Йети — охотник за птицами

Йети — охотник за птицами

Для того чтобы лучше узнать, на что годится автомобиль Škoda Yeti, наша команда приняла участие в бёрдинг-ралли «Гуси-лебеди-2012», организованном московским клубом «Птицы и люди». Что такое бёрдинг-ралли? Это состязания, в которых команды соревнуются в водительских навыках на дорогах и бездорожье и в знании орнитологии. Участникам необходимо пройти маршрут, вовремя отмечаясь на чек-пойнтах, и при этом фотографировать птиц, правильно определяя их видовую принадлежность. Побеждает тот, кто уложится в отведенное время и в чьем отчете окажется больше видов пернатых.

Впереди у нас с фотографом Александром Калгановым полторы тысячи километров по дорогам всех типов, доступных в Центральной России, исключая зимники. Потому что зима, к счастью, уже закончилась.

Получив в свое распоряжение Škoda Yeti с двигателем объемом1,8 литра, мы посвятили первый вечер езде по городу. Впечатления двойственные. В салоне довольно удобно и просторно, кресла легко подгоняются под фигуру водителя и пассажира. Раздельный климат-контроль работает отменно, звук штатной аудиосистемы не вызывает нареканий, а звукоизоляция салона хорошая, благодаря чему стояние в пробках (именно на это, увы, тратится большая часть водительского времени в вечерней Москве) дается легко.

Мощный двигатель и плавно переключающая передачи шестидиапазонная коробка DSG помогают как быстро стартовать на светофорах, так и ползти в едва шевелящемся потоке транспорта, отпустив обе педали. С другой стороны, для городского вождения, когда постоянно требуется мониторить дорожную обстановку со всех сторон, у Yeti недостаточный обзор: широкие стойки загораживают обзор по углам, площадь остекления мала.

ЭХ, ДОРОГИ…

Утром следующего дня мы выехали в село Чистое Торопецкого района Тверской области, где должен был состояться старт бёрдинг-ралли. Это весьма интересные места для тех, кто увлекается биологией и географией: центр водораздела Русской равнины, где находятся истоки Волги, Западной Двины и Днепра. Рельеф типично ледникового происхождения, с характерными озерами (такими как Чистое, на берегу которого стоит одноименное село), сформировался 10–12 тысяч лет назад, когда последний ледник уже отступал на север.

Здесь, в отрогах Валдайской возвышенности, находятся Торопецкий заказник и всемирно известная биостанция «Чистый лес» в селе Бубоницы, где семья биологов Пажитновых уже более 25 лет занимается воспитанием собираемых со всей России медвежат-сирот, которых готовят к самостоятельной жизни в лесу.

Два рюкзака и скатка ковриков целиком заняли багажник, оказавшийся не слишком объемистым. То, что по городу передвигаться на Yeti вполне комфортно, мы уже знали, но не ожидали, что на трассе наши ощущения сильно изменятся. Каково же было наше удивление, когда именно на трассе автомобиль показал себя с наилучшей стороны. Он прекрасно держит дорогу, руль отлично передает ее неровности, правильно «липнет» к рукам. Škoda уверенно входит в повороты, ее не качает потоком воздуха от встречных фур. На скорости до 180 километров в час машина полностью сохраняет управляемость, не рыскает, идет как приклеенная к трассе.

 

По мере удаления от Москвы старый асфальт с изрядной колейностью сменяется то криво уложенным новым, то «стиральными досками» ремонтируемых участков. На подъезде к Торопцу шоссе превращается в кружево из асфальтовых бортиков, окружающих глубокие ямы, причем эти провалы явно преобладают над остатками асфальта.

Двигаться по такой дороге быстро — опасно, а медленно — мучительно. Подвеска хоть и жесткая, но ход амортизаторов маловат, поэтому ее то и дело «пробивает». Пришлось, по примеру местных водителей, ехать большей частью по обочине.

За Торопцом асфальт исчезает, вместо него появляются грейдеры, носиться по которым в клубах пыли — одно удовольствие. Устав меньше, чем могли бы за 500 километров, мы въехали в село Чистое, где наутро нам предстояло стартовать в компании десятка других команд. Организаторы предложили выбор: двигаться только по дорогам общего пользования или с элементами off-road. Хотя в рекламе Škoda Yeti периодически и мелькают упоминания о ее «джиперских» возможностях, было очевидно: лезть в болото вместе с УАЗами совершенно бессмысленно. Но даже «дорожный» маршрут позволил оценить, каков из Yeti внедорожник.

ПЕРНАТОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Накануне старта мы совершили пешую разведку, компанию в которой нам составили два местных пса. Один из них, старый охотник, сопровождал нас на всем протяжении прогулки, а второй, огромный и ласковый, только проводил нас и встретил по возвращении в село. Он вырос вместе с волками во время проходившего здесь эксперимента по реинтродукции волчат-сирот. Зоологи, принимавшие участие в этой программе, говорят, что пес многое перенял от волков и весьма напоминает их повадками.

Проходя по заросшим «краснокнижными» цветами и тривиальным копытнем опушкам, топким берегам озера и завалеженному лесу, мы поняли, как непросто будет соревноваться наутро.

Смешиваясь с неумолчным кваканьем лягушек, доносилось кряканье устраивающихся на ночлег уток. Над головами несколько раз проносились стайки чирков. Из каждого куста, из крон берез и ольх пищала всевозможная птичья мелочь. Взлетела пара спугнутых нашим псом-провожатым перевозчиков. Птеродактилем пролетела на фоне заката цапля. Ясно было, что проблем с «кого бы сфотографировать» не будет, развернется острейшая конкуренция между командами и счет видов птиц пойдет на десятки.

Утром состоялся старт, и первым делом большинство фотографов запечатлело пару мухоловок-пеструшек, живущих рядом со столовой, где все завтракали. Затем отдали должное дроздам-рябинникам, носившимся над домами, и только после этого машины выехали на маршрут.

Вождение на бёрдинг-ралли имеет свою специфику. Поскольку на деревьях уже появились листья, большинство птиц скрывается в кронах. Чтобы их обнаружить, приходится полагаться на слух и на опыт, позволяющий предсказать, где именно можно найти тот или иной вид. То есть надо ехать медленно, с открытыми окнами, прислушиваясь к песням и позывкам пернатых. А услышав многообещающую трель, остановиться и выпустить фотографа. Порой же, наоборот, желательно не прерывать движения, чтобы не спугнуть птиц, и вести съемку прямо из машины.

Большая часть маршрута проходила по сухим дорогам, однако примерно в середине пути нам попалось несколько сотен метров жидкой грязи, достаточных для того, чтобы убедиться: Yeti не внедорожник. И дело тут не только в низкой посадке, когда грязь подступает к днищу автомобиля и тот рискует вот-вот «лечь на пузо». Главная беда — «интеллектуальный» полный привод. Включить полный привод вручную нельзя, приходится полагаться на электронику, которая в грязи срабатывает непредсказуемо и чаще всего — не вовремя. Впрочем, то, что мы замедлили ход, пробираясь по грязи, дало нам возможность рассмотреть, как в небе ворона отважно воюет с коршуном, по-видимому, прогоняя его от гнезда.

Выиграть соревнования нам не удалось, ведь победители запечатлели 50 видов птиц, а мы всего 30. Время для ралли было выбрано на редкость удачное: можно было наблюдать не только тех птиц, что гнездятся в подзоне южной тайги, но и тех, кто летит на север, в лесотундру и тундру Кольского и Гыданского полуостровов. Гуси разных видов, лебеди, крохали, гоголи, поганки, гагары. На закате токовали бекасы, вальдшнепы, дупели. На опушках на рассвете звучали голоса тетеревов, а по краям верховых болот были слышны глухари. Удовольствие увидеть и услышать такое разнообразие пернатых искупает проигрыш в состязаниях.

По завершении ралли мы отправились в обратный путь. Команды, которые задержались на биостанции, могли прослушать лекции по биологии и развесить искусственные гнездовья, например скворечники, совешники или гоголятники.

Дорога домой не принесла неожиданностей, за исключением лопнувшего на ходу колесного диска. Надо отдать Yeti должное: кроме удара в руль и незначительного перекашивания, никаких неприятных ощущений эта поломка не вызвала. Ушли к обочине, поменяли колесо и продолжили путь.

