Фресками наружу
Расписные монастыри Буковины — одна из неразгаданных тайн Европы. Каждый сантиметр их стен, от фундамента до крыши, сплошь покрыт яркими фресками. Почему подобная роспись фасадов появилась только здесь, в средневековой Молдове? Как были созданы эти удивительные фрески, пережившие пять веков, не испугавшиеся войн, непогоды, вторжения других религий и идеологий?
Досье DISCOVERY
Буковина — историческая область в Восточной Европе, в настоящее время поделенная между Украиной и Румынией. Расписные монастыри находятся в предгорьях Карпат Южной Буковины, в румынском административном районе Сучава. Всего здесь насчитывается около полусотни монастырей, многие из которых украшены наружными фресками, но, к сожалению, росписи сохранились далеко не везде. Благодаря своему исключительному культурному, историческому и иконографическому значению в список Всемирного наследия ЮНЕСКО были включены семь монастырей: это Молдовица, Хумор, Сучевица, Арборе, Воронец, Патрауцы и Пробота.
Покрытые буковыми и сосновыми лесами невысокие горы, беспечно пасущиеся на зеленых лугах коровы, крестьяне в фетровых шляпах, возделывающие поля по старинке без всякой техники, уютные деревеньки, где на крышах домов гнездятся аисты, — это и есть румынская Буковина, некогда бывшая частью средневекового княжества Молдова. Появление религиозных сюжетов на стенах храмов в этой идиллической сельской местности не является из ряда вон выходящим — фресковая живопись была широко распространена в православных храмах как средство обучения и наставления простого неграмотного люда. Однако факт, что некоторые буковинские храмы были расписаны фресками не только внутри, но и снаружи, выходит за границы обычного. Кое-где в Греции, Сербии и Болгарии настенная роспись появлялась на фасадах церквей, но лишь отдельными фрагментами. Искусство же создания Евангелия простого человека, как иногда называют фресковую живопись, в средневековой Молдове достигло совершенно иного уровня.
Иисус в молдавском костюме
В конце XV — начале XVI вв. Молдова оказалась пограничным полем битвы между христианской Европой и Османской империей, стремительно продвигавшейся на Запад. Не защищенное никаким естественным рельефом, способным остановить вторжение, Молдавское княжество слишком часто подвергалось нападениям захватчиков. Причем католический Запад, который, казалось бы, должен был помогать Молдове в благородном деле противотурецкой обороны, не только не протягивал руку помощи, но и сам не упускал возможности заявить о своих правах на ее земли. Так, во времена правления Стефана чел Маре (Стефана III Великого), когда столицей Молдовы была Сучава, воеводе приходилось отражать атаки не только турок и крымских татар, но и венгров, поляков.
Стефан сражался с переменными успехами, но каждую свою победу отмечал особо — строительством укрепленного монастыря. Пытался ли он таким образом отблагодарить Бога за помощь? Или же хотел сохранить за толстыми стенами самобытную молдавскую культуру?
Традицию строительства монастырей поддерживал и в какой-то мере даже развивал сын Стефана III Великого Петру Рареш. Именно при нем фасады храмов превратились в пестрые ковры из фресок — многоярусные композиции с бесчисленными ликами святых, библейскими историями, изображениями основателей монастырей и святых покровителей, древнегреческих философов, ангелов и демонов. Мы не знаем, кто конкретно был автором этой смелой идеи, но очевидно, что властям она понравилась, ведь расписные стены стали к тому же идеальным средством военно-политической пропаганды.
Поэтому у традиционных религиозных сюжетов, кое-где перемешанных с местными легендами, столь очевиден политический акцент. Иисус облачен в национальный молдавский костюм, Дева Мария носит молдавскую корону, а в качестве грешников, ожидающих своей участи в геенне огненной, недвусмысленно изображены турки, татары и католики.
Принцип работы фресок был примерно таким: ознакомление — обучение — внушение, причем внушение иногда шло через шокирование или даже запугивание. Отсюда — красноречивые сцены грехопадения и адских мук, а также многочисленные изображения всевозможных демонов и написанная как главное назидание перед входом в храм фреска «Страшный суд». Представьте, как все это влияло на умы молдавских крестьян и солдат, укрывавшихся от врагов за толстыми стенами монастыря. Они поднимали глаза к стоящему в центре укрепления храму, «читали» красочную историю на его стенах и, патриотически зарядившись, готовы были сделать для защиты своего государства все.
Когда на молдавские земли все-таки пришли турки, они не спешили разрушать монастыри с вызывающими фресками. Более того, османские военачальники были поражены красотой и необычными средствами, которыми было изображено Писание.
