Белое Безмолвие

Белое Безмолвие

Северную оконечность полуострова Канин — мыс Канин Нос — ненцы называют Ябта-Саля «тонкий мыс». Он разрезает Баренцево и Белое моря носом хищной птицы. Канин Нос практически недоступен для туристов, только самые отчаянные путешественники и научные экспедиции могут сюда попасть.

14 лет назад, в марте 2006 года,  здесь побывали участники научной экспедиции, организатором которой выступил Сардар Сардаров. Среди участников — представители Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Экспедиция проводилась на четырех гусеничных вездеходах по маршруту Пинега (стартовая база) — Мезень (база оперативного штаба) — Несть — Яжма — Чижа — Шойна — мыс Канин Нос (маяк). По итогам экспедиции была выпущена книга «Канин Нос». Discovery публикует отрывки из этой книги.

* * *

Двигаться по бескрайности белого под бескрайне белым странно и опасно: непонятно, движешься ты или нет, каньон перед тобой — или ровная гладь тундры. Глаза начинает «ломать» уже через несколько часов. Это и есть белое безмолвие? Вероятно.

Чудовищная вибрация выводит из строя практически все, что можно отнести к тонким технологиям. Погода ведет себя ровно так, как, представляется, должна вести себя старая дева: никакой определенности в намерениях, но сильное не сформулированное желание. Ночью влажно-холодно, утром солнце, днем мокрый снег под оттепель, вечером морозно и ветрено.

Основной транспорт зимой — снегоход, на котором можно добраться куда угодно. Например, до Нарьян-Мара 500 километров — два дня пути. Двигаться по полуострову можно и летом, но зимой гораздо проще. Многочисленные водоемы обычно мелки, глубина озер на возвышенности — 70 сантиметров в центральной их части.

Бояться темноты здесь — значит, бояться самого себя. О непредсказуемости местных ветров и туманов ходят легенды. При 20 метрах в секунду сносит вместе со всем оборудованием туристические палатки и приподнимает каркасные домики.

Шойна — последний населенный пункт на полуострове, если верить карте. Его также называют «Песчаная жемчужина», «Русское Макондо», «Северные Каракумы». Основано оно было в 1933 году неподалеку от устья одноименной реки, впадающей в Белое море. Через 20 лет здесь был процветающий колхоз с населением более 1000 человек. В советское время здесь развивали рыболовецкий флот, насчитывавший более 70 судов. Однако хищнический вылов рыбы с помощью тралов привел к полному уничтожению придонной растительности, в результате чего тысячи тонн песка, намываемого Белым морем, разносятся ветром. Более половины поселка погребено под песчаными дюнами.

Несмотря на то, что село засыпает перемещающимися с берега песчаными дюнами, люди продолжают здесь жить и работать, растить детей. Сейчас здесь небольшая военная часть, рыбалка, охота на песца. Военнослужащий, выехавший на снегоходе с двумя малышами посмотреть, не бегают ли зайцы. Приятная женщина лет 45 с крашеными в рыжину волосами. Дедка, который служит заместителем у сына, начальника площадки — аэродрома для АН-2. Метеостанция, заброшенный рыбстан, Белое море с двух сторон и тундра. Рассказы о том, как ловили белуху, да как на солонину белухи ловили акул. Песчаные сопки.

Солнечно, и несколько нерп выбрались на лед погреться. Неожиданная в этих местах лошадь принимает снежную ванну. Длительное отсутствие сна и вышедшее солнце дают любопытный эффект веселящего газа. Солнце совершенно меняет восприятие происходящего. Несмотря на суточную работу, люди бодры и веселы.

Все деревца вдоль дороги увешаны всякой всячиной. Повесить должен каждый «хоть пятак, а повесь», иначе «никуда не дойдешь».

