Плато Наска

Плато Наска

Местечко

Так археолог Мария Райхе начала книгу «Тайна пустыни», посвященную «самой большой картинной галерее в мире». Туристы, приезжающие в небольшой город Наска, платят немалые деньги за получасовой полет и потом, до глубины души потрясенные увиденным, молча выходят из самолета...

Досье DISCOVERY:  Плато Наска в наши дни - безжизненная пустыня, изрезанная руслами высохших рек. Находится она в 450 км к югу от Лимы, столицы Перу. Большинство рисунков (или, как их называют ученые, геоглифов) расположены на прямоугольном участке, ограниченном рекой Инхенио с севера и рекой Наска с юга. Фигуры расположены на площади примерно 500 км2.

Удивительные рисунки на плато Наска можно разделить на три категории. Во-первых, это полосы, которые, как по линейке, рассекают плато из одного конца в другой. По самым скромным подсчетам, пустыню покрывает 13000 линий. Ширина их достигает 200 м, а длина - до 12 км! Линии пересекают высохшие реки, взбираются по склонам холмов и спускаются в овраги, все время сохраняя правильную форму.

Ко второй категории можно отнести геометрические фигуры - спирали, круги, «гребенки», прямоугольники или треугольники, боковые стороны которых расходятся под небольшим углом. Прямоугольники очень напоминают взлетные полосы, но вряд ли могли бы использоваться для такой цели: под камнями залегает ненадежный грунт.

Наконец, пустыня украшена 40 сложными фигурами. Художники предпочитали изображать птиц - их 18: кондор, протянувшийся от клюва до оперения хвоста почти на 130 м, 50-метровый колибри, морской ястреб, попугай и другие пернатые. На плато, впрочем, изображены также пауки и некоторые виды животных.

Все рисунки выполнены одной линией, которая не пересекает сама себя, как дорожки на электрической плате. Более поздние линии и фигуры перекрывают ранние, частично уничтожая их.

Пустыня в районе Наски - одна из самых сухих областей земного шара. Дожди выпадают здесь в среднем раз в два года и продолжаются не более получаса. Теплый слой неподвижного воздуха, образующийся над почвой, защищает рисунки от действия ветров. Почва богата гипсом, смешавшись с утренней росой, она как бы цементирует мелкие камни, не позволяя геоглифам искажаться.

Рисунки обычно очерчены канавками глубиной 25 и шириной 65 см, обнажающими светлые камешки или подстилающую почву - желтоватый песок с глиной. Более темные камни и камешки, покрытые «пустынным загаром», неведомые художники просто складывали по краям или относили в сторону, собрав в кучи.

Первым обнаружил линии в 1927 г. перуанский ученый Торибия Мехия Ксеспе, случайно увидев их со склона горы. Их принимали за остатки оросительной системы, и лишь в 1939 г., когда историк Поль Косок нанял самолет для осмотра рисунков, стало ясно, что они не имеют ничего общего с канавками для стока воды.

По следам «художников»

У археологов нет сомнений, что геоглифы были нарисованы местными жителями - представителями культуры Наска, процветавшей в этих краях с 500 года до н. э. по 600-й год н. э. На концах некоторых линий найдены вбитые в землю деревянные колышки, оставленные художниками. Радиоуглеродный анализ показал, что они установлены примерно в VI в. (525±80 г. н. э.). К этому же периоду относятся и остатки местных поселений. В могилах индейцев находят сосуды для воды и кувшины с такими же рисунками, как и те, что нанесены на плато.

Итальянский археолог Джузеппе Орефичи раскопал неподалеку от плато город, названный им в честь близлежащей деревни - Кахуачи. Здесь тысячу лет подряд жили творцы геоглифов.

Кахуачи был столицей культуры Наска. В центре на плоском холме возвышался большой храм, представляющий собой 20-метровую пирамиду, рядом находились пирамиды поменьше. К ним примыкали заборы и дома из необожженных глиняных кирпичей. Город соседствовал с некрополем - на площади в 24 км2 обнаружено 200-300 тыс. захоронений. Многие гончарные изделия, найденные в городе, не местного происхождения: их принесли с собой купцы или паломники из разных частей страны.

По мнению археологов, три типа рисунков - спирали, животные и прямые линии - относятся к различным этапам развития культуры Наска. Примерно 500 лет до н. э. индейцы рисовали спирали и первые фигуры птиц. Потом они перешли к более крупным рисункам, изображающим птиц, пауков, хищников, дельфинов и обезьян. Эти геоглифы относятся к золотому веку культуры Наска, III-IV вв. н. э.

