей власти, великие князья и цари окружали себя сказочной роскошью. Чаши и чары, братины, кубки, ковши — драгоценная утварь наших пращуров, переходившая из рода в род. Иногда в качестве трофея они попадали к врагу, но были случаи — возвращались в казну. Так, золотая чаша Василия III в Смутное время пропала из русской сокровищницы, но позднее ее выкупила у поляков мать Михаила Фёдоровича, Марфа.
Особая тема — подарки царскому дому от иностранных послов. Вручали их в Грановитой палате, где стольники подавали угощения числом до пятисот. Чем богаче подарок, тем более посол рассчитывал на успех своей миссии, а стоимость подношения дьяки записывали в специальную книгу, чтобы знать, на какую сумму делать ответный дар.
Коллекция посольских подарков Оружейной палаты — самая крупная в мире. Особенно многочисленны дары шведских королей — более 200 предметов. Подношения из Турции, Голландии, Англии, Австрии, Дании, Польши... Превосходны троны, сработанные иранскими мастерами, и среди них — алмазный, середины XVII века, названный так по несчетному количеству украшающих его камней. Это подарок армянской торговой компании из Персии: очень велика была ее заинтересованность в торговле с Москвой. В XVIII-XIX веках обычай обмениваться посольскими дарами уже не существовал, но в связи с различными событиями подарки по-прежнему поступали. В 1811 году, в память заключения Тильзитского мира, Наполеон I преподнес Александру I три великолепных севрских сервиза; в 1896 году из Японии был прислан орел из слоновой кости в натуральную величину. Его можно разобрать по перышкам — их две тысячи, и каждое навинчено на деревянный каркас.
Удивительной красоты оклады икон и Евангелий, драгоценные ткани, серебряные сервизы (среди которых подарок князю Орлову от любящей императрицы Екатерины — 3275 предметов общим весом более 2 тонн). А кареты! Самая древняя — Бориса Годунова, английской работы XVI века, вся в резьбе по дереву; самая роскошная - подарок Елизавете Петровне от графа Кирилла Разумовского, по последнему слову тогдашней техники, с росписью Франсуа Буше, придворного живописца французского короля. Богатство Конюшенного ведомства недешево обходилось казне: в XVIII веке эта сумма составляла 100 тысяч рублей в год (на нужды просвещения выделялось 47 тысяч).
О работах фирмы Фаберже, пристрастии последних Романовых, знают, наверное, все. Первое пасхальное яйцо подарил своей жене Александр III, так началась коллекция, собиравшаяся 32 года — до рокового 1917-го.
В дни празднования 50-летия советской власти в Оружейной палате открылась выставка «Алмазный фонд СССР». Фонд вобрал в себя сокровища царской казны, и среди них дивный алмаз «Шах» (88,7 карата), безукоризненно прозрачный, попавший сюда в связи с трагедией — убийством в Персии дипломата, автора «Горя от ума» Александра Грибоедова. Алмаз персы преподнесли императору Николаю I в 1829 году - такова была плата за жизнь одного из великих русских. Фонд прирастал и новыми шедеврами — лучшими образцами советского ювелирного искусства, драгоценными камнями. Самый крупный на ту пору алмаз Якутии, добытый в 1980-м, был назван «ХХVI съезд КПСС». Съезды ушли, а 342 карата остались.
Окно в Европу с видом на Неву
Знаменательно, что первый организованный Петром Великим музей носил название Кунсткамера (от немецкого «кабинет редкостей»), а следующий, детище Екатерины Великой, — Эрмитаж (от французского «место уединения»). Вот так ветер из «окна в Европу» снес патриархальные «палаты» и «дворы». Пётр Москву не любил и в новую столицу собрание Оружейной палаты не взял. Всё с нуля.
Свою Кунсткамеру он подсмотрел в первом европейском путешествии. На Западе таких собраний редкостей было множество, их даже при аптеках устраивали. Молодой царь был потрясен диковинками: «50 телец младенческих в спиртах от многих лет нетленны» — это не кубки-братины.
Особенно интересуясь прикладными науками, Пётр на музейные собрания смотрел как на источник знаний, утверждая, что язык предметов живее языка книг. Однако, увидев в Амстердаме нидерландскую живопись, захотел составить и себе подобную коллекцию. И вот в петергофском дворце Монплезир появилась первая в России картинная галерея — 117 полотен, среди них знаменитое «Прощание Давида с Ионафаном» Рембрандта, находящееся сегодня в Эрмитаже. Но особенно государь любил морские пейзажи и пленялся китайским искусством, о чем писал из Англии: «Отроду таких я на Москве китайских вещей не видал, как здесь». Мысль о своем, императорском фарфоре, воплощенная позже его дочерью Елизаветой, пошла именно от этих восторгов.
Кунсткамера была первым организованным по плану русским музеем. Сразу переданная в ведение Академии наук, она выполняла и просветительские задачи, для посетителей даже проводили экскурсии. Пётр купил для музея лучшее в Европе естественно-историческое собрание анатома Фредерика Рюйша - достопримечательность Амстердама, а в 1716 году приобрел кабинет аптекаря Альберта Себа с его ботаническими, зоологическими и минералогическими коллекциями. В 1718 году вышел указ о доставлении в Кунсткамеру уродов и разных редкостей, включая надписи на камнях и металле «и прочее все, что зело старо и необыкновенно». Тогда же делаются закупки в Италии, разыскиваются статуи для украшения садов. Античные скульптуры из Рима вывозить запрещалось, и покупка статуи Венеры, позже названной Таврической, далась нелегко. Собирательская деятельность Петра оборвалась в самом разгаре с его смертью. Но главное — задача сохранения памятников искусства и старины была признана делом государственной важности, положено начало частному собирательству.
