АРХИТЕКТУРА СВЕТА
До 20 августа во флигеле «Руина» Музея архитектуры имени А.В. Щусева работает выставка «Фальконье. Архитектура света», посвященная истории изобретения оригинального строительного материала — стеклянного кирпича «Фальконье».
Название материал получил в честь изобретателя, швейцарского архитектора и инженера Гюстава Фальконье (1845–1913). Основываясь на многолетнем опыте стеклоделия, он создал материал, занявший важное место в строительной практике. Разработкой форм и моделей пустотелых стеклянных кирпичей Фальконье занимался с 1880-х годов до конца жизни.
Принцип изготовления, а также технология укладки стеклянных кирпичей были запатентованы в Европе и США. Они приглушали и рассеивали солнечный свет, отличались прочностью при малом весе и применялись для остекления уличных и коридорных окон, куполов верхнего света, перекрытия зимних садов, оранжерей и парников и других сооружений. Так, в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде и других российских городах сохранилось множество жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были использованы кирпичи «Фальконье». Например, Бутырское трамвайное депо, Саввинское подворье, усадьба Латышевых — Бахрушиных — Бардыгиных и другие.
В конце 1930-х годов линии по производству фальконье были остановлены, впоследствии было утрачено и оборудование. На смену искусному производству пришли прессованные квадратные и прямоугольные стеклоблоки.
В 2021 году благодаря сотрудничеству Музея архитектуры и экспериментального производства NWGlass.lab в Санкт-Петербурге в России была восстановлена технология изготовления стеклянного кирпича Фальконье. Инициировав масштабный выставочный проект и заказав для него более тысячи изделий разных моделей и цветов, Музей архитектуры стимулировал научные разработки и производственные опыты NWGlass.lab, специалисты которого добились максимального соответствия новых изделий историческим образцам. Именно этот успешный эксперимент сделал возможным последующую реставрацию двух исторических зданий — дома Щелухиной в Нижнем Новгороде и дома Ерошенко в Басковом переулке в Санкт-Петербурге. В обоих случаях были полностью воссозданы кладки фальконье в оконных проемах.