Раони и его племя
Численность амазонских индейцев каяпо не превышает 10 тысяч человек, а места, где они обитают, не нанесены на карты. Вожди племени помнят времена, когда индейцы не знали белых людей, а пролетающие над сельвой самолеты принимали за богов, один из которых, Беп-Коророти, по описаниям удивительно похож на космонавта в скафандре. Мифология индейцев находится под угрозой исчезновения — ведь легенды помнят лишь старейшины каяпо.
«Нужно срочно бежать из Бразилии. Но как? На границе меня наверняка уже ждут. Единственный вариант — по джунглям в Колумбию», — без остановки крутились в голове мысли.
Виной всему — переводчик-проводник, который украл мои деньги, вещи, билеты и улетел в столицу, пока я гонялся с фотоаппаратом наперевес за розовыми дельфинами Амазонки.
Но это оказался не просто вор и мошенник, пересекший со мной всю Бразилию, втираясь в доверие, но еще и лжец. Когда я писал заявление в полиции о краже, выяснилось, что он обратился в местные органы и заявил, что я не только проник без разрешения на территорию резервации индейцев реки Шингу, что запрещено законом, но и силой принудил его сделать то же самое...
НИКОГДА НЕ СДАВАЙСЯ
За год до этих событий я начал плотно готовиться к посещению северной части резервации реки Шингу в штате Мату-Гросу, получившей статус национального парка в 1961 году. Тогда планировалось, что резервация станет не только убежищем для индейцев, в котором они смогут сохранить уклад жизни, традиции и культуру, но и природным заповедником, законсервированным со всем многообразием флоры и фауны. Сегодня в резервации официально проживает 14 племен (но возможно, их больше), говорящих на разных диалектах. Среди них — каяпо, известные не только воинственным нравом, но и невероятными легендами. Именно эти истории мне и хотелось услышать из первых уст.
Самая большая сложность посещения индейских резерваций, помимо почти отсутствующей транспортной инфраструктуры, заключается в получении разрешения от FUNAI, правительственного органа по делам коренных народов Бразилии. Весь регламент этой излишне бюрократизированной процедуры был соблюден в полном объеме — начиная от всех необходимых прививок и заканчивая целой стопкой разных бумаг. И вот в джунглях, на полпути к моей цели, пришел ответ: «К сожалению, любой контакт с каяпо в данный момент строго запрещен, так как индейцы племени находятся в состоянии войны с гражданским населением».
Стоит отметить, что к такому повороту событий — к отказу, но не войне — формально я был готов. Двумя годами раньше я уже был в этих краях, тогда найти каяпо в джунглях не удалось, но меня приютило дружелюбное и гостеприимное племя индейцев калапало. Их вождь на прощание подарил внутреннюю карту, где были обозначены все известные деревни всех 14 племен. Эта карта была у меня с собой, и я не собирался сдаваться. Но для начала нужно было добраться по разбитым заболоченным дорогам до городка Сан-Жозе-ду-Шингу.
Каждый день сюда наведываются представители разных племен за покупками. Инструменты, леска и крючки для ловли рыбы, обувь, кофе, растительное масло, сахар, табак, батарейки, рис и самое главное — бензин. Он нужен не только для моторных лодок, но и для генераторов (почти во всех индейских деревнях уже давно есть эти плоды цивилизации). Но покупать-то индейцы «покупают», платить — отказываются. И если в супермаркетах уже давно закрыли «кредит доверия», работая только за наличные, то заправки не могут остановить продажу в кредит, так как боятся в этом случае никогда не получить старые долги. Таким образом, продолжает существовать болезненная взаимная зависимость, а долги некоторых племен индейцев растут в арифметической прогрессии.
