Гробницы исписанной долины
Саудовская Аравия, еще вчера одно из самых закрытых государств планеты, постепенно открывает двери для всего мира. Стране есть чем удивить, но самая главная ее достопримечательность — затерянный в пустыне древний Мадаин-Салих, или Хегра, комплекс гробниц Набатейского царства.
Мадаин-Салих находится недалеко от оазиса Аль-Ула. Благодаря высокому залеганию грунтовых вод (на глубине около 20 метров) постоянное поселение появилось здесь примерно в VI веке до н. э. — здесь останавливались караваны с ладаном, следующие по так называемому Пути благовоний из Эль-Балида на берегу Арабского моря (сегодня это территория Омана) в Табук, откуда караванные пути расходились на Запад, в Египет и оттуда в Европу, и на Восток, во владения хеттских царей, в Персию и Индию.
Считается, что именно здесь летом 630 года пророк Мухаммед во главе 30-тысячного войска прошел на север, чтобы сразиться при Табуке с византийской армией. О самой битве известно немного, более того, различные источники трактуют это событие по-разному, а некоторые и вовсе утверждают, что никакой битвы не было. Тем не менее для мусульман Аль-Ула — место знаковое, но современная Аль-Ула вряд ли способна чем-то удивить даже неискушенного путешественника. Это обычный, можно сказать, провинциальный город Саудовской Аравии, а все самое интересное в этих местах находится за его пределами. Исключение — древние солнечные часы Тантора, расположенные у входа в старый город, покинутый жителями в 1983 году. По Танторе жители пустыни следили не только за временем, но и за сменой времен года. С наступлением зимы, приходящей на смену испепеляющему лету, начинались сельскохозяйственные работы, пустыня на короткое время покрывалась цветами, а число караванов возрастало многократно.
Сегодня в старом городе, где сохранились постройки возрастом 200 лет, под патронажем Королевской комиссии Аль-Улы идут восстановительные работы. Ожидается, что к октябрю 2020 года, когда здесь начнется новый туристический сезон, будет закончен первый этап реконструкции и часть древнего города откроется для посещения.
А в декабре в Аль-Уле стартует третий культурный фестиваль «Зима на Танторе» — его программа пока неизвестна, но если судить по опыту проведения прошлых фестов, гостей ждет множество сюрпризов. Для ключевых мероприятий первой «Зимы на Танторе» посреди пустыни был возведен современный концертный зал Maraya, название которого с арабского переводится как «Зеркало». Он возникает словно мираж посреди песка и гор и, отражая на своих гранях окружающий пейзаж, как будто «ломает» пространство. Стена за сценой — прозрачная, поэтому во время выступлений зрители могут наблюдать не только сценические эффекты, но и горы, и небо, а ночью — яркие звезды Млечного Пути.
В Maraya находится знаменитая инсталляция японской художницы Яёи Кусамы Infinity Mirror Room — «Бесконечная зеркальная комната». Зал, от пола до потолка покрытый зеркальными поверхностями, создает иллюзию пространства без границ. Пребывание здесь дарит очень необычные ощущения. 91-летняя художница известна в том числе тем, что 40 лет добровольно провела в психиатрической клинике (с правом в любой момент покинуть ее и вернуться, когда пожелает) — Кусама изучала образ мысли психически нездоровых людей, пытаясь увидеть мир их глазами, и этот опыт она использует в своем творчестве.
Второй фестиваль «Зима на Танторе», прошедший с 19 декабря 2019 года по 7 марта 2020-го, дал гостям возможность подняться на воздушных шарах над древним ландшафтом, постичь искусство соколиной охоты, познакомиться со всемирно известными музыкантами и увидеть знаменитое лазерное шоу Жана-Мишеля Жарра, побывать в гостях у бедуинов и в закрытом лондонском клубе Annabel’s, филиал которого под открытым небом предлагал гостям сет из шести блюд, придуманных мишленовскими поварами.
Одним из самых ярких событий второго фестиваля стала выставка современного искусства Desert X Al-Ula. Это продолжение популярного калифорнийского проекта, для участия в котором привлекли в основном местных художников. Для поклонников современного искусства стало огромным открытием то, что в Саудовской Аравии, где все новое вообще приживается очень плохо, есть целая артель молодых художников. Четырнадцать участников биеннале представили на суд публики работы, отражающие историю региона, приглашающие к межкультурному диалогу и с оптимизмом смотрящие в будущее.
* * *
От Набатейского царства в окрестностях Аль-Улы остались не только монументальные гробницы, высеченные в скалах из красного песчаника. На склонах горы Икмах, в 10 километрах севернее города, сохранились тысячи надписей и петроглифов возрастом более 2 тысяч лет. Набатейское письмо развилось из арамейской письменности и стало основой современного арабского языка. Особенно много надписей на набатейском сохранилось на камнях в Вади Аль-Мукаттаб — «Исписанной долине» на Синайском полуострове, неподалеку от монастыря Святой Екатерины. В Саудовской Аравии есть своя «исписанная долина», местные жители называют ее «наскальная библиотека на горе Икмах».
По пути из Аль-Улы к «библиотеке» справа будет одно из скальных образований — Джебель-Хурайбах. На склоне этой горы выбито около 40 гробниц. По сравнению с основными достопримечательностями Мадаин-Салиха они весьма скромные, но как минимум одна из них заслуживает внимания. В археологических каталогах она обозначена как «Львиная гробница» — вход в нее украшен вырезанными барельефами в виде двух львов.
