«Дрэг» — это культура!

«Дрэг» — это культура!

При слове «дрэгрейсинг» многие профессиональные автогонщики корчат гримасы. Дисциплину, которая входит во все ведомости Международной автомобильной федерации и различных национальных автомобильных федераций, считать спортом не модно. По крайней мере, среди тех, кто ни разу в ней не участвовал. А вот попробовали бы.

Дрэгрейсинг — заезды по прямой на скорость и время — и в самом деле культура довольно специфическая. И хотя красивых легенд вокруг ее истоков придумано немало, рождение у нее было более чем тривиальное. Американские подростки от нечего делать соревновались, устраивая гонки между собой на ночных улицах — от светофора до светофора. Ну а поскольку расстояние между кварталами в американских городах обычно равняется четверти мили, то и классической дистанцией для дрэгрейсинга стали 402 м.

Первое легальное соревнование по дрэгрейсингу состоялось в 1950 году в калифорнийском городе Санта-Ана. Именно оно и стало точкой отсчета в официальной истории этого вида автоспорта. Годом позже была создана Национальная ассоциация хот-родов (NHRA), которая ставила перед собой главной задачей полную легализацию дрэгрейсинга.

Первые дрэгстеры мало чем отличались от обычных автомобилей. Все доработки производились преимущественно в гаражах: двигатели форсировались, кузова облегчались за счет обшивки, кресел и деталей комфорта, клиренс для улучшения аэродинамики уменьшали до минимума. Но это было лишь начало. Постепенно доработка гоночных автомобилей принимала все более крупные масштабы.

Примерно в этот момент и начался своеобразный технический «раскол», когда часть автомобилей превратилась в нечто лишь отдаленно напоминающее привычную дорожную технику, получив измененные кузова, двигатели и трансмиссии, а часть развивалась на базе гражданского автопрома с помощью тюнинга узловых агрегатов и кузова.

Переломный момент наступил в 1970 году. На старте гонки в Калифорнии у машины Дона Гарлитса, легенды того времени, не выдержала нагрузки трансмиссия, и взрывом пилоту оторвало часть стопы. Это его не остановило — в больнице Гарлитс не переставал думать о продолжении карьеры, но теперь на первое место была поставлена безопасность. Результатом стал дрэгстер с двигателем, расположенным позади пилота.

Развитие гоночных автомобилей шло семимильными шагами, и если в 1984 году 400 км/ч казались чем-то невероятным, то в наши дни на автодромах автомобили разгоняются до 535 км/ч. И это, похоже, не предел.

Сегодня в мировом дрэгрейсинге существует огромное количество классов автомобилей, более того, в разных странах часто принято свое деление. Но далеко не о всех имеет смысл рассказывать. Самые интересные, конечно же, топовые профессиональные классы. Они различаются по типу конструкции (рама, трубчатый каркас, стандартный кузов), виду кузова (дрэгстер, фанни-кар, про-мод, про-сток и другие) и типу топлива (нитрометан, метанол, бензин).

Наиболее быстрые из них — дрэгстеры (dragster), проходящие дистанцию в четверть мили за 3,8–4,5 секунды. Это сигарообразные конструкции длиной до 20 м, на которых установлены моторы V8 объемом не более 12 л с механическим нагнетателем. Мощность такого двигателя составляет порядка 4000–6000 л. с. Почти такие же резвые — фанни-кары (funny car), снабженные моторами объемом 8,6–9,3 л с нагнетателем, вырабатывающими 7000–9000 л. с. Эти гоночные автомобили на рамной основе, на которую крепится цельный карбоновый кузов с нанесенным специальной краской рисунком, имитирующим такие элементы конструкции, как двери и окна, преодолевают 402 м примерно за 4–5 секунд.

У про-мода (pro mod), автомобиля на основе рамной конструкции с модифицированным карбоновым кузовом, в отличие от фанни-кара, двери и окна настоящие, а мощность двигателя — 2500–3500 «лошадок». Дистанцию такие машины проходят за 6–6,5 секунды. Примерно в такое же время, не более 6,5 секунды, укладываются гоночные автомобили категории про-сток (pro stock), которые, в отличие от предыдущих классов, строятся на основе гражданских машин. Для облегчения конструкции в кузове используются панели из углепластика, а двигатели обычно развивают 1300–1500 л. с.

