Горная Шория
Дорога, петляя среди раскрашенных огненно-рыжими красками гор, то и дело ныряет в низины, заполненные густым туманом. После бессонного ночного перелета до Новокузнецка и почти трех часов такой же бессонной езды на автомобиле мозг воспринимает все увиденное особенно остро. Прозрачный прохладный воздух, который ощущаешь всем телом, врывается в приоткрытое окно и пьянит не хуже хорошего вина. И когда неожиданно из тумана на тебя «выезжают» две огромные человекообразные фигуры, в первую секунду не веришь своим глазам: йети? Вас-то как сюда занесло с отрогов Гималаев?!
Действительно, около дороги стоит скульптурная композиция, изображающая снежного человека и его снежную подругу. Парочка держит в руках сноуборд и лыжи, а на их головах красуются защитные шлемы. С последним все ясно - Горная Шория, а именно окрестности поселка Шерегеш в Таштагольском районе, славится своими зимними горнолыжными курортами. Но почему символом Шерегеша местные власти выбрали снежного человека? Поначалу можно подумать, что это просто дань модной теме, этакий экзотический штрих в портрете края, но чем ближе подъезжаешь к Шерегешу, тем чаще встречаются подобные изваяния. Вот йети, приглашающий зайти в продуктовый магазин; вот - зазывающий гостей в частный отель; вот, около входа в срубную русскую баню, - лукаво подмигивающий и с березовым веником в руках.
Стенд, посвященный снежному человеку, есть даже в Таштагольском краеведческом музее. На нем представлены рисунки, рассказы очевидцев и гипсовые слепки отпечатков его ног, сделанные в тайге.
Для шорцев, сохранивших языческие верования (что, впрочем, не мешает многим из них ходить в православную церковь), йети - не просто туристический аттракцион. Это тагези - дух тайги, высшее существо, о котором они если и говорят, то с огромным почтением. Об этом я узнал на шаманском обряде, на который, строго говоря, чужих - пришлых людей - не пускают. Но мне повезло. Накануне вечером, зайдя в небольшое кафе, из которого доносились приглушенные крики «Гип-гип ура!», я познакомился с несколькими местными жителями, которые пригласили меня за свой стол. Сначала меня ввели в курс дела и познакомили с простыми застольными традициями края - каждый тост сопровождается «боевым» кличем, а пить всегда нужно до дна и, самое главное, ни в коем случае не пригубить водочку (других алкогольных напитков здесь, кажется, и нет) раньше тостующего. Изрядно захмелев к окончанию застолья, я нарушил это правило, за что сию минуту поплатился: виновник торжества с нескрываемым удовольствием и под одобрительные возгласы окружающих отрезал правый рукав моей рубашки. В этот момент, похоже, меня окончательно приняли «в семью» и на прощание пригласили завтра с утречка пораньше на «некое мероприятие», оказавшееся шаманским обрядом в честь дня осеннего равноденствия.
ТРИ СФЕРЫ МИРА
В мировоззрении шорцев наш мир разделен на три сферы: небесную, где живет высшее божество Ульгень, среднюю, где обитают люди, и подземный мир, землю злых духов, где правит Эрлик. Самые почитаемые шорцами обряды проходят 22 марта, 22 июня, 22 сентября и 22 декабря. Самый, пожалуй, главный проводится 22 марта. Шорцы верили (и многие верят до сих пор), что зимой добрые духи покидают землю. И тогда злые силы порождают в умах людей темные помыслы и заставляют их совершать недобрые поступки. 22 марта посланники Ульгеня вновь возвращаются на землю, а прислужники Эрлика возвращаются в свой мир, и таким образом достигается равновесие силы.
Перед тем как попасть на сакральную поляну, нужно пройти обряд очищения - под резкие звуки шаманского бубна повернуться вокруг оси по часовой стрелке три раза. Все это время около головы находится горящий факел - так близко, что волосы на макушке начинают источать характерный горелый запах.