Гораздо более роковым для фресок Буковины оказался приход австрийцев в XVIII в. Мало того что в это время многие монастыри вообще перестали действовать, так еще австрийские солдаты потрудились оставить на стенах древних храмов — прямо на роскошных фресках — десятки корявых надписей. Лишь в конце ХХ в. в монастырях снова закипела жизнь, которая теперь уже сочетает в себе не только религиозную и сельскохозяйственную деятельность. Нынешние монахини (а большинство монастырей стали именно женскими) блестяще справляются и с обязанностями экскурсоводов. Но наличие туристов ни в коей мере не превращает монастыри в светские достопримечательности. Это действующие, «живые» храмы.
От Воронца до Сучевицы
Моника — хозяйка маленького отельчика в Сучаве. Для своих гостей она с удовольствием устраивает экскурсии по самым красочным из буковинских монастырей, выступая одновременно и водителем старенького автомобиля, и независимым гидом, и интересным попутчиком. И пусть за плечами у нее пристальное изучение фресок в течение нескольких лет, Моника при каждом посещении умудряется обнаружить что-то новое. Это только на первый взгляд кажется, что монастыри похожи друг на друга, как близнецы, ведь и стиль один, и сюжеты фресок часто повторяются. На самом же деле каждый монастырь — уникален.
Воронец. Преобладающий цвет — синий. Самая знаменитая фреска — «Страшный суд».
В один из наиболее трудных моментов войны с турками Стефан III Великий обратился за советом - стоит ли ему сдаться и отдать страну туркам — к Даниилу Отшельнику, жившему в деревянном ските в Воронце. «Не время отступать, - молвил Даниил, — предстоящая битва сулит победу, но после ты должен будешь возвести монастырь в честь Святого Георгия». Стефан в сражении действительно победил и в 1488 г., как и обещал, построил за три месяца и три недели в Воронце монастырь.
Довольно скоро после строительства внутреннее убранство церкви Святого Георгия было украшено фресками. Внешние же росписи появились чуть меньше века спустя — в 1547 г. под присмотром митрополита Григория Рошка, которого, кстати, считают вторым основателем монастыря. Благодаря работе неизвестных, но очень талантливых живописцев маленькая округлая церковь стала похожа на нарядную разноцветную шкатулку.
Нетрудно заметить, что «лидером» среди цветов на фресках, является синий, да не простой, а очень глубокий. Впечатленные необыкновенным оттенком искусствоведы даже ввели в обиход специальный термин - «воронецкая синь», или «воронецкая лазурь». Возможно, благодаря этой самой лазури особенно выигрышно Воронец смотрится на фоне голубого неба - словно некий мостик между небесами и землей.
Иногда Воронец называют Сикстинской капеллой Востока, и причина тому - впечатляющая фреска «Страшный суд», занимающая весь западный фасад церкви и охватывающая по своему содержанию сразу десятки глав Библии.
Молдовица. Преобладающий цвет — желтый (золотой). Самая знаменитая фреска — «Осада Константинополя».
Монастырь был построен Петру Рарешем в 1532 г. на месте более древних монастырских построек, разрушенных землетрясением предположительно в конце XV в. Он был одним из самых богатых монастырей Молдовы, да к тому же важным культурным центром, где переписывались церковные книги и рукописи (некоторые из них сейчас хранятся в монастырском музее). От монастырей, построенных при Стефане III Великом, Молдовица отличается некоторыми архитектурными новшествами. Например, на западном фасаде церкви Благовещения — открытый притвор с пятью большими высокими арками, вызывающими у любого, кто входит внутрь, ощущение особой торжественности.
Внутренние и внешние стены были расписаны в 1537 г., причем, судя по различной стилистике исполнения, здесь трудились сразу несколько живописцев. Авторы фресок отдавали предпочтение золотому и синему цветам - сочетание благородное и очень выразительное. Изюминки Молдовицы — это по-настоящему батальная сцена «Осада Константинополя» и портретное изображение султана Мухаммеда среди очереди грешников на Страшный суд. К тому же считается, что именно в Молдовице наружные фрески сохранились лучше всего. Храм окружают каменные стены с тремя башнями. Увитые плющом и утопающие в зелени и цветах, летом они совсем не выглядят грозными, а, скорее, создают вокруг расписной церкви уютный мир, полный спокойствия и красоты.
Сучевица. Преобладающий цвет — зеленый. Самая знаменитая фреска — «Лестница на небеса».