Имидж империи
Новый импульс делу Петра придала Екатерина II. Собрание нового музея, Эрмитажа, должно было показать Европе, что Россия может затмить просвещенные государства блеском своей культуры. В искусстве Екатерина, по ее собственному признанию, мало разбиралась (хотя очень любила резные камни), но училась старательно, имея образованных и страстных советников-коллекционеров Александра Строганова и Ивана Шувалова. Картины закупались целыми собраниями при посредничестве русских дипломатов, среди которых были люди выдающиеся, такие как князь Дмитрий Голицын. Среди прочих шедевров он приобрел для царской резиденции в Петербурге одно из лучших полотен Рембрандта «Возвращение блудного сына». К тому же перед глазами императрицы были яркие примеры художественного собирательства прусского короля Фридриха ;II и польского Августа III Саксонского.
Вскоре Екатерине выпал случай потягаться с Фридрихом: она приобрела предназначавшееся ему, но не выкупленное из-за денежных затруднений собрание берлинского купца Гоцковского. Русская казна была потрепана не менее прусской, но собрание все же оказалось в Петербурге — 225 картин, среди них работы Рембрандта, Йорданса, Халса. Год покупки — 1764-й - стал днем рождения картинной галереи Эрмитажа. Всего лишь через десять лет после покупки первой партии картин она насчитывала уже 2080 полотен.
В создании коллекции Екатерине помогал Дени Дидро. Поначалу он писал: «Невозможно, чтобы в России когда-либо скопилось достаточное количество картин, способное внушить вкус к искусству». Ошибся французский философ — скопилось.
Иван Шувалов в Риме собирал античные памятники, гравюры, барельефы и резные камни-геммы — этот «неисчерпаемый источник всяких познаний», как восхищалась Екатерина, скупая целые собрания, например герцога Орлеанского. Ее коллекция включала 10 тысяч античных гемм и копии с 16 тысяч — некоторые из этих копий государыня изготовляла лично.
Сын Екатерины, Павел I, искусства тоже любил и устроил неплохие коллекции в Павловске, Гатчине, Михайловском дворце, но Эрмитаж пополнял вяло. Александр I участвовал в собирательстве деятельнее. Он купил великолепную коллекцию князя Лобанова-Ростовского и его редчайшую библиотеку, где среди прочего было собрано все написанное в мире о Марии Стюарт. Вступление русских войск в Париж (1814) ознаменовалось покупкой императором части собрания Мальмезонской галереи императрицы Жозефины: 38 картин выдающихся европейских живописцев и четыре статуи итальянского скульптора Антонио Кановы. Через 14 лет из той же галереи Николай I приобрел еще 30 полотен. Он также распорядился пополнить императорское собрание работами русских художников, ежедневно (!) посещал Эрмитаж, даже рамы для картин заказывал лично.
С начала XIX века Эрмитаж занимает все более значительное место в русской культуре, хотя доступ сюда был возможен только по специальным пропускам — все-таки часть царской резиденции. Любил Эрмитаж и хорошо знал его Пушкин. Он был допущен к библиотеке Вольтера и даже имел билет, подписанный Василием Жуковским: «на всю вечность». Но только в 1853 году Николай I разрешил выдавать билеты для входа в музей более широкому кругу посетителей.
При Александре II Эрмитаж получил два шедевра — «Мадонну Литта» Леонардо да Винчи и «Мадонну Конестабиле» Рафаэля. Продажа творения Рафаэля графом Конестабиле русскому двору вызвала большое волнение в Италии, но у итальянского правительства не оказалось денег на столь дорогую покупку. Чтобы сохранить картины в не самом благоприятном климате Петербурга, пришлось перенести их с доски на холст. Эту ювелирную работу выполнил музейный столяр Сидоров, получивший от благодарного императора серебряную медаль.
В 1884 году Александр III купил за астрономическую сумму — 6 миллионов франков — коллекцию русского дипломата Александра Базилевского, лучшую в Париже. Это было самое удачное комплексное приобретение Эрмитажа за всю историю: шедевры раннехристианского, византийского, романского, готического искусства, церковная утварь, кость, эмали и т.д.
Последние русские цари редко заглядывали в Эрмитаж. Министерство двора делало свои выводы, всячески урезая расходы музея. Каких трудов стоило работникам Эрмитажа купить редчайшее художественное собрание Петра Семёнова-Тян-Шанского. Картины голландских и фламандских живописцев он собирал в течение 50 лет. Музей приобрел коллекцию за вдвое меньшую цену, чем предлагали владельцу иностранные фирмы: 700 полотен, и среди них - произведения еще не представленных в Эрмитаже мастеров.
Собрания Оружейной палаты и Эрмитажа, национализированные в 1917 году, составили основу крупнейших музеев нашей страны. Эти коллекции шедевров — достояние нации на все века, ее гордость и память о великом прошлом.
Страна: Россия
-
- Валюта:
- рубль, RUB
-
- Употребляемые языки:
- русский, татарский, армянский, осетинский, башкирский и т.д.
-
- Получение визы:
- Безвизовый въезд
-
- Столица:
- Москва
Комментарии
Чтобы мы могли показать ваше имя и аватарку, пожалуйста зайдите на сайт через одну из соц.сетей