По окончании «официальной части» все присутствующие, сначала мужчины, потом женщины, повязывают на растянутой между двумя березами веревке разноцветные ленточки. Первой обязательно надо повязать белую ленточку, символизирующую твои чистые намерения и открытую душу. Зеленая означает землю, синяя - Космос и воду, то, что землю питает, красная - достаток, здоровье и благополучие. Черную вешать нельзя. Завязав в нее все свои грехи, беды, болезни и обиды, в общем, все то, от чего человек хочет избавиться, ленточку надо сжечь, предварительно принеся дары богу огня.
Береза - самое почитаемое дерево у шорцев. Именно береза, по их мнению, является Мировым деревом, соединяющим между собой все три сферы нашего мира. Чаще всего именно под березой проходит камлание, приносятся жертвы духам и проходят значимые церемонии.
По окончании ритуала нужно встать на правое колено, подняв руки к небу, произнести про себя молитву-пожелание, взявшись за руки, пройтись со всеми по кругу три раза и пожелать добра ближнему, в буквальном смысле - обнять тех, кто стоит рядом, и пожелать им всего самого лучшего.
Разговорить местных жителей на тему снежного человека оказалось непросто: по поверью, говорить о духах чужому человеку нельзя - навлечешь на себя беду и несчастье. Так, охотник Афанасий Кискоров, который этой весной помог снежному человеку выбраться из полыньи и рассказал об этом журналистам, потом целый месяц тяжело болел и чуть не умер. За тарелкой горячего супа тутпаш лишь шаманы позволили себе несколько слов, заметив, что во время проведения обрядов часто чувствуют присутствие тагези, но специально встречи с ним не ищут. Более того, откровенно о духах шорцы могут сказать только на смертном одре. Понятно, что в этот момент вокруг них вряд ли будут другие люди, кроме ближайших родственников.
ОЖИВШИЕ ЛЕГЕНДЫ
Полученная информация с трудом укладывается в голове, поэтому мысль о посещении Азасской пещеры, в районе которой, как утверждают местные охотники, не раз видели странных существ, возникает сама собой. До нее от ближайшего населенного пункта, деревни Усть-Кабырза, на мощном «Урале» добираться несколько часов по тайге, а если идти пешком, то можно потратить и целые сутки. Усть-Кабырза находится в месте пересечения трех горных речек - Мрас-су, Кабырза и Пызас, и, выдвигаясь в тайгу, минимум трижды придется форсировать водоемы с ледяной водой.
Указав направление движения, усть-кабырзинцы кратко инструктируют на все случаи жизни. Входя в тайгу или поднимаясь на гору, нужно попросить благословения у духов: стоя лицом к священной горе Каратак, побрызгать в разные стороны молоком или водкой. Завидев улыбку на моем лице, древняя старушка рассказывает легенду о караване, который, направляясь по Великому шелковому пути, решил сократить расстояние, перебравшись через перевал на двугорбой горе Мустаг. Погонщики не спросили разрешения у высших сил, и дух горы, разгневавшись, наслал на караван снежную бурю. Ударил мороз, животных и людей сковал лед, а когда весной снег стал сходить, под белым одеялом обнажились каменные изваяния верблюдов, погонщиков и их товара, растянувшихся по склонам Мустага. Старушка описывала все в таких красках, что во время рассказа начинаешь верить - это вовсе не легенда.
И уже куда как серьезнее относишься к информации о том, как действовать в случае встречи с медведем. В последнее время косолапые все чаще выходят к людям, задирают скотину и собак. Но люди стараются не стрелять в хозяина тайги, ведь он тоже в какой-то мере дух, самое почитаемое животное в пантеоне шорцев. Выходя из леса, нужно обязательно положить за собой две скрещенные палки, чтобы потревоженный дух медведя, блуждающий по чаще, не настиг тебя. А если «повезет» встретиться со вполне живым косолапым - то ни в коем случае не поворачиваться к нему спиной, сохранять спокойствие и тихо и медленно ретироваться.