Основная достопримечательность полуострова — Канин камень, возвышенность, которой оканчивается полуостров, протяженностью в десятки километров. Из жителей полуострова на нем были единицы, а до мыса доезжали единицы из единиц — без надобности. Камень коварен: множество речушек, рек и ручейков, берущих начало на хребте, спускаются к морям по глубоким каньонам. Во время отлива можно пройти обнажившимся берегом до реки Песцовой, но не далее, потому как глубина моря у скал полуострова достигает пяти метров. В свое время рыболовные суда подходили прямо к берегу во время промысла. Двигаться надо ровно по хребту и очень осторожно. Зимой опасность возрастает из-за плохой видимости (все сливается даже при простой пасмурности) и карнизов: берега речушек, пологие на хребте летом, зимой обнесены снегом, что приводит к созданию карнизов с перепадом высот до 10–15 метров.

Что такое Канин Нос, если не одна из крайних точек великого евразийского материка? Впереди уже нет земли, но только воды Ледовитого океана. Здесь очень ярко и осознаваемо становится понимание этой крайности Света.

Теплый прием на мысу проживающими здесь: начальник маяка, его сестра, две девушки, приехавшие по распределению, метеоролог-лилипут и еще несколько человек взрослых и один ребенок. У начальника 700 каналов спутникового телевидения. Ужин — суп и пельмени, лук и сало, водка и хлеб, выпекаемый здесь же.

Первый маяк на мысе Канин нос был установлен в 1915 году. За минувший век он неоднократно перестраивался и сегодня выглядит как четырехгранная усеченная пирамида черно-белого цвета. Одновременно с постройкой маяка начала работать и метеостанция, первым наблюдателем которой был матрос-сигнальщик с поста наблюдения и связи Петр Ефимов. Спустя три года после открытия, в сентябре 1918 года, станция прекратила работу в связи с Гражданской войной. После этого она не функционировала почти год. В годы Великой Отечественной войны гидрометеорологическая информация станции играла важную роль в обеспечении деятельности военно-морского флота и авиации.

Проблемы с навигационными спутниками, спутниковыми телефонами, которые вдруг теряли всякую связь, объяснились сиянием, разлившимся по северу неба. Оно не было цветным и, конечно, не может конкурировать с сияниями, которые нам встречались ранее, но это было сиянием.

Любопытно видеть, как некоторые из встречаемых людей здесь начинают с удовольствием фотографироваться на фоне машин экспедиции, применяя при этом современные смартфоны — использовать на полуострове сотовые можно только в качестве фотоаппаратов.

Последний переход в сутки покрыл 500 километров с небольшим приключением — один вездеход перевернулся, скатившись в речушку. Обошлось без каких-либо жертв.

Смотришь на эти берега, усыпанные большими и круглыми валунами, на все то, что прозвали «Краем Земли», и понимаешь, что для одних это место — конец и завершение пути, для других — начало, старт, исходная точка. И там, где один остановится, не видя пути от безысходности, другой пойдет дальше, увидев для себя бескрайний океан возможностей.

На правах рекламы.

Комментарии

Оставить комментарий
Геннадий Черных
Геннадий Черных
28 Августа 2020

Страна: Флаг России Россия

Россия фото
  • Валюта:
    рубль, RUB
  • Употребляемые языки:
    русский, татарский, армянский, осетинский, башкирский и т.д.
  • Получение визы:
    Безвизовый въезд
  • Столица:
    Москва
еще...