В VI в. землетрясение разрушило до основания Кахуачи. Оползни перекрыли реку. Завалы прорвало, и по долине прокатилась сметающая все на своем пути волна. Выжившие утратили веру, перейдя от рисунков священных животных к полосам, линиям и трапециям. Окончательно изгнала их из этих мест засуха.

«В эпоху расцвета культуры Наска здесь текли полноводные реки с поросшими травой берегами, на которых пасся скот, - утверждал географ Бернард Эйтель. - А потом пришла засуха. Люди уходили от наступавшей пустыни в горы - туда, где была вода. В середине VII в. местная культура фактически пересохла». Когда в пустыню вторглись инки, они даже не подозревали о геоглифах или не придавали им никакого значения.

Испанский конкистадор Франсиско Эрнандес прожил в этих краях около месяца, но его дневник, полный разных подробностей, ничего не говорит о полосах или рисунках.

Геоглифы встречаются не только на плато Наска. Они были обнаружены в пустыне Атакама (Чили), в бразильской Амазонии, неподалеку от границы с Перу и Боливией, в природном парке Сахама, что на западе Боливии (более 400 изображений), на холмах у города Пальпа в Перу. На плато Кахамаркилья была найдена странная полоса шириной около 20 м и длиной 1,5 км, состоящая из почти 7 тыс. выбитых в скальной породе округлых ямок. Однако на слуху у людей только рисунки Наска, которые известны всему миру и привлекают тысячи туристов, посещающих Перу.

Как создавались геоглифы?

Вопреки россказням про «тысячи лет работы», расчистка одного квадратного метра поверхности занимает примерно три минуты. На создание линии длиной 10 км и шириной 15 см может быть затрачено 80 часов - две недели для одного человека. Группа из 15 человек проложила бы такую линию за день. Конечно, эти ра-
счеты не включают время на предварительную подготовку, но вряд ли она была очень сложной.

Продюсер Тони Моррисон продемонстрировал, как можно проводить прямые линии на местности, используя три шеста с веревками. Фокус заключался в том, чтобы при наблюдении вдоль предполагаемой линии три шеста сливались воедино. Затем, отметив часть линии, шесты переносят вперед - первые два шеста втыкаются в уже имеющиеся дырки, а третий аккуратно выравнивается по известной схеме.

Археологи, изучив некоторые линии, действительно нашли дырки от шестов. Их втыкали примерно через милю. На таком расстоянии кричать довольно тяжело, но этого и не требовалось. В погребениях культуры Наска часто находят вогнутые зеркальца с отверстием в центре, их и могли использовать для передачи сигналов на расстояние или надевать на верхушки шестов, чтобы выравнивать их, ориентируясь на отражение солнечного света. Круги или спирали выводились с помощью веревки, привязанной к колышку в центре будущего геоглифа.

Американский исследователь Джо Никелл решил воспроизвести один из рисунков Наска - 130-метрового кондора - на поле в штате Кентукки, США. Джо и пятеро его помощников вооружились веревками, размеченными через каждые 322 мм («насканский фут» - единица длины, вычисленная Марией Райхе при изучении рисунков), колышками и крестовиной из досок, позволяющей провести перпендикуляр. Все эти «приборы» вполне могли быть у обитателей плато.

Бригада «индейцев» принялась за работу утром 7 августа 1982 г. и закончила ее спустя 9 часов, включая перерыв на обед. За это время они разметили 165 точек и соединили их между собой. Вместо землекопных работ испытатели засыпали контуры фигуры известью. С самолета, летевшего на высоте 300 м, были сделаны фотографии.

«Это был успех, - вспоминал Никелл. - Результат получился настолько точным и аккуратным, что мы могли бы с легкостью воссоздать гораздо более симметричный рисунок таким способом. Похоже, жители Наска размечали гораздо меньше точек, чем мы, или пользовались более грубым методом, отмеряя расстояния, например, шагами, а не веревкой».

Знаки, смотрящие в небо

Туристов, приезжающих в пустыню, больше всего поражает то, что геоглифы на плато можно увидеть целиком только с высоты птичьего полета. Зачем и для чего их создавали, раз «картинами» нельзя было полюбоваться?!

Профессор Маркус Райндель считает, что геоглифы родились не сразу. Сначала местные жители рисовали на скале небольшие фигурки, как все первобытные жители, потом принялись создавать такие же изображения на склонах гор, увеличивая их до 10-20 м. Такие рисунки до сих пор хорошо видны издалека.