Большая часть надписей на горе Икмах относится к периоду расцвета Королевства Лихьян (с VI до II века до н. э.). По ним можно узнать о торговле, налогах, социально-культурном устройстве и экономике региона. Надписи на древнем языке есть и на гробницах Мадаин-Салиха — они рассказывают, кто, когда и зачем построил это сооружение, кто имел права доступа в гробницу. Петроглифы донесли до нас имена, профессии и социальный статус тех, кто нашел в таких усыпальницах вечный покой. Ничего подобного нет, к примеру, в иорданской Петре, столице Набатейского царства, хотя гробницы Мадаин-Салиха и Петры были высечены в скалах примерно в одно и то же время. Почти не встречаются в Петре и декоративные элементы в виде изображений различных животных. И если барельефы львов, леопардов, орлов или верблюдов еще можно как-то обосновать, то происхождение изображений кроликов или существа, отдаленно напоминающего дикобраза, ученые затрудняются объяснить. Возможно, ответы скрыты где-то на «страницах» «наскальной библиотеки горы Икмах» — работы по ее изучению начались недавно, около 70 лет назад, и наверняка на склонах горы и в естественных пещерах, образованных эрозией, найдется еще немало тайн.
Всего в Мадаин-Салихе на сегодняшний день известно почти 140 гробниц. До многих можно добраться только по воздуху или на полноприводном внедорожнике, поэтому они все еще недоступны для путешественников — здесь трудятся специалисты со всего мира, в том числе и из России.
Так как Саудовская Аравия стала открываться для туризма только сейчас (первые туристические визы были выданы в сентябре 2019 года), правила посещения местных достопримечательностей порой сильно отличаются от общепринятых. В Мадаин-Салих нельзя попасть, просто приехав к этому объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО. Более того, летом он в принципе не принимает гостей — здесь слишком жарко, и даже непродолжительные прогулки под палящим солнцем чреваты проблемами со здоровьем. В остальное время, чтобы посетить комплекс, нужно заранее обратиться к сотрудникам гостиницы, где вы остановитесь, и они помогут получить разрешение.
Первое, что вас встретит на территории Мадаин-Салиха после прохождения всех формальностей, — станция Хиджазской железной дороги, построенной турками в самом начале ХХ века для доставки паломников в Мекку из Турции, Ливана, Сирии и Палестины. На ржавых рельсах напротив каменного вокзала навсегда застыл состав времен Первой мировой войны — по ее итогам Хиджазская железная дорога протяженностью 1300 километров оказалась на территории нескольких стран, которые не смогли поддерживать ее в рабочем состоянии.
Аль-Диван, большая естественная ниша в горе Джебель-Итлиб, находится в начале узкого 40-метрового прохода, ведущего к системе древнего водоснабжения: дождевая вода с гор стекала по специально выдолбленным каналам в подземное водохранилище. Проход похож на тот, за которым скрывается Эль-Хазне, главный храм Петры. Сам Аль-Диван служил местом проведения религиозных праздников и заседания суда. Считается, что здесь проходили обряды в честь верховного бога Душары, способного управлять небесным огнем — молниями. Интересно, что культ Душары некоторое время сохранялся даже после установления в этой части Аравийского полуострова ислама, пока, по легенде, пророк Мухаммед не наслал на язычников молнии, которые погубили обитателей Мадаин-Салиха, и с тех пор эти края стали считаться проклятыми. Самое интересное — легенда о проклятии до сих пор жива, и власти королевства прикладывают много усилий, чтобы развенчать этот миф и сделать Мадаин-Салих важной туристической достопримечательностью.
Главный, и самый впечатляющий, объект, доступный сегодня для посещения на территории комплекса, — Каср-аль-Фарид, «Одинокий замок», который, конечно же, не замок и не так уж и одинок. Эта гробница, высеченная в 40-метровой отдельно стоящей скале, так и не была закончена, а потому мы не знаем, кому она предназначалась. Как и все остальные гробницы в Мадаин-Салихе, она вырезалась сверху вниз, поэтому внизу камень менее обработан, чем наверху. Строители не успели украсить гробницу декоративными элементами и, как подозревают исследователи, не закончили работу внутри — для такого сооружения погребальная камера очень скромна по размерам. Каср-аль-Фарид — одна из самых молодых гробниц архитектурного комплекса, ее начали строить в I веке н. э. Масштаб проделанной работы колоссальный — и это хорошо видно сверху: четверть скалы словно отрезана гигантской пилой.
Древнейшая гробница Мадаин-Салиха — Аль-Сания — также находится на удалении от других объектов. Во время второго фестиваля «Зима на Танторе» Аль-Сания стала естественной декорацией для съемок проморолика ливанского танцевального театра Caracalla Theatre, который представил на сцене концертного зала Maraya трагическую историю любви арабских Ромео и Джульетты. Да, несмотря на все несходство культур, у разных народов есть много похожих друг на друга историй. Может быть, мы все и не так уж различаемся, и грядущий фестиваль «Зима на Танторе» снова постарается это показать. И если вдруг вы окажетесь в Аль-Уле в один из зимних уикендов, мы вам завидуем: вам только предстоит открыть всю красоту и величественность этого уголка Саудовской Аравии.
Комментарии
Чтобы мы могли показать ваше имя и аватарку, пожалуйста зайдите на сайт через одну из соц.сетей