НЕМНОГО О РЕКОРДАХ

Дрэгрейсинг — одна из самых неприхотливых автоспортивных дисциплин с точки зрения трассы. Любая прямая дорога, если она не слишком короткая, подойдет для проведения гонок. К традиционной дистанции в 402 м прибавляется еще небольшой стартовый отрезок, откуда машины начинают движение и где прогревают резину для лучшего сцепления, а также отрезок для торможения. С учетом того, что в конце дистанции скорость превышает 300 км/ч, даже с хорошими тормозами нужно еще как минимум такое же расстояние. Многие пилоты устанавливают на свои машины тормозные парашюты — так тормозная дистанция сокращается примерно в полтора раза.

Помимо 402 м распространенными дистанциями стали миля и 201 м — 1/8 мили. Такая малая дистанция популярна в странах, где нет специальных дрэгстрипов — автодромов, рассчитанных на проведение соревнований по дрэгрейсингу. Например, в Латвии и Литве заезды устраиваются в основном на 1/8 мили.

В России существует гонка суперкаров Unlim 500+, где дистанция измерялась милей (теперь ровно километр) — потому что мощные моторы не могут целиком раскрыть себя на более коротких расстояниях. Трассу сократили в целях безопасности — «гонка вооружений» достигла того предела, когда скорости абсолютно всех участников заезда к финалу дистанции стали превышать 400 км/ч.

Основные трассы для подобных соревнований — преимущественно взлетно-посадочные полосы запасных или недействующих аэродромов. Бетонное покрытие отлично подходит для таких мероприятий. Для лучшего сцепления на полосы для дрэгрейсинга наносится дополнительное покрытие из специального клея и втертой резины. Благодаря этому мощные автомобили меньше буксуют при старте и легче уходят в заезд.

Однако в наиболее развитых в автоспортивном плане странах строят специальные дрэгстрипы. В США, на родине дрэгрейсинга, построено особенно много дрэгстрипов. Некоторые из автодромов даже рассчитаны на четыре полосы вместо двух, так что заезды проходят намного быстрее. В 1966 году в 110 км севернее Лондона, в графстве Бедфордшир, на месте военного аэродрома, где во время Второй мировой войны располагалась взлетная полоса 92-й американской дивизии бомбардировщиков, построили первый европейский стационарный дрэгстрип Santa Pod Raceway. Именно здесь в 1984-м был установлен действующий мировой рекорд прохождения отрезка в четверть мили: 3,58 секунды на скорости 621,61 км/ч, принадлежащий Сэмми Миллеру и его фанни-кару Vanishing Point.

Достижение Миллера хоть и впечатляюще, но на самом деле не является максимальным. Еще в 1977 году американская глухая гонщица Китти О’Нейл в пустыне Мохаве преодолела четверть мили за 3,225 секунды со скоростью 637 км/ч. Но так как заезд состоялся не на специальной трассе, рекорд О’Нейл носит неофициальный характер.

Еще одно священное место всех дрэгрейсеров — соляное озеро Бонневиль в штате Юта. Твердая поверхность и обширное пространство способствуют установлению рекордов скорости. Здесь же проводятся иногда и традиционные соревнования по гонкам на ускорение.

В России с дрэгрейсингом все куда проще, но все равно есть о чем рассказать. Начали мы довольно поздно, в конце 90-х, после выхода фильма «Форсаж». За город на ночные шоссе стали уходить колонны по сто с лишним автомобилей, чтобы заехать на одну четвертую мили. Экзотика нелегала приводила к массовым скоплениям зрителей и участников и к столь же массовым авариям. И только в 2004 году удалось создать комитет по дрэгрейсингу в Российской автомобильной федерации, который стал заниматься легализацией гонок.