«Именно отсюда должна была развиться традиция наземных рисунков, - считает Райндель. - По мере увеличения они становились более размашистыми и абстрактными, занимая уже не скалистые склоны, а обширные поверхности пустыни».

Историк Алан Сауэр предположил, что линии и рисунки являлись ритуальными лабиринтами. Следуя по ним, индеец проникал в «сущность» изображенного предмета или животного. Непонятно лишь, какое значение могло быть у прямой линии, идущей из ниоткуда в никуда. Маркус Райндель тоже считает, что «геометрические фигуры и рисунки животных использовались в религиозных церемониях, связанных с культом воды и плодородия». На плато Наска рядом с линиями часто находят сосуды для воды и морские раковины - символ водной стихии у древних индейцев. По мнению Райнделя и его коллеги Йохана Рейнхарда, раковины и сосуды приносились в жертву богам для того, чтобы они дали воду умирающей земле.

Археолог Дэвид Джонсон предположил, что знаки на плато отмечали места, где под землей текли реки. Везде, где его группа находила водоносные места, на поверхности был какой-либо знак или фигура. Учитывая обилие знаков на плато, можно предположить, что это всего лишь случайное совпадение, ведь фигуры есть и на абсолютно безводных участках.

Поль Косок и Мария Райхе выдвинули гипотезу, что линии Наска - гигантский астрономический календарь. Эту гипотезу разделяли многие ученые, пока проверкой не занялся астроном Джеральд Хокинс. Он убедился, что менее 20 % линий показывают на Солнце или Луну. Что касается звезд, здесь дела обстояли еще хуже. «Компьютер вдребезги разбил теорию звездно-солнечного календаря», - вынужден был признать Хокинс.

Ряд специалистов предполагает, что на рисунки смотрели не сверху вниз, а снизу вверх! На плато имеются все условия для появления миражей, отражающих на небосклоне то, что находится на земле.

Виноваты пришельцы?

Пожалуй, самую экзотическую теорию выдвинул швейцарский исследователь Эрих фон Дэникен. В книге «Возвращение к звездам» он выдвинул версию о том, что линии Наска обязаны своим происхождением... инопланетянам!

«Вблизи от современного заштатного городка Наска, на пустынной равнине, когда-то приземлились пришельцы из других миров и соорудили временный космодром для своих кораблей, - утверждал он. - На идеально плоской равнине они проложили две дорожки... Когда космонавты выполнили задание, они отбыли на свою планету.

Доинкские племена, наблюдавшие работу пришельцев, которая произвела на них огромное впечатление, страстно желали, чтобы эти «боги» вернулись. Они ждали много лет, а так как их желание не исполнялось, сами начали, подражая «богам», проводить новые линии... Поскольку геометрически прямые линии не имели успеха, индейцы начали создавать огромные фигуры животных...».

Потратив несколько фраз, Дэникен поставил с ног на голову историю пустыни: рисунки животных появились раньше, чем полосы, потому что геометрические фигуры перекрывают их. Мария Райхе указала, что его теория несостоятельна: зыбкий грунт плато не подходит для посадки летательных аппаратов. А если бы кто и решился тут приземлиться, поднятая в воздух пыль осела бы тонким слоем на окружающие рисунки и закрыла их очертания.

Если пришельцы оказали такое впечатление на индейцев, почему на плато нет рисунков кораблей? Дэникен заявил, что это не имеет значения, потому что имеются «рисунки, изображающие человекоподобных инопланетян в скафандрах».

Узнав, какие рисунки швейцарец считает изображением пришельцев из космоса, бывший перуанский летчик Эдуардо Эрран Гомес де ла Торре тут же приземлил его неуемную фантазию: «Такие «космонавты» в изобилии встречаются на керамических сосудах культур Наска и Паракас. На самом деле это рисунки людей с масками совы, которую индейцы очень почитали».

Мудрость былых веков стоит уважать и изучать со вниманием, а не уповать на «благодетелей» из космических далей. Возможно, постигая наследие древних культур Перу, мы сможем узнать нечто более важное, чем кажется на первый взгляд... 

Рисунки Наска можно увидеть, воспользовавшись услугами местных турагенств. Полет на небольшом самолетике (вмещает от 3 до 5 пассажиров) продолжается полчаса, пилоты держат курс по заранее намеченному маршруту, чтобы туристы смогли разглядеть как можно больше

  • Nazca, Перу
У Вас есть интересные фотографии о Плато Наска?

Чтобы мы сохранили авторство фотографий за Вами, вам нужно авторизоваться через одну из соцсетей.

Комментарии

Оставить комментарий