ПОЛЕТИМ ЛИ В ГРУЗИЮ?
Россия сняла запрет на полеты отечественных авиакомпаний в Грузию и одновременно с этим отменила визы для граждан Грузии, которые теперь без визы смогут находиться в РФ до 90 дней. Однако планам возобновления прямого сообщения может помешать несколько факторов.
Напомним, что до запрета в июне 2019 года на прямое авиасообщение с Грузией рейсы в эту страну с российской стороны выполняли «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», «Победа», Red Wings и «Нордавиа», сменившая в 2020 году название на Smartavia. Со стороны Грузии запрет на рейсы в Россию не вводился.
Сейчас допуски к рейсам между Москвой и Тбилиси имеют авиакомпании «Аэрофлот» и Nordwind из Москвы, «Уральские авиалинии», «ЮВТ Аэро» и Smartavia из Самары, «ЮВТ Аэро», «Победа» и Nordwind из Казани. Но вряд ли эти компании смогут воспользоваться преимуществом, так как в их авиапарке нет российских самолетов, которые не попали бы под санкции США и Европы. В теории, со стороны России летать между российскими и грузинскими городами смогут авиакомпании, которые не попали под санкции Европы и США, на самолетах Cухой Суперджет-100. Такие перевозчики — компании Red Wings и «Азимут», первая уже подала заявки на выполнение рейсов в Тбилиси из Москвы, Самары и Казани.
Однако все чаяния российских авиакомпаний, а также их грузинских конкурентов, могут разбиться об все те же санкции. США и ЕС уже недвусмысленно пригрозили введением санкций против грузинских авиакомпаний, если Грузия будет обслуживать российские самолеты. Лайнеры Cухой Суперджет-100 в среднем на 50% состоят из импортных деталей и узлов, некоторые из которых (например авионика и двигатели) частично попадают под санкции. Также президент Грузии Саломе Зурабишвили, имеющая гражданство Франции и США, выступает против возобновления культурных и деловых связей между нашими странами.
В перспективе открытие прямого авиасообщения между странами сможет снизить тарифы из России за границу у всех авиаперевозчиков и поправить финансовые показатели у авиакомпаний из Грузии. Яркий пример — опыт Армении. Уже существующие армянские авиакомпании на туристическом потоке из России смогли выправить финансовые показатели и впервые за долгое время работать с прибылью. Кроме этого только за последние два года в стране появилось четыре новых авиаперевозчика, сделавших ставку на рейсы в Россию, — Fly Arna, Armenian Airlines, FlyOne Armenia и Shirak Avia.
Discovery будет следить за развитием событий, и информировать об изменениях.