В первый же вечер меня ждала удача — я познакомился с легендой этих мест, Закиэлом Бокато, одним из основателей города и другом местных индейцев. В далеком 1974 году, когда Сан-Жозе-ду-Шингу был только заложен, два индейца каяпо, Раони и Пую, вышли из джунглей в поисках помощи. У Раони из-за деревянной пластины в нижней губе возникло воспаление, и семья Бокато помогла ему. С тех пор Раони и Закиэл дружат, вот уже 50 лет.
Сейчас Раони — один из самых известных активистов и защитников прав индейцев. Его называют «Вождь всех вождей», и он обладает огромным авторитетом не только в резервации реки Шингу, но и во всей Бразилии. Он встречался с папой римским Иоанном Павлом II, французскими президентами Франсуа Миттераном и Жаком Шираком, королем Испании Хуаном Карлосом и британским принцем Чарльзом, нынешним королем Карлом III.
Закиэл также рассказал, что каяпо — чуть ли не единственное племя в резервации, которое почти никого к себе не пускает и агрессивно относится ко всем чужакам на своих территориях. А сейчас произошел серьезный инцидент и каяпо отправились воевать с «белыми». Как раз об этом и написали из FUNAI. На северо-востоке штата Мату-Гросу есть свободные земли, которые государство хотело присоединить к резервации реки Шингу. Но на эти земли одновременно претендует и владелец крупнейшего поголовья скота в стране — не кто иной, как сын президента Бразилии. Он нанял около 40 пистолейрос для охраны этих земель, каяпо же в ответ нанесли боевую раскраску, вооружились луками, стрелами и ружьями и отправились вверх по течению Шингу воевать с захватчиками. Пистолейрос — особая страница в истории Бразилии. Это наемники, которые используются сильными мира сего для борьбы с несогласными. И если на юге штата их уже давно извели, то на севере подобные услуги еще популярны.
Казалось, все складывалось против моей встречи с каяпо. Но Закиэл пообещал замолвить словечко перед племянником вождя Раони — Укетэ, который через два дня должен был приехать в городок за провизией. Я написал письмо «вождю вождей» и вместе с Укетэ передал целую гору провизии и не только: 15 килограммов кофе, 70 килограммов риса, 15 литров растительного масла, 30 килограммов сахара, 300 литров бензина, две коробки батареек, пять больших упаковок табака и много других мелочей. Спустя еще пару дней воин с раскрашенным лицом по имени Бетикрэ привез ответ: «Я, Раони, вождь племени каяпо из деревни Раони, прочитал твое письмо и готов принять тебя в гости сегодня». Письмо было закреплено подписью самого Раони и остальных касиков (вождей) деревни. Эта бумага дала мне законное право на посещение индейских территорий без разрешения от FUNAI.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ИНДЕЙЦЫ
Добраться до деревни каяпо было отдельным приключением. Гостеприимство индейцев тоже оказалось условным — все дни жизни в племени пришлось почти голодать, спать в мокром гамаке и жутко мерзнуть, а уже на четвертый день тело настолько было искусано москитами и злобными муравьями, почему-то не кусавшими индейцев, что на мне не осталось живого места. Лишь в самом конце я узнал, что индейцы мажутся особой травой, отпугивающей насекомых получше любого химического репеллента.
В деревне Раони 25 хижин, расположенных по кругу вокруг Нг-оби, «Дома воинов». В племени четко регламентированы все обязанности. Если, к примеру, сажает и выкапывает маниок только мужчина, то пропалывает его и несет в дом женщина. Варит рыбу женщина, а вот жарит — только мужчина, так как это связано с «мужским делом» — вытачиванием деревянного вертела.
При общении с каяпо бросается в глаза то ли их простота и непосредственность, то ли наглость и избалованность. Различные организации и благотворительные фонды сильно испортили индейцев. Как говорится, если хочешь помочь голодному человеку, не давай ему рыбу, лучше научи его рыбачить, — и в случае с каяпо международные благотворительные организации в свое время просто «закормили их рыбой». Теперь большинство индейцев считают, что «белые» по определению им что-то должны.