Также читают

Россия
Через мороз
Через мороз
За 60 дней проехать на автомобилях всю Россию с запада на восток, не раз пересекая полярный круг, пробираясь через трехметровые сугробы наперегонки с приближающейся весной, и установить рекорд Гиннесса по протяженности незакольцованного маршрута в пределах одной страны. Вот что предстояло участникам «Полярной экспедиции Amarok. Путь северного волка» и с чем они, пройдя более 16 тысяч километров, успешно справились. Стартовав 7 февраля, машины практически без остановки мчались через «белое безмолвие». Ведь, если промедлить, вскроются ото льда реки, и экспедиции конец — выбраться можно будет только по воздуху, а пикапы Volkswagen Amarok при всех их достоинствах летать не умеют.
Рыцарь Антарктики
Рыцарь Антарктики
Имя Эрнеста Генри Шеклтона в разговорах о покорении Антарктики вспоминают сразу после Скотта и Амундсена. И это несмотря на то, что ни одна из затеянных им экспедиций не достигла своей цели — а в последней и сам Шеклтон распрощался с жизнью. Неудачен был и его «антарктический дебют» в команде Роберта Скотта, когда тот в первый раз попытался достичь Южного полюса. И все же и сам Скотт, и следующие поколения полярных исследователей многим обязаны Шеклтону.
НАУЧНЫЙ ГОРОД
НАУЧНЫЙ ГОРОД
Эпоха географических открытий закончилась, но время первооткрывателей продолжается. Этой весной на российскую ледовую самодвижущуюся платформу «Северный полюс», судно, не имеющее аналогов, высадится второй десант исследователей Арктики. Ученым предстоит продолжить ее комплексное изучение по всем направлениям — атмосфера, ледяной покров, состав воды, течения. Проект реализуется при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии России.
Россия
Топливная наука
Топливная наука
Великое изречение Гиппократа «Мы есть то, что мы едим» справедливо не только для людей, но и для автомобилей. От того, что вы заливаете в бак «железного коня», зависит, как долго он будет служить вам верой и правдой. Вместе с розничной сетью BP журнал Discovery разбирается в нюансах науки о топливе.
ЧЕМПИОНЫ В ЛЕГКОМ ВЕСЕ
ЧЕМПИОНЫ В ЛЕГКОМ ВЕСЕ
Меньше будешь — дальше едешь. Во всяком случае, современные автопроизводители — от интернациональных концернов до крошечных стартапов — делают всё, чтобы воплотить этот девиз в жизнь. Мир захлестнула новая волна популярности микроавтомобилей, а скоро их будет еще больше. Discovery разбирается, почему именно миникары умчат нас в будущее. 
Россия
Новое открытие Exeed VX
Новое открытие Exeed VX
Сегмент премиальных автомобилей в России за последние годы претерпел колоссальные изменения. Сегодня яркий представитель этого сегмента — внедорожник Exeed VX, оснащенный самыми передовыми системами.
Россия
Микрокосмос Арктики
Микрокосмос Арктики
Ледяные грунты, которые занимают 65% территории России, называют вечными. На вечной мерзлоте сегодня располагаются города и месторождения, от ее состояния зависит будущее огромных регионов и индустрий. В материковой Арктике есть места, где не только ежедневно интересуются «самочувствием» вечной мерзлоты, но и внимательно ее изучают. Отправляемся в Восточную Мессояху в Ямало-Ненецком автономном округе — край большой нефти и больших научных открытий. 
Россия
Шведская молния
Шведская молния
Полностью отказаться к 2040 году от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания — такую цель поставила шведская компания Volvo Cars. Уже сегодня эта компания — единственный в мире автомобильный производитель, все модели которого имеют гибридную или электрическую модификации. В Volvo Cars решили вывести их в новый бренд — Recharge. 
Россия
Откосить не получиться
Откосить не получиться
Русская коса — инструмент, казалось бы, забытый сегодня. В сельском хозяйстве технологии почти вытеснили ручной труд, и косы сейчас можно увидеть лишь в руках отдельно взятых фермеров. Но вот уже который год на Урале проходит фестиваль, который не только собирает в одном месте поклонников этого инструмента со всего света, но и старается возродить полузабытые традиции.
Россия
Рыбинск
Рыбинск
Рыбинск — небольшой, но старинный город в Ярославской области, в 80 километрах от Ярославля. Вплоть до начала ХХ века он считался крупнейшим центром в России торговли зерном, был известен также как «город бурлаков». Кроме того, в городе действовал автомобильный завод «Русский Рено».