На прощание бабулька вручила флягу с талканом - традиционным шорским напитком, приготовленным из обжаренных, перемолотых и посоленных зерен ячменя, залитых водой. Талкан шорцы всегда берут на охоту: он, несмотря на свою простоту, очень питательный и помогает сохранить силы во время длительных переходов по тайге.
В ГОСТЯХ У СТАРООБРЯДЦЕВ
Таежные леса совсем не безлюдны, как может показаться поначалу. В глухой чаще нашли пристанище отшельники-старообрядцы. Неподалеку от Азасской пещеры есть полуразвалившийся дом - еще пару лет назад здесь жил старик-отшельник, но потом он перебрался еще глубже в лес, подальше от зачастивших сюда представителей цивилизации. И тайга на правах властной хозяйки почти сразу же поглотила скромное жилище.
На Кузбассе вообще много старообрядцев. В поселке Килинск есть большая община, именно отсюда в тайгу перебралось когда-то семейство Лыковых, о котором в СССР узнали в начале 80-х годов ХХ века. Сегодня Агафья Лыкова осталась одна. Она, несмотря на все просьбы родственников, не желает возвращаться в Килинск. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и глава Таштагольского района Владимир Макута несколько раз в год снаряжают в тайгу вертолет с провиантом и дровами - здоровье у Агафьи уже не то, и сделать все необходимые запасы на зиму для себя и своей скотины она уже не может. А тогда репортаж об отшельниках перевернул наше сознание, а сами они стали чуть ли не национальными героями. По горькой иронии судьбы, к тому моменту, когда страна узнала о Лыковых, трое членов семьи - Димитрий, Саввин и Наталья (старшие братья и сестра Агафьи) уже умерли.
Община старообрядцев построила в Килинске свою школу, селяне живут натуральным хозяйством, работают на небольшой лесопилке и держат пасеки, пчелы которых дают вкуснейший мед, не чета тому, что продают в средней полосе России.
Наблюдая, как старообрядцы живут сегодня, испытываешь смешанные чувства. Они по-прежнему не признают телевидения и радио (об интернете даже говорить не стоит), категорически не приемлют алкоголя (это вообще из разряда фантастики в стране, где, по статистике, каждый человек, включая младенцев, выпивает за год 36 литров водки), отрицают контрацептивы (и вообще современные препараты, а также те лекарства, на упаковке которых имеется штрих-код), а потому в их семьях много детей, причем все одеты и ухожены. И они счастливы - это видно по их лицам и глазам. Чужака здесь радушно встретят и даже пригласят за стол, но посадят его отдельно от членов семьи и дадут ему отдельную посуду. Это нельзя считать неуважением, просто здесь так принято. Такие правила.
Нездоровый, на первый взгляд, интерес старообрядцев к фотокамере - их очень интересует марка аппарата - объясняется просто. Фотоаппараты фирмы Nikon, чье название созвучно с именем патриарха Никона, старообрядцам лучше вообще не показывать. А вот на Canon (читай - «канон») они позволят сфотографировать свой дом и его убранство - за исключением икон и самих хозяев.
Когда ты смотришь в иллюминатор самолета, делающего крутой вираж и берущего курс на Москву, этот неизвестный мир, оставшийся внизу и ставший за несколько дней таким родным, провожает тебя бескрайними просторами русской тайги и вьющимися горными реками. На берегу одной из них в 2009 году были обнаружены древние могильники, датируемые VII-VI веками до н. э. Сделанные открытия позволяют утверждать, что в истории края еще рано ставить точку.
Страна: Россия
-
- Валюта:
- рубль, RUB
-
- Употребляемые языки:
- русский, татарский, армянский, осетинский, башкирский и т.д.
-
- Получение визы:
- Безвизовый въезд
-
- Столица:
- Москва
Комментарии
Чтобы мы могли показать ваше имя и аватарку, пожалуйста зайдите на сайт через одну из соц.сетей