Стоит отметить, что не все племена ведут себя подобным образом. Те же калапало, у которых я гостил раньше, — это дружелюбное племя, оставившее самые благоприятные воспоминания. Вероятно, их психология отличается потому, что в основе их жизни лежит кодекс этики и морали «ифутису» — его характеризуют отсутствие агрессивности вплоть до избегания споров на публике, стремление к гостеприимству и щедрости, готовность всем делиться. Каяпо же в первый день нашего тесного знакомства повели себя иначе, что заставило изрядно поволноваться.
На первую встречу с Раони меня проводил молодой воин, весь покрытый шрамами. Видимо, когда-то он очень сильно провинился. Когда ребенок или подросток каяпо плохо себя ведет, считается, что в него вселился злой дух. И тогда шаман (пажэ) начинает изгонять зло, выпуская «плохую кровь». Для этого берутся зубы пейше-кашорру, амазонской рыбы-собаки, которыми на тело наносятся порезы. Чем серьезнее проступок, тем больше необходимо выпустить крови. Раны потом долго болят, а шрамы остаются на всю жизнь.
Но вот наконец появился сам Раони. На нем были желтый кокар (индейская шапка из перьев попугая ара), ожерелье из раковин земляной улитки, в руках он держал лук и стрелы. Вождь сел в центре Нг-оби у костра, рядом расположились четыре пожилых индейца — другие вожди деревни, шаман и несколько молодых людей.
Познакомившись, Раони поделился свежими новостями племени. Несколько дней назад, когда каяпо были на охоте в джунглях, они встретили в густом подлеске голого индейца высокого роста в боевой раскраске. Из оружия у него было только копье. Каяпо выстрелили в него, но индеец скрылся в джунглях. А когда каяпо на следующий день вернулись с подкреплением, на этом месте обнаружили лишь следы больших ног.
Это было интересно, ведь считается, что в резервации реки Шингу не осталось неконтактных племен. Вспомнился рассказ Закиэла о том, как два года назад индейцы из племени капоту наткнулись в джунглях на группу индейцев, говорящих на непонятном им языке. Жестами они договорились встретиться там же на следующий день, но когда капоту прибыли с подарками и лингвистом из FUNAI, к ним никто так и не пришел.
ПОСЛЕДНИЙ, КТО ДЕЛАЕТ СТРЕЛЫ
У индейцев каяпо есть удивительные мифы и легенды, в которых речь идет о контактах в далеком прошлом с высокоразвитыми цивилизациями, с гостями из космоса и с людьми, обладающими оружием, извергающим гром и «смертоносные лучи». Самого известного персонажа легенд зовут Беп-Коророти. У него был костюм, напоминающий современные скафандры космонавтов, и он везде ходил с «громовой палкой». В честь Беп-Коророти каяпо ежегодно проводят праздник, неизменным атрибутом которого является выход танцора в костюме Беп-Коророти, сплетенном из листьев пальмы бурити.
Беп-Коророти научил каяпо сажать маниок, плести гамаки и строить дома, а остальному их научила Звезда. Эта легенда неизвестна широкой публике, но она еще больше поражает воображение, ведь фактически речь в ней идет о пришельцах из космоса.
Когда-то индеец каяпо познакомился с девушкой по имени Звезда, которая спустилась с неба. Они полюбили друг друга, у них родились дети, но однажды Звезда попросила мужа помочь ей подняться на небо. Сначала каяпо испугался, но Звезда смогла убедить его, что она не бросит семью и вернется, а когда прилетела снова, то привезла неизвестные плоды и семена, и никто в деревне не знал, что с ними делать. Один из стариков спросил ее: «Что это и как это есть?» И Звезда ему ответила: «Это еда, которой мы питаемся там наверху, а теперь и вы должны привыкнуть к ней и научиться питаться как мы».