Дрэгстеров у нас в стране пока почти нет. Только этим летом команда Dragtimes привезла в Россию из Америки первый про-сток на основе Dodge Viper. Зато именно у нас было впервые организовано соревнование на милю для суперкаров — то самое, о котором мы упомянули выше. Формат оказался столь интересен, что его тут же подхватили и в других европейских странах. В этом году удалось провести полноценный пятиэтапный Кубок России по дрэгрейсингу, собравший небывалое количество зрителей и пилотов. Уровень автомобилей тоже вполне конкурентоспособный, так что у российских гонщиков есть все шансы войти в элиту этого захватывающего спорта. 

Комментарии

Оставить комментарий
Мария  Мельникова
Мария Мельникова
14 Января 2016

Страна: Флаг США США

США фото
  • Валюта:
    американский доллар
  • Употребляемые языки:
    американский английский, испанский, французский
  • Получение визы:
    Виза через посольство
  • Столица:
    Вашингтон
еще...

Также читают

Россия
Больше, чем автомобиль
Больше, чем автомобиль
Всего за несколько лет присутствия на российском авторынке премиальный бренд Exeed сделал невозможное. Сегодня это самый быстрорастущий автомобильный бренд в стране, армия поклонников Exeed увеличивается с каждым днем — и это не метафора.
Франция
Все оттенки удовольствия
Все оттенки удовольствия
Еще утреннее, но уже яркое солнце отражается в штампованном металле. За бортом сливаются два оттенка лазури — морской и небесной. Колеся вдоль Лазурного Берега на лимитированной версии Škoda Rapid, легко представить, что в руках — не руль автомобиля, а яхтенный штурвал.
Двигатели прогресса
Двигатели прогресса
Историки до сих пор спорят, что же считать первым предшественником автомобиля — самодвижущиеся машины на пару, «самокатную повозку» Кулибина или вовсе известную по чертежам Леонардо повозку с пружинным приводом. Нет, пожалуй, стоит все-таки отсчитывать автомобильную эру с изобретений Даймлера и Бенца. Ведь именно им удалось не просто стать остроумными экспериментаторами, а триумфально въехать в нашу жизнь — и навсегда изменить ее.
Италия
Укрощение стихии
Укрощение стихии
Это и впрямь ураган. Буря, которая разрешает собой управлять. Полноприводные 610 л. с., облеченные в божественной красоты оболочку, позволяют чувствовать себя практически сверхчеловеком — по крайней мере, пока ты находишься в салоне Lamborghini Huracan. В этом вся магия суперкаров.
Швейцария / Женева
Женевский автосалон
Женевский автосалон
Автовыставка
Дивный новый мир
Дивный новый мир
Перемены, которые ждут нас в ближайшее время, повлияют на нашу жизнь так же всеобъемлюще, как появление автомобилей или сотовой связи. Мир станет еще более комфортным и приспособленным к нашим желаниям, даже невысказанным, но потребует отдать кое-что взамен.
Беспроигрышный вариант
Беспроигрышный вариант
Не успела разлететься информация о старте продаж российским «Моторинвестом» полноприводного рамного пикапа Dongfeng DF6, как покупатели сразу проявили неподдельный интерес к автомобилю. И в этом нет ничего удивительного: модель — во многом знаковая для нашего рынка.
Россия
Новый флагман JAC
Новый флагман JAC
Пикапы давно вышли за рамки категории исключительно «рабочих» автомобилей. Сегодня это комфортные, оснащенные самыми передовыми технологиями, безопасные, экономичные, маневренные и легко управляемые машины. Яркий представитель семейства современных пикапов — JAC T9, флагман китайского бренда в этом сегменте.
ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
LADA Granta не нужно ничего доказывать. Этот автомобиль заслужил доверие более миллиона автомобилистов и прошел проверку российскими дорогами, временем и экономической турбулентностью. А LADA Granta 2022 модельного года является участником государственной программы поддержки, благодаря которой можно сэкономить до 20% стоимости.
В своем кругу
В своем кругу
Многие путешественники отчаянно спорят друг с другом же находится край света — то ли на Огненной Земле, то ли в канадском Нунавуте, то ли где-нибудь в Исландии. В прежние времена среди европейцев наблюдалось куда большее единодушие: краем света они однозначно считали Португалию, о берега которой разбиваются волны Атлантики. Настало время нам самим открыть Португалию — страну, которая целиком умещается на краю света.