В целом же по результатам тест-драйва нужно признать, что Škoda Yeti — неплохой автомобиль для города и междугородних переездов, к которому, однако, не следует относиться как к внедорожнику или даже кроссоверу. Это просто удобная и практичная машина, не шикарная, но вполне комфортабельная. В меру экономичная (у нас получилось около 12 литров АИ-95 на 100 километров) и в меру вместительная. 

Комментарии

Оставить комментарий
Пётр Васин
Пётр Васин
30 Декабря 2015

Страна: Флаг России Россия

Россия фото
  • Валюта:
    рубль, RUB
  • Употребляемые языки:
    русский, татарский, армянский, осетинский, башкирский и т.д.
  • Получение визы:
    Безвизовый въезд
  • Столица:
    Москва
еще...

Также читают

Россия
Проверено севером
Проверено севером
Забудем о тестах шин на специально подготовленном полигоне — мы решили отказаться от привычной методики и подойти к испытаниям по-другому: «обули» Jeep Cherokee в новые покрышки Goodyear UltraGrip Ice Arctic SUV и отправились на Кольский полуостров, чтобы протестировать колеса в экстремальных условиях Крайнего Севера.
Россия
Самурай на Русском Севере
Самурай на Русском Севере
Окрестности озера Велье в Новгородской области воплощают в себе все то, что называют Русским Севером, — захватывающие дух зимние пейзажи, впечатляющие достопримечательности вроде Валдайского Иверского монастыря и самое настоящее бездорожье. 
Казахстан
Чудеса Долины замков
Чудеса Долины замков
На нашей планете много совершенно удивительных уголков, о которых мало кто знает. Один из таких районов - заповедные места южного Казахстана. Даже краткое описание их природных сокровищ предрекало нам самые яркие впечатления, в реальности же все оказалось еще живописнее.
ОАЭ / Абу-Даби
Птица эмира
Птица эмира
Соколиная охота в Объединенных Арабских Эмиратах — больше чем спорт, это важная часть истории и культуры страны. И познакомиться с древним искусством можно, даже не выезжая за  пределы Абу-Даби.
Россия
Личное дело
Личное дело
Бизнес-седаны путешествуют редко — максимум довозят хозяина от дома до офиса. Между тем их не зря снабжают разнообразными электронными ассистентами и салоном повышенной комфортности. Так, может, и для вояжей между городами бизнес-седан — это то, что нужно? Чтобы проверить это, мы прокатились из Москвы в Казань и обратно на новеньком Lexus ES.
Щелкнуть зверя
Щелкнуть зверя
На планете все меньше и меньше диких животных - жирафов, слонов, носорогов, гепардов. Люди начинают понимать, что они сами ответственны за уничтожение зверей. Вешать на стены шкуры и рога уже не модно, носить одежду из меха и кожи редких животных - почти неприлично. Падает спрос на ружья и картечь, охота на четвероногих и пернатых сменяется новым популярным увлечением - фотосафари.
Франция
Все оттенки удовольствия
Все оттенки удовольствия
Еще утреннее, но уже яркое солнце отражается в штампованном металле. За бортом сливаются два оттенка лазури — морской и небесной. Колеся вдоль Лазурного Берега на лимитированной версии Škoda Rapid, легко представить, что в руках — не руль автомобиля, а яхтенный штурвал.
Россия
Настоящая легенда
Настоящая легенда
Трудно представить более легендарный отечественный автомобиль, чем LADA Niva. В этом году модель отмечает 45 лет со дня премьеры и демонстрирует готовность к новым свершениям, покоряя тысячи километров бездорожья на ралли «Шелковый путь». 
Рыцарь Антарктики
Рыцарь Антарктики
Имя Эрнеста Генри Шеклтона в разговорах о покорении Антарктики вспоминают сразу после Скотта и Амундсена. И это несмотря на то, что ни одна из затеянных им экспедиций не достигла своей цели — а в последней и сам Шеклтон распрощался с жизнью. Неудачен был и его «антарктический дебют» в команде Роберта Скотта, когда тот в первый раз попытался достичь Южного полюса. И все же и сам Скотт, и следующие поколения полярных исследователей многим обязаны Шеклтону.
Индонезия
Урожай ветра
Урожай ветра
Сколько нужно человек, чтобы запустить воздушного змея в небо? На индонезийском острове Бали, где этот процесс — не развлечение для детей, а важный элемент традиционной культуры, можно увидеть таких змеев, для управления которыми требуется до 20 человек!