Сколько же легенд и знаний хранит Раони и сколько будет потеряно с его уходом — сложно представить. Впоследствии я разговаривал с воином по имени Кокумарити, и тот признался, что лишь слышал что-то о Беп-Коророти, но полностью не знает эту историю.
Совсем скоро некому будет рассказывать древние легенды, напевать песни, слова и ритм которых передавались из поколения в поколение на протяжении сотен лет, некому будет делать боевые стрелы, а традиционные головные украшения из перьев станут пылиться, подвешенные на стенках в хижинах, как пережиток прошлого.
Вождь — представитель еще того поколения индейцев, которые жили в лесу до прихода белых людей и ничего не знали о нашем мире. Он помнит и знает все традиции, мифы, песни и предания, помнит, как жили каяпо до первого контакта. Молодое поколение — совершенно иные люди. Они родились и выросли по соседству с городами белых, они забывают свою культуру и уже не умеют жить так, как жили их предки. Чем больше я общался с Раони, тем больше понимал психологию индейца «старой закалки». Фундаментом жизни каяпо были охота, собирательство и рыбалка. Безупречное знание повадок животных, предсказание их поведения и смелость — вот те качества, которые ценились больше всего и чему с младенчества были призваны учить индейские предания.
Однажды после обеда вождь пришел на встречу с луком и стрелами. Всю беседу он не спеша, прищурив один глаз, параллельно приводил в порядок стрелы. На каких-то поправлял обмотку из тонкой коры вокруг наконечника, другие шлифовал, третьи нагревал над огнем и выравнивал. Это печально, но Раони — последний индеец в деревне, кто еще умеет делать стрелы. Разного калибра, они предназначены для охоты на всевозможную дичь. Наконечники из заостренного бамбука — на тапиров, они самые «бронебойные», из хвоста ската — в зависимости от размера — на обезьян, небольших свиней или более мелких животных.
Индейцы уже практически не пользуются луками — на смену им пришли ружья. И сейчас по всем деревням каяпо едва ли можно найти десяток пожилых индейцев, которые, как и вождь Раони, помнят, как правильно делать стрелы.
Понятие вождя у индейцев — это не то, что мы обычно себе представляем. Здесь вождь — это самый уважаемый человек в деревне, заслуживший авторитет какими-то поступками. В каждой деревне всегда есть несколько вождей, вместе они составляют «совет старейшин». Он не располагает какими-либо властными полномочиями, никому не приказывает и не говорит соплеменникам, что им делать. Касики передают волю предков народу. Вместе они совещаются по различным вопросам и принимают решение, а потом озвучивают его, предлагая людям рассмотреть тот или иной вариант. Практически всегда индейцы делают так, как решили старейшины, но в принципе они не обязаны слушать эти рекомендации.
Когда я возвращался из резервации, много думал об увиденном и услышанном. В планах — издать книгу об индейцах Амазонии, но пока собранного материала для этого недостаточно. А потому предстоят еще экспедиции, одна — в самом скором времени.
Можно долго рассуждать о жизни каяпо (да и других племен), об их проблемах, приоритете на земли и взаимоотношениях с внешним миром. И каждая из сторон будет по-своему права, ведь эти вопросы очень неоднозначны. Кто эти люди: обиженные жизнью наши «младшие братья», дети природы, которых нужно защищать, оберегать и поддерживать, или это избалованные и утратившие самостоятельность соседи, которые не уважают других и с которыми необходимо вести себя строже? Я так и не смог ответить на этот вопрос.
P. S. Переводчика-вора так и не привлекли к ответственности, но история для меня закончилась хорошо.
Фотографии Владимира Алексеева.
Страна: Бразилия
-
- Валюта:
- бразильский реал
-
- Употребляемые языки:
- португальский
-
- Получение визы:
- Безвизовый въезд
-
- Столица:
- Бразилиа
Комментарии
Чтобы мы могли показать ваше имя и аватарку, пожалуйста зайдите на сайт через одну из соц.сетей