При подъезде к Сучевице вдруг обнаруживаешь не просто монастырь, а целую крепость, настоящий средневековый замок. Ровная аллея ведет к главным воротам, находящимся в высокой и крепкой башне, от которой в стороны расходятся внушительные каменные стены высотой метров шесть. А за ними гордо возвышается собор Преображения Господня. Своим появлением в 1586 г. монастырский комплекс Сучевица обязан трем братьям из очень знатного молдавского рода Мовила: Иеремии, будущему принцу Молдовы, Симиону, будущему принцу Валахии, и Георгу, ставшему впоследствии митрополитом.
Немного грустно становится, что этот монастырь — последний из «семьи» буковинских монастырей с наружной росписью. Так сказать, последний всплеск уникального таланта молдавских живописцев. Зато какой! Росписи фасадов были сделаны в 1595-1596 или 1601-1602 гг., и — о чудо! — мы знаем имена художников. Это братья Иоанн и Софроний. Их любимым цветом оказался зеленый, они покрыли зеленовато-красными фресками почти всю поверхность церкви, установив своеобразный рекорд: среди всех монастырей Буковины Сучевица лидирует по количеству настенных изображений. Однако фресок могло быть еще больше. Западная стена оказалась неразрисованной - по легенде, один из братьев-художников во время работы упал с подмостей и разбился насмерть.
Благодаря мощным крепостным стенам Сучевицы, защищающим от сильных ветров, сохранились росписи на северной стороне Преображенского собора. В других монастырях эта подветренная стена почти полностью уничтожена.
Главное место среди всех фресок Сучевицы занимает впечатляющая «Лестница на небеса» (она же «Лестница достоинств»). Краснокрылые ангелы сопровождают праведников, поднимающихся прямо в рай по лестнице, каждая ступенька которой олицетворяет одно из монашеских достоинств. Те, кто оступился, согрешил, проваливаются вниз - в лапы ухмыляющихся демонов. В монастырском музее собрана драгоценная (во всех смыслах) коллекция искусства средневековой Молдавии: золотая вышивка, украшенные жемчугом надгробия, книги в серебряных и золотых переплетах, священные рукописи, гробные покровы братьев Иеремии и Симиона Мовилы.
Секрет лазури
В 1963 г. румынские ученые провели масштабные исследования фресок монастыря Воронец в надежде хоть немного разгадать феномен буковинского чуда. А ведь это действительно почти чудо: краска слоем всего 0,25 см сохранилась до сих пор чуть ли не в первозданном виде! Да еще этот яркий синий пигмент, который во фресках обычно разрушается самым первым. В чем здесь секрет?
Как выяснилось, все дело в технике. Молдавские художники придумали какую-то свою собственную, оригинальную технику живописи, основанную на сочетании традиционной росписи по сырой штукатурке (техника «аль фреско», или византийская фреска) с росписью в технике «аль секко» — красками, созданными из природных минеральных пигментов с добавлением органического (белкового) связующего вещества. В качестве одного из связующих веществ использовалась комбинация свежеприготовленной извести и козеина, который получали из козьего сыра. Этот клей оказался настоящей находкой. Он не только обеспечил отличное сцепление красочных пигментов со штукатуркой, придал изображению особую гладкость и блеск, но и обеспечил высокую устойчивость к воздействию природных факторов.
Для приготовления красок брали, как правило, стандартные пигменты. Черный цвет получали из каменного угля, красный и желтый — из различных охр и киновари, зеленый — из малахита и зеленой земли, синий - из азурита (ляпис-лазурь). На примере азурита видно, как превосходно молдавские живописцы разбирались в технической стороне своей работы. Интенсивность цвета достигалась наложением синей краски (кстати, до сих пор неясно, в каких именно пропорциях смешивались вещества для получения знаменитой воронецкой лазури) на черный фон из каменного угля. Этот же прием способствовал появлению дополнительной защиты азурита от чрезмерной щелочности извести.
Природа и время, впрочем, все же берут свое. Самые главные враги фресок — ветер и дождь. То, как жестоко стихия обходится с живописью, можно наблюдать с подветренной стороны здания.
Но, несмотря на приличную трепку, полученную от матушки-природы, уникальная наружная роспись монастырей Буковины выстояла. И в этом, несомненно, заслуга молдавских мастеров, сумевших найти уникальный рецепт долговечности своих творений, существующих на радость многим поколениям паломников и туристов по сей день.
Комментарии
Чтобы мы могли показать ваше имя и аватарку, пожалуйста зайдите на сайт через одну из соц.сетей